Фото из Википедии (Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)
В календаре моего дошкольного детства было три основных праздника: Новый год, Первое мая и Седьмое ноября - день Великой октябрьской социалистической революции. Были ещё четыре, но они относились к числу семейных торжеств, которые не требовали особой подготовки. А для меня были важны не сами эти праздники, а процесс подготовки к ним. а если быть уж совсем точным, то я с нетерпением ждал похода с мамой во «Дворец Чародея». Так я называл Гастроном №1 на улице Горького, ныне Тверской, известный всей Москве и её гостям исключительно как «Елисеевский магазин». Он находился в 30 минутах ходьбы от нашего дома, но мы ездили туда на троллейбусе с пересадками. Мама надевала на меня кожаный ранец, который достался мне от сестры и с которым потом я стал ходить в школу. Она засовывала туда несколько авосек, и мы отправлялись в путешествие в сказку.
В то время наш народ жил не очень хорошо, испытывал временные трудности с наличностью, поэтому во «Дворце Чародея» людей было немного. Я влетал в центральный торговый зал с возгласами «какие красивые люстры, как она сверкают!», чем вызывал улыбки умиления и у посетителей, и у продавцов. Меня восхищало всё – и позолота лепнины, и разноцветие фигурных колонн, и дубовые двери, и зеркала, и огромные часы, пол, мрамор на прилавках.
Праздничная экскурсия начиналась со стойки разлива сока из огромных стеклянных конусообразных колб. Несмотря на все уговоры попробовать томатный, морковный, яблочный, сливовый, виноградный, я точно знал, что буду пить вишнёвый. Я любил сок с пенкой, с пузыриками. Если в колбе было меньше половины, то продавщица заполняла её доверху, чтобы создать необходимый для образования пенки напор. Пил я медленно, внимательно рассматривая стены, вазы, стёкла витрин. Тайком от родителей мамина землячка, весёлая, крайне набожная старушка, таскала меня в Храмы Святителя Николая в Кленниках, Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. Там тоже было очень красиво, но стены и потолки давили, а атмосфера угнетала. Здесь же было светло и свободно.
Конечно же, больше всего меня интересовал кондитерский отдел, где в хрустальных вазах горкой лежали разнообразные конфеты в пёстрых обертках, были выставлены коробки шоколадных конфет. Самая дорогая коробка была «Малахитовая шкатулка», где на шёлковой ткани лежали шоколадки в разноцветной фольге. Но сюда мы приходили лишь в самом конце путешествия. А начиналось оно с рыбного отдела.
В белых эмалированных лоханках лежало несколько видов и сортов зернистой икры – чёрной и красной. Мама брала по 100 граммов той и другой, но самой крупной. Я же любил паюсную и самую дешёвую ястычную икру. Забытый ныне Московский калач со сливочным маслом и тонким ломтиком паюсной икры был для меня невероятным деликатесом! В колбасном отделе покупалась мясная закуска. Особенно меня интриговали «свежайшие нарезки со слезой». Я допытывался, почему они «плачут», но никакого вразумительного для меня ответа не мог получить. Однажды какой-то военный в очереди доходчиво по-армейски пошутил, что это «свинья плачет, что её забили». Много лет после этого я не мог есть тамбовский окорок…
По завершению покупок всё, что не должно было помяться или раздавиться, складывалось в мой ранец, и мы, уставшие, возвращались в коммунальную квартиру на проезде Серова, ныне Лубянский проезд. Пассажиры троллейбуса терпеливо слушали мою болтовню о «Дворце Чародея», хорошо понимая, о чём идёт речь. И понятен был мой восторг, когда мы переехали на новую квартиру по соседству с Елисеевским магазином.
Однако по мере роста благосостояния советского народа и увеличения денежных знаков в его кошельках, в результате уверенного продвижения к Коммунизму и успешного выполнения Продовольственной программы, товарная масса пищевых продуктов почему-то постоянно сокращалась. Первыми из «Дворца Чародея» исчезли крабы и икра, осетровые и балыковые, угри и миноги, за ними последовали окорока, колбасы и сыры. Вместо корзин с виноградом витрины стали украшать пирамиды банок со сгущенкой и бутылок с сиропом. При входе и выходе обрывались сотни пуговиц пальто, плащей и костюмов, а у прилавков и касс разворачивались настоящие бои за место в очереди. И никто уже не обращал внимания на красоту и убранство «Дворца Чародея». Да и сам Дворец перестал следить за собой - в люстрах половина лампочек не горела, зеркала помутнели, сквозь немытые окно едва проглядывалась центральная улица столицы.
