фото: Globallookpress.com
Что происходит в Ереване и почему такой резонанс в России и Армении вызвало заявление Пашиняна о слабости и даже никчемности гордости российского ВПК - знаменитых "Искандеров"? В поисках ответа на этот вопрос мы посчитали интересной публикацию пресс-клуба Азербайджана, с которым "Суть событий" поддерживает давние дружественные связи. Приводим ее ниже без купюр.
"В эксклюзивном интервью 1.in.am, отвечая на вопрос об обвинении третьего президента Сержа Саргсяна в том, что армянская армия не стреляла из “Искандера”, премьер-министр Никол Пашинян сделал сенсационное заявление. В частности, он сказал, что ракеты “Искандер” не взорвались или взорвались на 10 процентов, а Саргсян задает вопросы, ответы на которые ему известны.
Это вызвало бурю возмущения в России. Политологи, военные эксперты, депутаты Госдумы наперебой обвинили Пашиняна в неблагодарности, в попытке объяснить причину поражения Армении на поле боя крайне низкой эффективностью российского оружия. Большинство материалов СМИ России за 24 февраля, посвященных анализу заявления армянского премьер-министра, имели один и тот же заголовок: “Плохому танцору «Искандеры мешают”.
Однако некоторые, в первую очередь, армянские СМИ заглядывали глубже. Тот же 1.in.am, распространивший упомянутое интервью Пашиняна, писал:
“Во время 44-дневной войны вопрос “Искандера” был одной из самых обсуждаемых. Дело в том, что “Искандер” был обнародован после четырехдневной войны в апреле, его преподносили как страшное оружие Армении, которое всегда заставляло Баку опасаться начала войны, а если бы она началась, то просто бы уничтожила Азербайджан”.
“Однако почему самое мощное оружие армянской армии, которое также считается достижением российской военной промышленности, не выстрелило или не взорвалось?” – задается вопросом автор статьи Акоб Бадалян и высказывает следующее предположение:
“Дело здесь вряд ли в том, что само достижение некачественное. Вопрос в том, каково было качество поставок в Армению. И в этом смысле заявление Никола Пашиняна значимо на фоне откровения бывшего главы Генштаба Армении генерала Артака Давтяна после окончания войны”.
Тогда, отвечая на обвинение другого генерала Мовсеса Акопяна в изменении плана закупок вооружений после революции 2018 года, Давтян сказал слова, на которые мало кто обратил внимания.
“Давтян сказал, что план не изменился, и его не так просто изменить, так как это двусторонний процесс, то есть, его необходимо согласовать с поставщиком. В то же время Давтян заявил, что, будучи главой Генштаба, он намеревался лишь инициировать изменение в части ракет “Искандера”, что, однако, не осуществилось, поскольку это намерение не было одобрено российской стороной. Генерал не сообщил подробностей, в частности, почему он хотел заменить ракеты “Искандер”, отметив, что здесь имеется информация, содержащая государственную тайну”.
“Но теперь, когда Никол Пашинян заявляет, что ракеты не взорвались или взорвались на 10%, и Серж Саргсян знал об этом, заявление Артака Давтяна после войны становится очень примечательным”, – заключает автор статьи и ставит вопросы: “Какие проблемы возникли у “Искандеров”, поставляемых в Армению? Почему они возникли? Кто за них должен был отвечать? Ставил ли Ереван такие вопросы перед Россией до 2018 года? Каковы были ответы? Знал ли Азербайджан о возможных проблемах с ракетами?”
Привлекает внимание и статья военного обозревателя Александра Хроленко, опубликованная в Sputnik/Армения. Он допускает, что “публичная дискредитация российского оружия” может быть и “вопросом стратегического выбора” со стороны Армении.
