Российские СМИ недавно сообщили о проекте создания сверхмощного ударного корабля - эсминце «Лидер» на петербургской «Северной верфи». Необходимость такого «супердредноута» для российского ВМФ обосновывается появлением в составе ВМФ США ударного стелс-эсминца «Замволт» и неизбежным выводом из состава нашего флота (в ближайшие десятилетия) ряда кораблей первого ранга.
Это такие как построенные еще в СССР в 1980-1993 годы эсминцы проекта 956 (на сегодняшний день в строю осталось шесть единиц), ракетные крейсера проекта 1164 типа «Современный» (три единицы), большие противолодочные корабли проекта 1155 типа «Удалов» (шесть единиц). В строю останутся еще на несколько десятилетий тяжелые атомные ракетные крейсера типа «Орлан», («Петр Великий», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев»), по натовской классификации Kirov-class battlecruiser, то есть «линейный крейсер», в силу исключительных размеров и мощнейшей вооружённости.
Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр «Лидер») — проект атомных эскадренных миноносцев для ВМФ России. 13 февраля 2013 главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.
Проект «Лидера»
На данный момент ТТХ эсминца засекречены, но из сообщений СМИ можно заключить, что «Лидер» скорее всего будет иметь атомную энергетическую установку (в настоящее время атомных эсминцев в мире нет), водоизмещение 15-17 тысяч тонн (это водоизмещение современного ракетного крейсера), он будет вооружен 60 крылатыми ракетами (у «Петра Великого их 24, у «Замволта» - 80), проектируемая зенитная ракетная система ПРО С-500, спаренная установка калибра 152мм на основе САУ «Коалиция» (на «Замволте» 155мм артустановка). Корпус эсминца будет заложен уже в текущем году, а системы вооружений для него будут отрабатываться на перспективных фрегатах проекта 22350 (типа «Адмирал Горшков»).
Поскольку будут отрабатываться и дорабатываться системы вооружений эсминца «Лидер», то скорее варианты как его корпуса, так и надстройки пока еще окончательно не определены. В этой связи апелляция флотских лоббистов к «суперэсминцу «Замволт», как к примеру для подражания, представляется ошибочной и чреватой серьезными конструктивными просчетами.
«Замволт» изначально предназначался для колониальных войн с заведомо более слабым противником, не имеющим эффективных противокорабельных ракет и систем РЭБ. После появления у Китая и России систем ограничения доступа к своим территориям (A2/AD в американской терминологии) смысл в создании большой эскадры из таких кораблей (так же, как и литоральных стелс-кораблей) практически пропал. Вместо строительства нескольких десятков эсминцев класса «Замволт» решено ограничиться всего тремя, а программа литоралов вообще свернута.
«Замволт»
Помимо этого, оказалось, что сам «Замволт» по существу ущербен. Мало кто знает, что он имеет деревянную (!) надстройку. Корпус с наклоненными внутрь поверхностями и скошенный вперед стелс-форштевень делают корабль неустойчивым для сильных волнений на море. Отрицательно влияет на боковую остойчивость и гигантская надстройка, повышающая его метацентрическую высоту. В этой связи стоит вспомнить японский линкор «Фусо», имевший экстремально высокую надстройку высотой 40 метров, как современный двенадцатиэтажный дом. Он перевернулся в бою в проливе Суригао в 1944 году, получив в борт всего лишь две торпеды, что для аналогичного по размерам линкора было бы несущественным, так, например, германский линкор «Бисмарк» был поражен более чем десятком торпед, но пошел на дно только после того, как трюмная команда открыла кингстоны.
Японский линкор «Фусо»
Высота надстройки «Замволта» 21 метр, корпуса 15 метров (пять палуб средней высотой 3 метра), что в итоге составляет 36 метров, что несколько меньше, чем у «Фусо», однако японский линкор в три раза превосходил «Замволт» по водоизмещению.
