Фото из Википедии (Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)
В календаре моего дошкольного детства было три основных праздника: Новый год, Первое мая и Седьмое ноября - день Великой октябрьской социалистической революции. Были ещё четыре, но они относились к числу семейных торжеств, которые не требовали особой подготовки. А для меня были важны не сами эти праздники, а процесс подготовки к ним. а если быть уж совсем точным, то я с нетерпением ждал похода с мамой во «Дворец Чародея». Так я называл Гастроном №1 на улице Горького, ныне Тверской, известный всей Москве и её гостям исключительно как «Елисеевский магазин». Он находился в 30 минутах ходьбы от нашего дома, но мы ездили туда на троллейбусе с пересадками. Мама надевала на меня кожаный ранец, который достался мне от сестры и с которым потом я стал ходить в школу. Она засовывала туда несколько авосек, и мы отправлялись в путешествие в сказку.
В то время наш народ жил не очень хорошо, испытывал временные трудности с наличностью, поэтому во «Дворце Чародея» людей было немного. Я влетал в центральный торговый зал с возгласами «какие красивые люстры, как она сверкают!», чем вызывал улыбки умиления и у посетителей, и у продавцов. Меня восхищало всё – и позолота лепнины, и разноцветие фигурных колонн, и дубовые двери, и зеркала, и огромные часы, пол, мрамор на прилавках.
Праздничная экскурсия начиналась со стойки разлива сока из огромных стеклянных конусообразных колб. Несмотря на все уговоры попробовать томатный, морковный, яблочный, сливовый, виноградный, я точно знал, что буду пить вишнёвый. Я любил сок с пенкой, с пузыриками. Если в колбе было меньше половины, то продавщица заполняла её доверху, чтобы создать необходимый для образования пенки напор. Пил я медленно, внимательно рассматривая стены, вазы, стёкла витрин. Тайком от родителей мамина землячка, весёлая, крайне набожная старушка, таскала меня в Храмы Святителя Николая в Кленниках, Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. Там тоже было очень красиво, но стены и потолки давили, а атмосфера угнетала. Здесь же было светло и свободно.
Конечно же, больше всего меня интересовал кондитерский отдел, где в хрустальных вазах горкой лежали разнообразные конфеты в пёстрых обертках, были выставлены коробки шоколадных конфет. Самая дорогая коробка была «Малахитовая шкатулка», где на шёлковой ткани лежали шоколадки в разноцветной фольге. Но сюда мы приходили лишь в самом конце путешествия. А начиналось оно с рыбного отдела.
В белых эмалированных лоханках лежало несколько видов и сортов зернистой икры – чёрной и красной. Мама брала по 100 граммов той и другой, но самой крупной. Я же любил паюсную и самую дешёвую ястычную икру. Забытый ныне Московский калач со сливочным маслом и тонким ломтиком паюсной икры был для меня невероятным деликатесом! В колбасном отделе покупалась мясная закуска. Особенно меня интриговали «свежайшие нарезки со слезой». Я допытывался, почему они «плачут», но никакого вразумительного для меня ответа не мог получить. Однажды какой-то военный в очереди доходчиво по-армейски пошутил, что это «свинья плачет, что её забили». Много лет после этого я не мог есть тамбовский окорок…
По завершению покупок всё, что не должно было помяться или раздавиться, складывалось в мой ранец, и мы, уставшие, возвращались в коммунальную квартиру на проезде Серова, ныне Лубянский проезд. Пассажиры троллейбуса терпеливо слушали мою болтовню о «Дворце Чародея», хорошо понимая, о чём идёт речь. И понятен был мой восторг, когда мы переехали на новую квартиру по соседству с Елисеевским магазином.
Однако по мере роста благосостояния советского народа и увеличения денежных знаков в его кошельках, в результате уверенного продвижения к Коммунизму и успешного выполнения Продовольственной программы, товарная масса пищевых продуктов почему-то постоянно сокращалась. Первыми из «Дворца Чародея» исчезли крабы и икра, осетровые и балыковые, угри и миноги, за ними последовали окорока, колбасы и сыры. Вместо корзин с виноградом витрины стали украшать пирамиды банок со сгущенкой и бутылок с сиропом. При входе и выходе обрывались сотни пуговиц пальто, плащей и костюмов, а у прилавков и касс разворачивались настоящие бои за место в очереди. И никто уже не обращал внимания на красоту и убранство «Дворца Чародея». Да и сам Дворец перестал следить за собой - в люстрах половина лампочек не горела, зеркала помутнели, сквозь немытые окно едва проглядывалась центральная улица столицы.
