Кто виновен в гибели группы российских офицеров во главе с генералом Асаповым? Фото: Global Look Press
Наблюдая за тревожным развитием ситуации в Сирии, несложно заметить, что Россия обрушивает свою военную мощь лишь против врагов США: реальных или мнимых. То есть, мы играем роль младшего партнера. А в таком статусе любые возмущения теми или иными действиями «старших» не только напрасны, но попросту смешны.
Гибель в Сирии в районе Дейр-эз-Зора руководителя группы российских военных советников генерал-лейтенанта Валерия Асапова стала результатом двуличной политики США, проводимой в этой стране. Об этом в понедельник журналистам заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
По словам Рябкова, действия США под Дейр-эз-Зором демонстрируют, что для Вашингтона в ряде случаев геополитические цели важнее декларируемой борьбы с терроризмом:
«Факт, к сожалению, налицо и он очень тревожный. Мы убедились в очередной раз, что американская сторона, декларируя, что заинтересована в ликвидации запрещенной в РФ группировки ИГ (террористическая организация «Исламское государство» - прим. ТАСС) и победе над террористами в Сирии, фактически некоторыми своими действиями демонстрирует обратное, а именно, что некоторые политические и геополитические задачи для Вашингтона важнее».
Вообще-то такое заявление высокопоставленного российского дипломата свидетельствует либо о его слабом знакомстве с мировой историей, либо, что более вероятно, просто о попытке хоть в какой-то форме выразить возмущение очередным «ударом в спину».
Первым западным политиком, заявившим о приоритете не идеологических соображений в том, что касается внешней политики, а именно геополитических интересов своей страны, был кардинал Ришелье. Именно он ввел в оборот выражение «raison d'état» - государственный или национальный интерес.
С тех пор вся внешняя политика ведущих стран Запада строится именно на основе национального интереса. «Некоторые политические и геополитические задачи» (как выразился господин Рябков), то есть проекции долгосрочной национальной стратегии на геополитическую плоскость, действительно для Вашингтона куда важнее, чем официально декларируемая борьба с терроризмом.
Не имеет отношения к борьбе с терроризмом на дальних подступах и участие России в боевых действиях в Сирии. Причину того, что российские начальники ввязались в затяжной военный конфликт на отдаленной территории следует искать как в интересах крупных нефтегазовых корпораций РФ, так и надеждах добиться отмены или ослабления антироссийских санкций в обмен на помощь проамериканской коалиции в реализации тех самых «политических и геополитических задач».
За время военной операции в Сирии российское руководство не раз уже рапортовало том, что поставленные перед российскими военными задачи выполнены. В марте 2016-го года неожиданно для всех был даже объявлен вывод временного контингента из СР («Наши уходят из Сирии - для российских военных война закончилась»). А несколько дней назад было озвучено освобождение от ИГИЛ (запрещен в РФ) 80 и даже более процентов территории Сирии.
И вот – очередной «удар в спину». По данным военных экспертов, под минометный обстрел попала вся группа управления операцией в Дейр эз-Зор. Погибли или были тяжело ранены кроме генерала Асапова еще пять старших офицеров включая двух полковников…
Конечно, удивительно, что пункт управления крупной войсковой операцией не держит, что называется, мину. Хотя, не факт, что это была мина, а не управляемая ракета, точно наведенная по данным аэрокосмической или агентурной разведки США.
Кто конкретно нанес этот удар, догадаться нетрудно. Курдские СМИ сообщают, что истребители ВКС Российской Федерации бомбят позиции и места дислокации «Сирийских Демократических Сил (СДС) и Военного Совета Дейр- эз-Зора вблизи нефтяной компании «Конико»:
«Согласно военным источникам из СДС, в настоящее время истребители ВКС РФ бомбят позиции СДС и Военного Совета Дейр-эз-Зора, концентрированные вблизи нефтяной компании «Конико». Согласно тому же источнику, обстрел продолжается до настоящего момента. Нефтяная компания «Конико» расположена на северо-востоке от Дейр-эз-Зор, которая была освобождена бойцами СДС 23 сентября. Следует отметить, что до этого ВКС РФ нанесли авиаудар по позициям бойцов СДС в районе Дейр-эз-Зор, что привело к ранению шести бойцов СДС».
Сирийские демократические силы (СДС) - альянс сил вооруженной оппозиции в Сирии, образованный 10 октября 2015 года. Включает КУРДСКИЕ отряды народной самообороны, различные арабские оппозиционные группы, входящие в Сирийскую арабскую коалицию, а также ассирийские, армянские и туркменские отряды. Правительство США объявило о поддержке альянса в рамках новой стратегии борьбы с ИГИЛ. По состоянию на весну 2016 г., силы СДС насчитывали около 25 тысяч курдских ополченцев и около 5 тысяч арабов. В ходе конфиденциального визита в Сирию 21 мая 2016 года Джозеф Вотел, глава командования вооружённых сил США на Ближнем Востоке, встретился с лидерами СДС. Вотел одобрил подготовку местных сил самообороны военными советниками США.
