Названа новая причина выхода земноводных на сушу

9 марта 2017, 20:48 [ «Суть Событий» ]

Названа новая причина выхода земноводных на сушу

Первый выход позвоночных, обитающих в земных водоёмах, на сушу состоялся около 385 миллионов лет назад, в середине девонского периода. В тот момент на планете сформировались подходящие условия для освоения новых территорий. В это же время у земноводных появились два важных приспособления. Во-первых, плавники преобразовались в конечности, пригодные для передвижения по суше. Во-вторых, лёгочное дыхание заменило собой жаберное. Тёплый и влажный климат, царивший в то время на Земле, только способствовал образованию достаточного количества источников пищи, а также появлению и распространению новых видов.

Именно такая версия происхождения земноводных господствовала в науке на протяжении многих лет. Однако данные последнего исследования американских учёных заставили научные круги усомниться в некоторых этапах в истории эволюции.
Палеонтологи и эволюционные биологи Северо-Западного университета и колледжа Клермонта провели исследование, показывающее, что толчком к эволюции стало не изменение плавников, а трансформация глаз. И процесс преобразований начался раньше, чем предполагалось.

В ходе своей работы исследователи изучили 59 различных древних окаменелостей, относящихся к периоду до, во время и после выхода обитателей морей на сушу. Выяснилось, что изначально размер глазной орбиты составлял порядка 13 миллиметров, при этом к периоду освоения новых территорий он увеличился до 36 миллиметров. "Утроение" размеров глазной орбиты заняло порядка 12 миллионов лет. Если в воде, будь она мутной или чистой, днём и ночью увеличение размера глаз не давало значительного преимущества, зато в воздушной среде диапазон зрения увеличивался при этом в 70 раз.

"Мы обнаружили огромный рост визуальных возможностей у позвоночных непосредственно перед выходом из воды на сушу. Наша гипотеза заключается в том, что, может быть, животные увидели изобилие пищи на земле, что побудило их затем преобразовать плавники в конечности", - сообщил соавтор научного исследования Малкольм МакИвер. "По мере того как глаза увеличивались, они находили всё новые преимущества, и в конечном итоге остались на суше "на полную ставку", - добавил учёный.
Новая гипотеза получила название Buena Vista, что переводится как "хороший вид (обзора)", говорится в журнале PNAS.

Происхождение земноводных