Но вот в 2005 году вроде бы наступила эпоха Ренессанса, и сказочный Дворец моего детства обрёл хозяина в лице сети «Алые паруса». Он вложился в реставрацию и поддержание исторического антуража, модернизировал торговые площади, но видимо так и не сумел понять и чётко сформулировать концепцию своего бизнеса. Я не специалист по розничной торговле и не могу рассуждать о роли парковки, кремлёвских «контрсанкций», короновируса или отсутствия туристов в банкротстве магазина. 120 лет назад купец Григорий Елисеев открыл свой гастроном для того, чтобы поразить и покорить всех роскошью интерьера, экзотикой и эксклюзивностью предложения продовольственных товаров и вин, отменным обслуживанием. Когда же я впервые зашёл в отреставрированный и обновленный «Елисеевский», я не нашёл там ничего такого, что бы мне захотелось попробовать или купить. Хотя бы 100 г. Стандартный набор продуктов по сильно завышенной цене. Я бродил по магазину, все еще восхищался интерьером и вспоминал детство. Ко мне подошла администратор с охранником в нескольких шагах от неё и предложила мне помочь сделать выбор. «Из чего? Что здесь есть такое, чего нет в других магазинах?» - спросил я. «Миноги, жаренные и маринованные, - показала она на лоток с некалиброванными круглоротыми предшественниками рыб. Ну, поставщики-то у всех одни и те же».
Елисеевский на Тверской - это не просто торговая точка. Это - магазин-музей. Это туристическая жемчужина, уникальная московская и всероссийская достопримечательность. Поэтому власти любыми средствами должны найти реального хозяина Гастроному №1 и помочь ему сохранить исторический гастрономический бизнес.
Однако решить эту проблему будет совсем не просто. Бизнес настораживают условия аренды, выдвигаемые правительством Москвы, и многочисленные обременения, которые ставят под сомнение коммерческий успех предприятия. А ведь ему необходимо поддерживать великолепный интерьер и обеспечивать высочайший уровень сервиса. В результате «Дворец Чародея», который пережил войны и революции, споткнулся о Век плитки, и оказался с опустевшими полками и растерянными продавцами, ожидающими закрытия магазина в ближайшие дни.
Игорь Макурин,
Суть событий
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Картина дня
Центробанк все-таки снизил ключевую ставку - до 16,5%
Депутат-единорос Сергей Боярский предложил заблокировать международные звонки на стационарных телефонах
CNN сообщил о визите Кирилла Дмитриева в США, подчеркивая, что это произошло через два дня после введения Трампом санкций
ЦИК обратится в прокуратуру из-за указа Балицкого об увольнении главы запорожского избиркома
Задержан глава Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников
Бородина и Галич набросились на Ивлееву из-за предположения о сговоре звезд с мошенниками
Екатерина Мизулина усомнилась, что аккаунты известных блогеров на самом деле взламывают
Наши публикации
Шпионское счастье. Глава 7
«Голубиная охота» или Операция кабан
Венгрия обещала гарантировать беспрепятственный въезд Путина, осталось решить, как в нее попасть
Родителей предлагают обязать регистрировать сим-карты детей для контроля доступа в сеть
Привет Зеленскому: Трамп заявил, что Соединенным Штатам "Томагавки" и самим нужны
Тысячи фур стоят на границе Казахстана с Россией и Китаем из-за выявления "серых схем" ввоза товаров
С матерком уволенный самарским губернатором глава района госпитализирован в кардиологию
Слухи, скандалы, сплетни
Екатерина Мизулина усомнилась, что аккаунты известных блогеров на самом деле взламывают
Бородина и Галич набросились на Ивлееву из-за предположения о сговоре звезд с мошенниками
Маргарита Симоньян: "Первую химию я прошла вчера. Предстоит еще сколько-то, потом лучевая"
Певица Лолита о звонке телефонных мошенников: "Милявская - дура, с первого раза код отдала"
Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова
Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"
Наука
Илон Маск намерен выпускать по миллиону человекоподобных роботов Optimus в год
SpaceX успешно запустила Starship после нескольких неудачных пусков
Роскосмос сообщил об устранении утечки воздуха на модуле "Звезда" МКС, о которой известно с 2019 года
«Яндекс» планирует заняться созданием человекоподобных роботов
Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов
Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве
В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"
Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним
Туризм
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян
В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится
Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа
За поездки за рубеж предложили ввести сбор
Спорт
Олег Малышев покинул пост гендиректора "Спартака"
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»
Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать
Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана
«Оренбург» сыграет вместо исключенного «Торпедо» в новом сезоне РПЛ
МВД назвало размер взятки арбитру за помощь «Торпедо» в решающем матче
Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак
Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!
Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!
Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира


Трамп отменил встречу с Путиным в Будапеште, но обещал "сделать это в будущем"
В Челябинской области объявлен траур после взрыва на заводе в Копейске
ЕС в рамках 19-го пакета санкций вводит запрет на транзакции с пятью российскими банками
Андрей Троицкий. Шпионское счастье, глава 6