В субботу утром, 19 августа, в центре города Сургут мужчина в балаклаве и черной одежде напал на прохожих и изранил ножом семь человек. Им оказался, как сообщил Следственный комитет, местный житель, 1994 года рождения. По версии Life со ссылкой на российские спецслужбы, преступник – некий Артур Гаджиев.
МВД почти сразу же сообщило, что теракт не является основной версией нападений. Но через четыре часа ответственность за нападения в Сургуте взял на себя запрещенный в РФ ИГИЛ.
Отец 19-летнего Артура Гаджиева, Ламетулах Гаджиев, состоит, как сообщается, на учёте как экстремист и последователь радикальных религиозных течений.
Гаджиев не просто размахивал ножом, а осознанно наносил удары, которые могли причинить безоружным людям максимально тяжелые травмы, как это описывается в обучающих видео о том, которые распространяются ИГИЛ. Пятна крови, по сообщениям местных жителей, можно было видеть на проспекте Ленина, улицах Бажова и Декабристов.
Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер заявил, что преступник «может оказаться обычным шизоидом, который подумал, что его война заключается именно в этом:
«А может, он вчера принял лишние сто грамм на грудь и вот так всё закончилось».
Местные СМИ сообщали о задержании еще одного мужчины - якобы произошло это после сообщений о стрельбе. Агентство Росбалт сообщило, что «по уточненным данным, в нападении участвовали двое мужчин. Одного удалось ликвидировать полиции, второй скрылся».
Сургутское агентство К-информ со ссылкой на очевидцев сообщило, что «неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в магазине «Северный», топором порезали женщину у банкомата. Есть сообщения о стрельбе в нескольких районах города».
Городской телеканал С-1 сообщил, что в его распоряжении есть видео, снятое на камеры видеонаблюдения, установленные в торговом центре «Северный», на котором видно, как «молодой человек переодевается в черное, бросает дымовую шашку и убегает».
Во второй половине дня в Сургуте стали закрывать крупные торговые центры, так бывает когда есть опасения, что в них могут быть заложены бомбы.
После того как городское управление гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций распространило видеообращение к горожанам с просьбой «в целях сохранения жизни и здоровья» не покидать своих домов, люди стали уезжать из города.
«На подъезде к Нефтеюганску огромные пробки, все уехали из Сургута. Не хочется стать очевидцем еще чего-то», — сказала корреспонденту «Новой газеты» жительница Сургута, вместе с семьей уехавшая в соседний населенный пункт.
В городе реально воцарилась паника. Женщина, работающая парикмахером в ТЦ «Северный», написала в сети Инстаграм:
«Сегодня у меня на работе произошел теракт. Есть жертвы. Вот сижу, не знаю, как дальше работать, магазин оцепили, не кого не пускают. А я напилась валерьянки и пытаюсь успокоится… Но я успела до стричь своего клиента до эвакуации))».
В соцсетях писали о «банде из пяти человек в черных капюшонах, минировании торгового центра», сравнивали нападения с недавними ножевыми террористическими атаками «Исламского государства» в Испании и Финляндии: ««боремся» с террористами в Сирии, но в итоге они просто заходят через другую дверь», «в жизни не поверю, что он просто в один день сошел с ума и решил из хулиганских побуждений начать резать людей, прицепив что-то похожее на пояс с гранатами».
ИГИЛ признал нападавших своими «солдатами». Это означает, что они не являются членами террористических ячеек, а лишь совершили перед терактом формальную процедуру принятия присяги ИГИЛ, самостоятельно приняв решение о нападении. Совпадение по времени с терактами в Испании и Финляндии не может быть случайным. Очевидно, что существуют каналы связи, по которым террористы-одиночки получают побуждающую их к терактам информацию.
Недавние задержания в России готовивших теракты джихадистов свидетельствуют о том, что ИГИЛ намеревался синхронизировать организованные теракты с действиями «волонтеров»-одиночек.
То, что теракты в Европе и России произошли именно сейчас, также нельзя назвать случайностью. ИГИЛ терпит поражение на Ближнем Востоке и отвечает на них так, как он умеет это делать - террором.
Теперь можно с полной уверенностью сказать, что участие России в войне в Сирии не помогло победить терроризм «на дальних подступах». По моему мнению, формат этого участия, если уж без него нельзя было обойтись (в чем я сомневаюсь), мог и должен быть совершенно иным. Иной должна была быть и чисто военная стратегия. Сейчас же происходит просто выдавливание джихадистов с ближнего Востока в другие регионы планеты, в том числе и в Россию. Поэтому можно предположить, что террористическая активность как спящих ячеек ИГИЛ, так и террористов-одиночек, будет только усиливаться.
Готовы ли российские спецслужбы к такому повороту событий? Никакой уверенности в этом, к сожалению, нет..
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.