globallookpress.com
В июне-июле на Волжском Автозаводе намечены очередные сокращения персонала. Планируется уволить 40% инженерно-технических работников (ИТР) – 7,5 тысяч человек. Это уже вторая волна «оптимизационных сокращений» на предприятии. В январе было объявлено, что до конца года с завода уволят 7,5 тысяч сотрудников – итого 15 тысяч. Работники ВАЗа опасаются банкротства завода.
Ситуация накалилась 1 мая, когда, выступая с отчетом о 100 днях руководства предприятием, президент ВАЗа Бу Андерссон назвал итоги работы за I квартал катастрофичным, заявив: «Мы потеряли 3,1 млрд. рублей. Маржа от нашей деятельности составила 6,5%. Потери на каждого сотрудника составили 50 тысяч рублей, а это неприемлемо». Тогда же стало известно о намерениях руководства сократить ИТР-овцев.
Почему же, несмотря на многочисленные вливания средств федерального бюджета, Волжский автозавод никак не может добиться эффективности производства? Ведь еще два года назад, в апреле 2012 Внешэкономбанк (ВЭБ) подписал с Волжским автозаводом меморандум о намерениях, предусматривающий всецелое развитие автопрома в Тольятти. Общий бюджет программы развития АвтоВАЗа до 2020 года должен составить 177 млрд. рублей, а объем участия ВЭБа - около 60 млрд. рублей.
По этой программе завод до 2020 года должен был освоить новые модели, модернизировать производство и развивать выпуск новых двигателей для автомобилей. Планируется и увеличение объемов производства (1,6 млн. автомобилей к 2017 году), техническое переоснащение мощностей в Тольятти и Ижевске, и увеличение доли продаж моделей производства Волжского Автозавода на внутреннем рынке до 40 %.
«Финансово-экономического благоприятствования на ВАЗе не случилось. Уже сейчас видно, что эта программа терпит крах», - прокомментировал «Аргументы.ру» нынешнюю ситуацию на АвтоВАЗе автомобильный эксперт Алексей Соколов. По его мнению, ВАЗ: своего рода феномен, где объединены сугубо российские реалии производства, при которых неэффективны любая финансовая подпитка и сокращения персонала.
«Рабочие трудятся на ВАЗе и предприятиях-смежниках вахтовым методом. Людей на автобусах привозят из ближайших к Тольятти деревень, и они механически закручивают гайки на сборочном конвейере, отрабатывая план по выпуску машин. О качестве сборки говорить не приходится. Ведь на самом автозаводе работники называют себя «автоматами по клепке ТАЗов». И даже сейчас, после того, как в мае на заводе начат серийный выпуск Renault Logan, а в июне планируется запуск в серию Renault Sandero, качество сборки авто на «троечку». На заводе есть контроль качества, комплектующие стали более качественные. Но, согласитесь: трудно требовать от работающего на конвейере качественной работы за 15-20 тысяч рублей зарплаты. Во Всеволжске, в Калининграде и в Калуге смогли сделать производство автомобилей прибыльным, а на ВАЗе – не могут решить эту проблему с начала 90-х годов. Постоянная подпитка финансами автозавода: только одна из проблем. Другая: завышенные объемы производства на заводе и выпуск устаревших моделей. Взять тот же Renault Logan. Надежды на то, что эти машины будут пользоваться хорошим спросом мало. Renault Logan сейчас выпускают в Москве, на предприятии «Автофрамос» и Волжский Автозавод не сможет перетянуть на свою сторону всех покупателей. В январе заводские склады готовой продукции оказались заполнены автомобилями. Дилеры отказывались выкупать новые партии машин, поскольку не могли продать предыдущие. Перенасыщение дилерской сети заставило руководство Автозавода в апреле на несколько недель останавливать сборочный конвейер. И третья проблема ВАЗа: огромный коллектив. Сейчас здесь работает 67 тысяч человек. Это очень много для автозавода. В Европе на автозаводе работает 15-20 тысяч человек. Поэтому сокращения рабочих на ВАЗе неизбежны. Но как сокращать людей, если автозавод для Тольятти – градообразующее предприятие? Проще, как в анекдоте: построить новый завод, чем усовершенствовать ВАЗ», - считает автомобильный эксперт Алексей Соколов.
Побывав в Тольятти, корреспондент «Аргументы.ру» поинтересовался: какой рецепт выхода из кризиса предлагают сами рабочие крупнейшего автозавода страны? Большинство из тех, с кем удалось побеседовать, ответили, что их задача маленькая: работать на конвейере. А думать должно начальство. «Нам еще с начала девяностых начальство постоянно внушает, что мы – винтики. Поэтому работаем и не интересуемся, что и как. Надеемся, государство не бросит наш завод, не даст ВАЗу обанкротиться. Завод работает по принципу: верхи не хотят, а низы не могут», - рассказал рабочий Андрей Ковалев.
Сокращения затронули и два дочерних предприятия Волжского автозавода: ООО «АвтоВАЗ ПРОО» и ООО «Лада инструмент» до середины июля сократят 853 сотрудника.
Рабочие ВАЗа говорят, что не случайно сокращения 7,5 тысяч человек ИТР завода намечены на июнь-июль месяц. – «Летом многие вазовцы кормятся с помощью огородов и дач. На это и расчёт: что сокращенные с завода люди как-нибудь перекантуются на пособии по увольнению и подножном корме до осени. А там, глядишь, служба по трудоустройству подыщет им какую-нибудь работенку», - говорят вазовцы.
Многие из потенциально попадающих под сокращение автозаводцев уже сейчас подыскивают себе новую работу. Тольяттинские газеты бесплатных объявлений пестрят сообщениями о поиске работы или подработки с пометкой: «работу ищет сотрудник ВАЗа». Как рассказали в Тольяттинской службе по трудоустройству, особенно трудно найти новую работу представителям рабочих специальностей. Работодатели предлагают мало вакансий. Люди старше 50 лет считаются многими работодателями неперспективными. Это подтверждает и история бывшей работницы Волжского автозавода Татьяны Петровой (фамилия по ее просьбе изменена), которая уволилась с предприятия в апреле. Женщина получила компенсацию по увольнению в размере ежемесячной зарплаты: 15 тысяч рублей и напутствие найти хорошую новую работу. В городской службе занятости 50-летней женщине предложили устроиться на сезонные работы по благоустройству. Других вакансий для Татьяны, которая всю жизнь проработала на ВАЗе, пока не нашлось.
В мэрии Тольятти пессимистично относятся к сокращениям на Волжском Автозаводе. По предварительным прогнозам, из-за сокращения 7, 5 тысяч ИТР бюджет Тольятти ежемесячно будет недополучать 165 млн. рублей. Как трудоустроить столько инженерно-технических работников, в городской службе занятости пока не знают.
Впрочем, работающие на ВАЗе тольяттинцы не исключают, что после сокращения им предложат работу на автозаводах и автосборочных предприятиях в других регионах. Только вот поехать на работу в другой город готовы не все: и по причине обременения семьей, и по причине возраста.
«Будем работать, пока не сократят», - главный лозунг на Волжском автозаводе с начала 90-х годов. Тогда банкротства автозавода удалось избежать. Удастся ли это сделать сегодня?
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.