МВД проверяет, законно ли партия «Правое дело» вернула соратникам Михаила Прохорова их пожертвования. Эксперты считают, что полиция таким образом собирает компромат на самого Прохорова.
Сотрудники управления внутренних дел по Центральному административному округу Москвы в конце июня запросили у партии "Правое дело" копии уставных и финансовых документов, в том числе сведения о поступивших и израсходованных суммах пожертвований за 1,5 года, полный список спонсоров, кому вернули средства, документы, послужившие основанием для возврата. Об этом "Ведомостям" рассказал Андрей Дунаев, ставший лидером партии после "изгнания" Михаила Прохорова в минувшем сентябре. Эксперты не исключают, что власти ищут компромат на бизнесмена, занявшего третье место на президентских выборах.
После скандала на съезде "Правого дела" и ухода Прохорова из партии миллиардер потребовал у нового руководства вернуть миллионы, привлеченные в партию во время его лидерства. Деньги бизнесмен намеревался забрать не для себя, а для сотни сторонников, оказавших праводелам посильную помощь. Федеральный политсовет «Правого дела» принял решение вернуть деньги. Как следует из отчета партии, предоставленного в ЦИК, в 2011 г. она получила в качестве пожертвований 991 млн руб., 690 млн из них возвращено.
Прохоров в свою очередь дипломатично заявлял, что "раскол" партии имел целью, возможно, именно присвоение денег его сторонников, а был не попыткой властей устранить ставший чересчур независимым "проект Кремля", как отмечали эксперты.
Проверка возврата пожертвований в "Правое дело" была инициирована бывшим руководителем ханты-мансийского отделения партии Александром Ломакиным. Дело в том, что юридических причин возвращать деньги не было абсолютно никаких, но по понятиям должны были вернуть, иначе получалось бы, что взяли человека в лидеры партии, стрясли с него деньги, выгнали, а деньги не вернули, объясняет Борис Надеждин, бывший и при Прохорове, и при Дунаеве членом федерального политсовета. Не все партийцы сочли такое благородство уместным, Ломакин сопротивлялся этому решению активнее: свое отделение в Ханты-Мансийске он вынужден был содержать на собственные средства.
Если человек передал кому-то деньги, считает Ломакин, то он теряет право собственности и движение денег обратно - это передача собственности партии какому-то лицу. Тем более что деньги были возвращены на основании признания всех перечислений в фонд партии банковской ошибкой. Такого основания для возврата средств жертвователям в законодательстве нет, обращает внимание Ломакин, так что можно создать два нежелательных прецедента: партии станут использовать для "отмыва" денег, а любой человек, который дал партии большие деньги, будет требовать их возврата, если она не выполняет его волю.
Дунаев считает, что, затребовав финансовые документы, правоохранители следуют политическому тренду искать преступления в рядах оппозиции. Единственным итогом расследования, по его мнению, может стать инкриминирование ему превышения полномочий и. о. председателя партии (статья 286 Уголовного кодекса, до четырех лет лишения свободы).
Полученные по этому делу данные, конечно же, можно будет использовать как компромат на Прохорова, но юридических претензий к нему быть не должно, сам он эти средства не жертвовал и их назад не получал, и едва ли можно ожидать, что его друзья и подчиненные из «Онэксима» напишут явку с повинной, что получали от него эти деньги наличными, даже если так и было, считает Надеждин.
Главный юрист КПРФ Вадим Соловьев убежден: главная цель правоохранителей - не "Правое дело", а именно Прохоров. Расследование дает им право официального доступа ко всей документации его бизнес-структур и возможность спокойного поиска на него компромата.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.