Стелс-корпус и плоское (!) стелс-дно эсминца, а также крайне тяжеловесный комплект радаров вынудили конструкторов корабля сделать его надстройку деревянной (!), чтобы уменьшить метацентрическую высоту и избежать опрокидывания даже при полном штиле на море, или во время спуска на воду, как это случилось в прошлом с флагманом шведского королевского флота парусным линкором «Ваза».
Вначале конструкторы «Замволта» хотели использовать пенопласт (!), но он не устроил их из-за высокой горючести. Остановились на бальсе - очень мягкой и легкой южноамериканской древесине. Когда я в детстве занимался в ДОСААФовском авиамодельном кружке, мы из этой бальсы самолетики делали. Крыло такой модели можно было пальцем проткнуть.
На «Замволте» бальсовые панели толщиной 5-7 см обклеены снаружи слоями композита карбона толщиной в 3 мм. Ударно-точечные нагрузки такая надстройка не выдерживает - можно прострелить из пистолета, и огня все же боится. Может спичкой ее и не подожжешь, но первое же попадание противокорабельной ракеты устроит на эсминце пожар, полностью выведет его из строя и приведет к неминуемому опрокидыванию, как это случилось с русскими броненосцами при Цусиме.
Деревянная надстройка «Замволта»
Американцы все это прекрасно поняли и уже на втором эсминце этой серии «Линдоне Джонсоне» отказались как от бальсы, так и от композитной «брони», заменив их конструкционной сталью, уменьшив ради этого комплект радаров (чтобы разгрузить надстройку). Кстати, даже полный комплект радаров был довольно слабым, на эсминце нет, например, системы «Иджис». Заметим, что конструкционные стали применяются для изделий массового назначения, как самые дешевые. Так что новая броня «Линдона Джонсона» максимум противопульная.
Корабельная артиллерия эсминца стреляет активно-реактивными снарядами на расстояние до 160 километров. Но этого эффекта мы может достичь, просто поставив на самоходную баржу пару САУ «Коалиция». Но в реальности вести артобстрел берега любой страны, кроме отсталых африканских стран чревато, так как даже йеменские хуситы имеют на вооружении противокорабельные ракеты, защищаться от которых «Замволт» не может (у него нет ПКР).
По своей энергетической установке «Замволт» - дизель-электроход, как круизные лайнеры. Такая установка невыгодна с точки зрения КПД, так как до 15 процентов вырабатываемой мощности теряется в генераторе и ходовых электромоторах. На лайнерах это оправдано для электроснабжения ресторанов, бассейнов, казино и дискотек. А на «Замволте» энергетику с полным электродвижением спроектировали ради возможной установки боевого лазера и рельсотрона. В части создания адекватных с точки зрения боевой эффективности корабельных лазеров и рельсотронов имеются большие сомнения. В любом случае стрельба из них потребует обесточивания всех остальных систем, в том числе радаров, что сделает «Замволт» совершенно беззащитным.
Не оправдала себя и ставка на малую радиозаметность. Радиоотражающая поверхность (ЭПР) эсминца примерно, как у рыбацкой шхуны длиной метров в 15. То есть любые радары его все равно заметят, а если «Замволт» будет стоять не у берегов какой-нибудь Гвинеи Бисау, а у побережья Китая или России, то данные воздушной и космической разведки мгновенно прояснят, что это за рыбаки такие, и «Замволт» будет накрыт неотразимым для него залпом «Калибров» или не менее опасных китайских ПКР.
Включение же своей радиоаппаратуры сразу же приведет к тому, что на радарах противника «Замволт» засияет, как новогодняя елка, и опять же будет накрыт залпом противокорабельных ракет.
Резюмируем: демонстратор передовых технологий, каким в реальности является «Замволт», убедительно доказал провал ставки на композитные материалы и саму стелс-технологию применительно к корпусам и надстройкам современных боевых кораблей. Принцип полного электродвижения также не оправдал себя и привел лишь к ограничению радиуса действия эсминца до 4500 миль на экономичном ходу в 20 узлов. Это крайне малая дальность хода для кораблей такого класса.
