globallookpress.com
На выборах в Греции победила леворадикальная партия СИРИЗА, не исключающая даже выхода из еврозоны. Итоги голосования стали настоящей пощёчиной Евросоюзу. Иначе быть вряд ли могло: кризис в стране не кончается много лет. Впрочем, из ЕС Греция выйдет вряд ли.
Настоящим триумфатором выборов 25 января стала леворадикальная партия СИРИЗА, получившая 36,5%. Это объединение разного рода леваков (троцкистов, анархистов, маоистов) и примкнувшим к ним «зелёных». В ряды партии влилась и некоторая часть Всегреческого социалистического движения (ПАСОК). Руководитель СИРИЗА Алексис Ципрас является одним из самых ярких политиков Европы. На выборах трёхлетней давности партия набрала 17%. Таким образом, за три года она совершила настоящий прорыв наверх.
В парламенте Греции – 300 мест, причём победившей партии полагается бонус в 50 депутатских мест. Учитывая данное обстоятельство, СИРИЗА получила половину парламентских кресел - 150. Теперь Ципрас возглавит правительство. Весь вопрос в том, кто войдёт с ним кто-то в коалицию, и насколько долго просуществуют новый парламент и правительство.
Основа программы СИРИЗА – отказ от мер жёсткой экономии и списание большей части внешнего долга. О выходе из еврозоны, и тем более из Евросоюза, Ципрас не говорит. Однако допускает, что вскоре вместо евро придётся вернуть драхму. Всё дело в том, что в той же Германии едва ли захотят списать эллинам многомиллиардный долг. А раз так – Греции придётся выходить из еврозоны. На словах к этому готовы и греки, и немцы. Посмотрим теперь, что теперь последует.
Для России его победа – своего рода «бальзам на душу». Дело в том, что Ципрас выступает категорически против санкций в отношении России, введённых Евросоюзом. Он неоднократно указывал, что в результате ответного запрета на ввоз продуктов из ЕС Греция потеряла сотни миллионов евро. Следовательно, в значительной мере можно сказать, что к власти в Афинах пришёл пророссийский политик.
Правоцентристская партия «Новая демократия» во главе с бывшим теперь уже премьером Антонисом Самарасом заняла второе место, заручившись поддержкой примерно 27,7% и 76 мест. Кстати говоря, в прошлый раз у партии было всего 19%, так что поражение это весьма относительное. В общем, более четверти греков согласны, что кроме как с помощью мер жёсткой экономии и сокращения расходов, дела в Греции поправить нельзя.
Самарасу неоднократно доставалось от того же Ципраса за то, что он слишком уж часто шёл на поводу у Евросоюза. Это касалось, в том числе, и присоединения к санкциям против России. Справедливости ради отметим, что и Самарас никогда не позволял себе резких антироссийских выпадов. Просто он исходил из того, что греческая экономика слишком сильно зависит от той же Германии, и ему приходится следовать в фарватере политики крупнейшей страны Евросоюза.
Третье место с большим отрывом от первых двух заняла ультраправая партия «Золотая заря». Её результат – более 6,3% и 17 мест, на несколько десятых меньше, чем три года назад. Некоторые называют её фашистской. Она выступает против однополых браков, за истинную независимость Греции, за большую роль православной церкви и за ограничение притока иммигрантов. Членам партии не раз предъявляли обвинения в убийстве оппонентов. Впрочем, убивали и самих лидеров ультраправых.
Нормы Евросоюза явно противоречат программным установкам партии. В частности, своим идеалом «Золотая заря» называет форму правления, существовавшую в Древней Спарте. К современной демократии это, прямо скажем, имеет мало отношения. К России греческие ультраправые относятся хорошо – они требуют выхода Греции из режима санкций против нашей страны. Они также поддерживают Новороссию и жёстко ругают вроде бы идейно близкий «Правый сектор».
Немного отстала от «Золотой зари» либерально-консервативная партия «Река», получившая 5,9% и 16 депутатских мест. В её основе – полная ориентация на Евросоюз, неприятие как ультралевых, так и ультраправых. Немного отстала от них Компартия – 5,6% и 15 кресел. Идейно она близка СИРИЗА – та же критика Евросоюза, те же апелляции к социальной справедливости. Но в коалицию с победителем коммунисты (по крайней мере, перед выборами) не спешили.
Кроме того, трёхпроцентный барьер, необходимый для прохождения в парламент, перешли социалисты из движения ПАСОК (4,8% и 13 кресел). Много лет они оставались правящей партией, и такой результат – настоящий провал. Почти столько же набрала партия «Независимые греки» (4,7% и 13 кресел). Последняя ругает то давление, которые оказывают на страну западные центры силы. Она настаивает, что Германия должна выплатить Греции репарации за ущерб, нанесённый в годы Второй мировой войны.