“Возможно, Пашинян оказался недостаточно информирован или введен в заблуждение кем-то из советников. Тактико-технические характеристики и репутация российских ракетных комплексов столь высоки, что в защите от профанов не нуждаются. Россия неслучайно контролирует треть мирового оружейного рынка. Объем российского экспорта вооружений в 2020 году составил $13 млрд. Эти цифры и факты свидетельствуют о качестве оборонной продукции, которую большинство стран приобретает за свои кровные деньги и за полную стоимость”.
Читателю должно быть понятно, на что намекает обозреватель, говоря о том, что большинство стран приобретает российское вооружение “за свои кровные деньги и за полную стоимость”. Надо только добавить: “в отличие от Армении”. Но дальше он все же подчеркивает, что к Армении у Роcсии “особое отношение” (и конечно, особые планы на ее счет):
“Приобрести такое оружие хотели бы десятки стран, и лишь немногие имеют возможность получить экспортную модификацию “Искандер-Э”. Армении повезло, ведь сопоставимых по дальности и точности квазибаллистических маневрирующих в полете, неуловимых для ПВО противника ракет не существует… Россия делится высокотехнологичными возможностями не со всеми подряд странами. На этом фоне интервью Пашиняна – как гром среди ясного неба. Комплекс “Искандер-М” принят на вооружение Российской армии в 2006 году, признан лучшим в своем классе на планете, и оценка “оружие 80-х” – выглядит оскорбительно”.
Далее военный обозреватель, оттолкнувшись от “откровенно обвинительного заявления премьер-министра Армении относительно российского ОТРК”, делает выводы:
“Некомпетентность или дезинформация могут оказаться не самыми худшими сценариями (это выглядит слишком просто). Возможно, публичная дискредитация российского оружия – “вопрос стратегического выбора”, часть некой программы структурного и качественного реформирования армянской армии, и тогда возникают вопросы. Какое оружие намерен приобретать Ереван в обозримой перспективе, по каким стандартам укреплять обороноспособность? И, главное, с какой конечной целью начинается новый этап военного строительства? Логично предположить, что после осенних боев в Карабахе сделаны выводы, намечены планы. Однако старая истина гласит: “У победы всегда много отцов, а поражение – всегда сирота”. Из интервью Пашиняна следует, что в Минобороны и в Генеральном штабе идет большая аналитическая работа, чтобы “доказать, узнать, увидеть всю правду о войне”, при этом возбуждено более 1000 уголовных дел. Трудно понять, чего здесь больше – поиска истины и коррекции стратегии или “назначения виноватых” – для последующих репрессий. И для ухода от ответственности главных “отцов” поражения, количество которых объективно ограничено цифрой без нулей. В обширном тексте интервью о национальной безопасности после реверанса “обязательства ОДКБ сформулированы в международно признанных границах Армении” далее отношения с Организацией нигде не упомянуты ни одним предложением. А ведь ОДКБ – единственная надежная опора Армении в условиях послевоенной турбулентности и непрочного мира в Карабахе. Часто употребляемые слова “Революция” и “Конституция” сами собой ничего не отрегулируют, безопасность страны не гарантируют. Армия – основа стабильности любого государства, но рассуждения о “существенных реформах” без конкретного плана действий выглядят деструктивно. Как и поверхностные рассуждения о низком боевом потенциале российского оружия, с намеками на неистребимую коррупцию в национальной армии и примыкающем секторе поставок по линии ВТС”.
Пресс Клуб: Ракетный комплекс “Искандер-М” предназначен для уничтожения критически важных объектов противника (военных баз, командных пунктов и узлов связи, ракетных комплексов, самолетов и вертолетов на аэродромах) на дальности до 500 км с высокой точностью. Армения располагает экспортными ОТРК “Искандер-Э” дальностью до 300 км. Как тут не вспомнить про ракету, взорвавшуюся на окраине Баку (над Хырдаланом) за несколько часов до вхождения азербайджанской армии в Ханкенди, непосредственно подписания трехстороннего заявления о прекращении войны. Даже если допустить, что эта ракета вылетела из Армении, до Баку она все равно не долетела бы.
25 февраля 2021 года
Оригинал публикации здесь.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: