Крошечная Венера из Брянска хранит древнюю тайну

18 мая 2017, 19:33 [«Суть Событий», Мильда Соколова ]

Крошечная Венера из Брянска хранит древнюю тайну

Удивительная фигурка древней богини обнаружена археологами в Брянске. Фигурке, по оценкам археологов, не менее 23 тысяч лет, и она является молчаливым свидетелем загадочной культуры, существовавшей на обширной территории.

Фигурка не имеет лица, однако обладает выраженными женскими чертами – большими бедрами и внушительной грудью, при общем размере всего в 5 см. Возраст фигурки определили ученые отдела культуры палеолита Института археологии и этнографии в Москве – российские археологи обнаружили ее на раскопках Хотилово-2, в Брянской области, на западе России. По словам исследователя Константина Гаврилова, фигурка вырезана из бивня мамонта, и в захоронении она тоже соседствовала с бивнем мамонта, на котором обнаружились даже остатки краски. Видимо, эти предметы использовались в неком древнем религиозном культе.

Скульптура в руках Константина Гаврилова © Courtesy Institut d'archéologie et d'ethnographie

Ранее такие же точно фигурки были обнаружены в самых различных местах Евразии – от берегов Байкала до Франции. Первую из богинь нашли во Франции еще в 1864 году, в районе Дордони, последние участницы древних обрядов приветствовали археологов на берегу Ангары и под Брянском в апреле 2017 года. Все фигурки очень маленькие, размером 4-25 см, и все похожи, как близнецы: у них скрюченные ножки, огромные зад и грудь, отсутствует подставка – скорее всего, они предназначены были именно для того, чтобы их клали в могильник или на древний алтарь. Материал, из которого изготовлены Венеры, мог быть самый разный – известняк, кость, глина, возраст колеблется от 20 до 35 тысяч лет.  Историки точно не могут сказать, кто их создавал и зачем, и почему столь широк ареал их распространения – пока палеолитическая Венера не открывает свою тайну.

Фото Science et Avenir