Но вот в 2005 году вроде бы наступила эпоха Ренессанса, и сказочный Дворец моего детства обрёл хозяина в лице сети «Алые паруса». Он вложился в реставрацию и поддержание исторического антуража, модернизировал торговые площади, но видимо так и не сумел понять и чётко сформулировать концепцию своего бизнеса. Я не специалист по розничной торговле и не могу рассуждать о роли парковки, кремлёвских «контрсанкций», короновируса или отсутствия туристов в банкротстве магазина. 120 лет назад купец Григорий Елисеев открыл свой гастроном для того, чтобы поразить и покорить всех роскошью интерьера, экзотикой и эксклюзивностью предложения продовольственных товаров и вин, отменным обслуживанием. Когда же я впервые зашёл в отреставрированный и обновленный «Елисеевский», я не нашёл там ничего такого, что бы мне захотелось попробовать или купить. Хотя бы 100 г. Стандартный набор продуктов по сильно завышенной цене. Я бродил по магазину, все еще восхищался интерьером и вспоминал детство. Ко мне подошла администратор с охранником в нескольких шагах от неё и предложила мне помочь сделать выбор. «Из чего? Что здесь есть такое, чего нет в других магазинах?» - спросил я. «Миноги, жаренные и маринованные, - показала она на лоток с некалиброванными круглоротыми предшественниками рыб. Ну, поставщики-то у всех одни и те же».
Елисеевский на Тверской - это не просто торговая точка. Это - магазин-музей. Это туристическая жемчужина, уникальная московская и всероссийская достопримечательность. Поэтому власти любыми средствами должны найти реального хозяина Гастроному №1 и помочь ему сохранить исторический гастрономический бизнес.
Однако решить эту проблему будет совсем не просто. Бизнес настораживают условия аренды, выдвигаемые правительством Москвы, и многочисленные обременения, которые ставят под сомнение коммерческий успех предприятия. А ведь ему необходимо поддерживать великолепный интерьер и обеспечивать высочайший уровень сервиса. В результате «Дворец Чародея», который пережил войны и революции, споткнулся о Век плитки, и оказался с опустевшими полками и растерянными продавцами, ожидающими закрытия магазина в ближайшие дни.
Игорь Макурин,
Суть событий
Добавляйте CСб в свои источники дзен
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
//Новости giraff.io
Картина дня
Главное из заявлений Владимира Путина по итогам саммита ОДКБ
Трамп анонсировал массовые депортации после стрельбы у Белого дома
В Гонконге арестовали троих человек из-за пожара, в котором погибли 44 человека
Россия закроет генконсульство Польши в Иркутске - последнее в РФ
Адвокат экс-мэра Владивостока Гуменюка заявил, что тот освобожден от наказания после получения награды на СВО
Кассационный суд оставил проданную в "неустойчивом состоянии" квартиру Ларисе Долиной, но впереди еще суд Верховный
Кэти Перри выиграла суд против бывшего владельца дома, доказывавшего, что в момент продажи был не в себе
Наши публикации
Шпионское счастье. Глава 39
Скандал со сливом в США телефонных разговоров Уиткоффа, Ушакова и Дмитриева не должен повредить переговорному процессу
США и Украина доработали мирный плана Трампа, Европа предложила свой, а Москва ждет, чем это все кончится
Умеров опроверг согласование мирного плана во время командировки в США, а Трамп пока продолжает хранить молчание
Глава "Автоваза" не опасается роста цен на такси, но ему-то и опасаться нечего
Появились новые детали о мирном плане США по Украине, но пока все на уровне утечек и сплетен
Axios: Уиткофф отменил встречу с Зеленским в Турции, а США и Россия разрабатывают новый мирный план
Слухи, скандалы, сплетни
Кассационный суд оставил проданную в "неустойчивом состоянии" квартиру Ларисе Долиной, но впереди еще суд Верховный
Кэти Перри выиграла суд против бывшего владельца дома, доказывавшего, что в момент продажи был не в себе
Жених Лерчек рассказал о ее проблемах со здоровьем
Анна Седокова: "Всем, кто пишет мне «чтоб ты сдохла», хочу сказать: поверьте, я сдохла год назад"
Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова
Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"
Наука
Илон Маск намерен выпускать по миллиону человекоподобных роботов Optimus в год
SpaceX успешно запустила Starship после нескольких неудачных пусков
Роскосмос сообщил об устранении утечки воздуха на модуле "Звезда" МКС, о которой известно с 2019 года
«Яндекс» планирует заняться созданием человекоподобных роботов
Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов
Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве
В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"
Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним
Туризм
Россияне смогут въехать в Иорданию без визы с 13 декабря
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян
В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится
Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа
Спорт
Олег Малышев покинул пост гендиректора "Спартака"
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»
Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать
Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана
«Оренбург» сыграет вместо исключенного «Торпедо» в новом сезоне РПЛ
МВД назвало размер взятки арбитру за помощь «Торпедо» в решающем матче
Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак
Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!
Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!
Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира


Депутат Свинцов заявил, что Apple может отключить россиянам iPhone, не сказал только, зачем это ему нужно
Суд приговорил всех фигурантов по делу о подрыве Крымского моста к пожизненному заключению
Аглае Тарасовой дали условный срок по делу о запрещенных веществах
Андрей Троицкий. Шпионское счастье, глава 38