Результат выборов можно назвать пощёчиной Евросоюзу. Если сложить результат СИРИЗА, «Золотой зари», Компартии и «Независимых греков», получится порядка половины голосов и совершенно точно – более половины депутатских мест. Свыше 40% греков поддержали крайне левых, ещё около десяти – ультраправых и просто жёстких еврокритиков. Жители страны недовольны, и надо сказать, у них есть на то полное основание.
Греция никак не может оправиться от кризиса, начиная с 2008 года. Государственный долг страны достиг астрономической цифры в 318 миллиардов евро, или 170% ВВП. Число безработных составляет 26,5%, а среди молодёжи цифра нетрудоустроенных превышает половину. Заработная плата за годы экономических неурядиц упала примерно на 40% до 750 евро – это более чем втрое меньше, чем в той же Германии.
Меры, прописанные грекам Евросоюзом и МВФ, оригинальностью не отличались. Последние кабинеты Георгиоса Папандреу, Лукаса Пападимоса и Антониса Самараса не раз замораживали зарплаты. Они занялись передачей государственной собственности в частные руки – преимущественно иностранные. Но не помогло, кажется, ничего. Сегодня по уровню доходов на душу населения из расчёта на душу населения Грецию обошли бывшие социалистические Чехия и Словения, на очереди – Словакия и Португалия.
В том, что Греция переживает бедствие, виноваты не только Евросоюз и немцы. Экономика страны все последние десятилетия оставалась крайне уязвимой. Страну годами накачивали ничем не обеспеченными инвестициями, которые испарились с началом кризиса. Промышленность (по европейским меркам) развита слабо. Для сельского хозяйства пригодны всего 30% земель. Оно просто не в состоянии конкурировать не то что с Францией – с Голландией.
Так что в Греции есть совершенно не всё… Есть развалины Парфенона, древняя Спарта, Олимпия, монастыри Афона. В общем, туристы исправно пополняют греческую казну. Но разве уедешь далеко на туризме в 10-миллионной стране, где привыкли получать 13-ю зарплату? Да и трудовая дисциплина у греков – не образцовая. Сидящие в кафе и неспешно потягивающие фраппе (кофе со льдом) люди – обычная картина для Греции.
Много лет у власти сменяли друг друга консерваторы из «Новой демократии» и социалисты из ПАСОК, но картина не менялась. Евросоюз и та же Германия тоже не наладили в Греции производство высокотехнологичной продукцию. Вдобавок ко всему, греки имели устойчивый рынок сбыта своей сельскохозяйственной продукции в России, но теперь он накрылся. А во Франции греческие оливки или масла не нужны.
Естественно, что в таких условиях люди хотят перемен, которые воплощает СИРИЗА. У её лидера есть и ещё одно преимущество. Фамилия Ципрас для греков – совершенно новая. В то время как греческая политика отличается семейственностью, никто из родственников нового главы правительства при власти не побывал. Этим Ципрас, назвавший младшего сына Эрнесто в честь Че Гевары, отличается от большинства конкурентов.
Судите сами. У бывшего премьера Самараса отец и дед по материнской линии были депутатами. У недавнего главы кабинета Гиоргиоса Папандреу тот же пост занимали и отец, и дед. У его предшественника Константиноса Караманлиса дядя был президентом. На видных ролях в греческой политике пребывает несколько поколений семейства Венизелосов, и сегодня Эвангелос Венизелос – лидер ПАСОК… Естественно, при такой предыстории Алексис Ципрас кажется своего рода глотком свежего воздуха.
Семейственность – дело не только православных стран. Свои политические династии есть и в Швеции, и в Норвегии, и в Голландии. Но православие откладывает свой отпечаток на мировоззрение и руководителей страны, и рядовых греков. Здесь и особая роль церкви, и очень большая по меркам Европы роль участия государства в экономике.
В своё время Грецию не хотели брать в зону евро, но взяли всё же. Интересно, жалеют ли сегодня о своём решении те евробюрократы, которые продавливали такое решение? И вот теперь эллины превратились в «хронического больного» Евросоюза, с которым нужно что-то делать. Вывод греков из зоны евро обернётся ударом не только для них, но и для всего ЕС. И всё равно – все болезни страны не излечит даже возвращение драхмы. В общем, голову поломать европейцам придётся.
Россия же при первом приближении получила дружественного себе политика у руля страны. Но посмотрим, оправдает ли Ципрас статус пророссийского… Правда, из Евросоюза он едва ли выйдет. Это уж слишком даже для него. Зона евро – всё-таки уже, чем ЕС.
Вадим Трухачёв
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.