Разработчики и строители «Лидера» не могут не знать этих фактов. Поэтому их лоббистская агитация («Лидер» - наш ответ «Замволту») весьма двусмысленна и, возможно, рассчитана лишь на предполагаемую некомпетентность стратегов ВМФ и Минобороны РФ. На самом же деле ни подражать строителям «Замволта» которые американские эксперты уже прозвали «кораблем со стеклянной челюстью», ни копировать его конструктивные и технологические решения не следует ни в коем случае.
Единственно, чего можно позаимствовать, так это высочайшей степени автоматизацию на «Замволте», благодаря которой экипаж эсминца составляет всего 144 человека. На «Лидере» будет экипаж в три сотни человек, что объясняется всем известным уровнем нашей радиоэлектронной промышленности.
Равнение на «Замволт» опасно в виду того, что как корпус, так и системы вооружения «Лидера» будут дорабатываться и, возможно, менять конфигурацию и состав. И нет гарантии, что лоббистские слоганы не отражают внутренние убеждения конструкторов «Лидера», возможно считающих Замволт» образцом для подражания и внушающим чиновникам Минобороны простую, как репка, мысль: «если американцы такую штуку построили, давайте и мы двинем этим путем!». Повторять ошибки наших стратегических оппонентов нам категорически противопоказано до тех пор, пока российский рубль не стал основной мировой валютой, которую мы можем печатать в неограниченном количестве без особого ущерба для своей экономики.
А если учесть, что мощное финансирование российского ВПК скорее всего закончится в 2018-м году, когда по планам завершится перевооружение нашей армии, авиации и флота, то не разумней ли флотским планировщикам сосредоточится на строительстве корветов, фрегатов и в первую очередь тральщиков? В составе флота на сегодняшний день всего лишь 13 морских тральщиков, 22 базовых и 18 рейдовых, что явно недостаточно, а темпы строительства и ввода в строй новых более чем неудовлетворительны.
Недавно на учениях НАТО американские бомбардировщики B-52 провели учебное минирование Балтийской акватории. То есть в час «Х» они просто заблокируют Балтфлот, а если понадобится и Северный с Черноморским. И никакие грозные «Лидеры» не посмеют выйти с родного рейда без риска быть потопленными еще до вступления в бой.
«Лидер»
Аванпроект корабля разработал петербургский «Крыловский государственный научный центр». Думаю, что инженеры этого авторитетного КБ должны бы знать знаменитую речь морского министра Российской империи адмирала И.Григоровича, написанную ему академиком А.Крыловым, чье имя носит КБ, и произнесенную на трибуне Государственной думы в 1912 году. В ней аргументировалась необходимость создания строго сбалансированного флота, имеющего в своем составе тральщики, подводные лодки и миноносцы, легкие и броненосные крейсера и броненосцы:
«…Флот не может получать одностороннего развития одних типов судов в ущерб другим, надо иметь суда всех типов и в определенной пропорции… возможна лишь планомерная, рассчитанная борьба флота против флота, причем флот есть органическое целое и отсутствие в нем какого-либо типа судов или их относительная малочисленность не искупается преувеличенным развитием числа судов другого типа — их излишнее число не доставит преобладания над противником, а представит лишь напрасную трату средств, которые при более правильном соотношении были бы использованы выгоднее…».
На сегодняшний день у Минобороны РФ нет принятой всем военно-морским сообществом программы разумного и сбалансированного развития российского ВМФ на тридцать лет вперед, и видимо этим и объясняется нерегулируемый поток «креатива» флотских лоббистов, замышляющих построить то суперавианосец, то суперэсминец. Хотя разумней, возможно, если говорить об ударных кораблях, ограничиться осмысленной модернизацией уже строящихся крейсеров класса «Адмирал Горшков». Нужно честно признать, что сегодня Россия не имеет таких выдающихся военно-морских мыслителей, как советские адмиралы Кузнецов и Горшков. Имеется лишь совокупность лоббистов всех иерархических уровней, что, впрочем, характерно и для других видов вооруженных сил РФ.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.