globallook
Российский государственный банк Внешэкономбанк находится на грани полного банкротства и нуждается в государственной помощи. Наблюдательный совет банка под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева ищет пути спасения.
Внешэкономбанк оказался в столь сложном состоянии не просто так, и вовсе не по причине плохого менеджмента – менеджмент в нем был, но скорее политический. Через этот государственный банк финансировались многочисленные крупные государственные проекты, выдавались кредиты для спасения безнадежных государственных предприятий. Огромная дыра образовалась в финансах ВЭБа после Олимпиады – банк кредитовал подрядчиков, близких к различным представителям власти, многие кредиты так и не были возвращены. «Есть и другие «специальные проекты», например, субсидирование продаж «Суперджета» по заниженной цене или санация банка «Глобэкс», а также Байкальского ЦБК. Не все «токсичные активы» связаны с государством. Например, одна из последних неприятностей в копилке менеджмента — необходимость спасать дочернюю «ВЭБ-лизинг», серьезно пострадавшую от коллапса «Трансаэро», пишет экономист и шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Полухин.
За 2014 год убыток банка составил 150 миллиардов рублей, за 2015 год итоги еще не подведены, но специалисты считают, что положение стало только хуже. Менеджеры банка были поставлены в тяжелейшие условия – они вынуждены были выполнять чисто политические заказы, но отвечать по рыночным законам – это и привело к таким тяжелым последствиям. Активы банка таковы, что продать их невозможно – они все обременены долгами и нереализуемы. Находясь в таком состоянии, ВЭБ уже не может исполнять внешнеэкономические функции - выпущенные им евробонды и облигации не примет ни одна структура в мире.
Среди вариантов спасения ВЭБа – просто закрыть его и начать каким-то образом все с нуля. «Мы точно знаем, что институт развития нам необходим, — мы без него не можем: не исключено, что будет создан новый», - заявил один из чиновников Росбалту. Министр финансов Антон Силуанов настаивает на необходимости передать все обязательства и активы ВЭБа в госбюджет, то есть покрыть убытки все из того же Резервного Фонда. «Не буду говорить, за счет каких средств и как, но все будет, безусловно, погашено. Если надо, то поможем. Мы считаем, что это такая же ответственность РФ», - отметил замглавы Минфина Алексей Моисеев.
По Уставу ВЭБ должен был действительно заниматься развитием – среди его задач перечислены «научное развитие, технологическое обновление экономики, поддержка импортозамещения и экспорта, жилищного строительства и развития регионов», но в результате превратился в инструмент спасения того, что не выдержало рыночной конкуренции или работало не по рыночным законам, стал заложником политики в ущерб экономике. В результате погиб сам, и долги в бюджет будет покрывать сам же бюджет. «Внешэкономбанк не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Внешэкономбанка», - гласит закон о Внешэкономбанке.
Глава ВЭБа Владимир Дмитриев на вопрос РБК ответил, что никуда уходить не собирается и своим местом доволен, однако о его уходе сообщило уже даже агентство Reuters.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.