В ответ на бомбардировки своих позиций российскими ВКС курдские СДС выпустили официальный пресс-релиз, в котором заявляют, что будут применять законное право на самооборону.
Таким образом, курды, которые на Ближнем Востоке были нашими союзниками, и с помощью которых Россия могла создать проблемы ряду своих геополитических оппонентов, перешли на «другую сторону баррикад» и стали по факту нашими врагами.
О том, что российские военные жестко ответят на обстрелы российского спецназа и сирийских войск боевиками сирийской оппозиции, еще 21 сентября заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков. Он сообщил, что сирийские правительственные войска были «дважды атакованы из районов, где расположены боевики СДС и военнослужащие американских спецподразделений». Огонь велся из минометов и реактивной артиллерии.
19 сентября CNN со ссылкой на свои источники сообщил, что бойцы американских сил специальных операций находились в непосредственной близости от места нанесения российской авиацией удара в окрестностях Дейр-эз-Зора в Сирии 16 сентября. Американские военные консультировали бойцов одного из подразделений СДС. После атаки российской авиации американские медики оказывали помощь раненым бойцам СДС.
Нельзя исключить, что минометный или ракетный обстрел командного пункта, где находился генерал Асапов и другие российские военные советники, был своего рода «ответкой» на бомбардировки позиций СДС российскими ВКС. Причем «ответкой» прицельной и эффективной, которая уничтожила тех, кто, похоже, и принимал решения на обстрел позиций курдов и их американских советников.
Сейчас российские ВКС атакуют не только курдов в Дейр-эз-Зоре, но и боевиков на севере Хамы, и в Идлибе. Чего достигнут эти атаки, сказать трудно. В самом начале военного конфликта в Сирии ведущий западный военный эксперт и стратегист Мартин ван Кревельд предостерег Запад от прямого участия в боевых действиях против джихадистов. «Чем больше мы убиваем террористов, тем эффективней они становятся», — заметил он в этой связи.
Американские генералы эти военные максимы понимают очень хорошо и поэтому США воюют на ближнем Востоке чужими руками. В том числе и российскими. Причем, по мере вытеснения ИГИЛ из Сирии и Ирака, помощь России становится все менее актуальной. И все более актуальной становится задача вытеснения из этого стратегически важного региона уже самой РФ. А возмущаюшие российский МИД «удары в спину» играют роль подручного инструмента для выполнения этой очевидной задачи.
Грубая военная сила имеет серьезное геополитическое значение и вес только, когда ее обладатель готов ее применить против любого вероятного противника. Россия обрушивает свою военную мощь только лишь против врагов США, реальных или мнимых. То есть играет роль их младшего партнера. А в таком подчиненном статусе любые возмущения теми или иными действиями «старших» не только напрасны, но попросту смешны.
Минобороны РФ опровергло сообщения о бомбардировках позиций СДС российскими ВКС. А Госдеп США, в свою очередь, открестился от обвинений в причастности к гибели генерала Асапова. Такого рода официальные заявления, как правило, не имеют никакого отношения к реальной действительности. Военный конфликт в Сирии обретает совсем другое содержание, чем в его начале. Сегодня основными противниками российских и сирийских военных могут стать, а, похоже, уже стали, вовсе не террористы ИГИЛ, а США и поддерживаемые ими курды. Хотя и джихадистов тоже нельзя списать со счетов. Они ловко маневрируют в районе Дейр-эз-Зора, стремясь своими действиями посильнее «столкнуть лбами» Россию и Сирию с курдами.
Тем дальше, тем больше очевидно, что военные действия в Сирии не приносят России никаких дивидендов.
Старинная суфийская притча рассказывает, как на Востоке ловят обезьян. Берут калебас – кувшин с узким горлом, кладут туда горсть орехов и оставляют на земле. Обезьяна сует лапу в калебас, но вытащить лапу, сжимающую орехи, не может. Обезьяна не может ни вытащить лапу, ни бросить лакомство. Она не может расстаться с тем, что считает своим, поэтому остается на месте и дает себя поймать охотникам.
Кто в нынешнем конфликте на Ближнем Востоке охотник, кто обезьяна, а кто играет роль калебаса с орехами, объяснять не надо.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Опрос от Суть Событий
Что такое Сирия для России в вашем понимании прежде всего?
Спасибо за Ваш голос! Через некоторое время он будет засчитан
Варианты ответов:
- - Символ возрождения России как великой державы - 24%
- - Сирия - наш последний бастион в противостоянии с США и Западом. Дальше отступать нельзя - 25%
- - Реальная борьба с терроризмом "на дальних подступах". Не победим, ИГ придет к нам - 26%
- - Ловушка, в которую нас заманили, и из которой мы должны вырваться, пока она не захлопнулась - 26%
Число проголосовавших: 4626
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.