Бывший глава ЮКОСа и самый знаменитый заключенный России Михаил Ходорковский развил предположение, что высокие цены на нефть рано или поздно лишат Россию политической стабильности и откладывают ее развитие.
Олигарх в опале считает, и его мнение согласуется со мнением многих известных ученых-экономистов, что если цена на нефть будет стабильна в ближайшие 20 лет, то Россию непременно и неизбежно ждут политические катаклизмы и пертурбации. «Наши граждане привыкли к постоянному и быстрому увеличению своих реальных доходов, основанному не на повышении производительности труда и качестве госуправления, а на быстром росте цены на нефть и газ, на притоке иностранного краткосрочного спекулятивного капитала. То есть фактически, как бы обидно это для кого-то ни звучало, на паразитической, а не созидательной модели экономики, государства, общества. Ситуация начала меняться в 2008 году, и режим захромал», - рассказал Ходорковский в интервью журналу РБК.
«Пока ему хватает резервов, - уверен Ходорковский, характеризуя сегодняшний режим в России, - и проблемы связаны лишь с нежеланием эти резервы тратить. Путин весьма консервативен и склонен считать, что сам факт наличия крупных резервов гарантирует пролонгацию стабильности существующей системы, а значит, и его власти. Но при устойчивой цене нефти изменения пойдут очень быстро - например, к 2015 году». Классическая сырьезависимая экономика собственно и позволила сформировать режим, практически не зависящий от избирателя – все существуют практически на подачки матери-природы, и благосостояние напрямую зависит от близости к отверстию скважины.
«Сейчас сырьевая экономика стала следствием этой власти, при которой инновационный путь невозможен, поскольку противоречит самой философии политико-экономической системы страны. Когда изменятся приоритеты правящей элиты, а точнее – по мере ротации элиты как таковой, когда паразитическая философия управления государством и потребления национальных богатств сменится идеологией созидания, то есть сформируется качественно новая политико-экономическая система, тогда можно будет говорить о прорыве. Но не раньше. А пока сохраняется нынешний режим, мы обречены на индустриально-сырьевую экономику и "витринные" проекты типа Роснано», - уверен классический российский экономико-политзаключенный.
Ходорковский впредь бизнесом заниматься не намерен – он уже обещал уйти из бизнеса в 45 лет, еще находясь на свободе: «Я добился того, чего хотел, создав крупнейшую и наиболее эффективную российскую нефтяную компанию. Я бы смог вывести ее на международную арену, но управлять глобальной компанией должен был бы иной, более подготовленный человек. Кроме того, 20 лет в бизнесе на посту топ-менеджера – очень много. Я многое приобрел, но многое упустил. Главное – семья, которая ждала и ждет меня все эти годы. Бизнес – не игра, и свои обязательства нужно выполнять, но тянуть этот воз дальше мне неинтересно. Я не раб на галере. И никогда им не буду, как бы ни сложилась моя судьба».
И признался, что если бы ему вдруг судьба дала бы новый шанс встретиться с президентом Путиным, он бы задал ему довольно рискованный и провокационный вопрос: «Я бы спросил Путина, готов ли он рискнуть жизнью и свободой ради России. Готов ли он к тому, что его окружение ответит за ложь и коррупцию. Готов ли он сделать власть честной. Готов ли он доверить власть новому поколению, либо хочет держать ее до последней возможности».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.