globallookpress.com
В Германии умер бывший канцлер Гельмут Шмидт – старейший из европейских политиков первой величины. Он называл СССР «Верхней Вольтой с баллистическими ракетами», но в наши дни он ругал санкции в отношении России и политику США. Он был одним из отцов мультикультурализма, но впоследствии Шмидт превратился в его критика. А ещё он открыто нарушал антитабачный закон…
Умерший 10 ноября Гельмут (Хельмут) Генрих Вальдемар Шмидт родился 23 декабря 1918 года в Гамбурге. Происхождение канцлера годами было покрыто тайной, и только в 1984 году он разрешил своему ближайшему партнёру, экс-президенту Франции Валери Жискару д’Эстену их раскрыть. Выяснилось, что Шмидт – внук еврейского предпринимателя, а его отца усыновила немецкая семья с одной из самых распространённых в Германии фамилий.
Учитывая, что к власти в 1933 году пришли нацисты, у будущего политика были все основания скрывать свои корни. Поначалу наличие еврейских предков не очень-то влияло на взгляды Шмидта. В 1936 году он участвовал в нацистском марше из Гамбурга в Нюрнберг и, по собственному признанию, был впечатлён их размахом. Но в Гитлере юноша быстро разочаровался, и его выгнали из «Гитлерюгенда». Повезло ещё, что не посадили – его предшественник на посту канцлера Вилли Брандт за антифашистские взгляды попал в лагерь.
В годы Второй мировой войны Шмидт служил в вермахте. Он побывал на Восточном фронте, работал на авиационном заводе, участвовал в противовоздушной обороне Бремена. В это время успел жениться – с супругой Ханнелорой они прожили в браке 68 лет. В 1944 году его отправили на Западный фронт, где в марте 1945 года он попал в плен к западным союзникам. Учитывая его антифашистские взгляды, наказывать его не стали, и в августе Шмидт вернулся домой, в Гамбург.
До 1949 года будущий канцлер учился в университете родного города, где изучал политологию и право. В студенческие годы вступил в Социал-демократическую партию, всегда имевшую в Гамбурге сильные позиции. Он возглавил университетскую ячейку партии. После вуза работал в городском управлении экономики и транспорта, пока в 1953 году его не избрали депутатом Бундестага ФРГ. С этого времени он надолго вошёл в большую политику.
Восемь лет Шмидт трудился в Бундестаге в рядах оппозиционной тогда фракции социал-демократов. Он представлял правое крыло партии, нацеленное на сотрудничество с США, которых европейские левые традиционно недолюбливали. Он более критично, чем многие соратники по партии, относился к СССР и ГДР. Шмидт был сторонником большого участия государства в экономике, однако в меньшей степени, чем однопартийцы. В общем, в Советском Союзе его бы считали «сильно правым уклонистом». В ФРГ же он был чуть левее центра.
В 1961 году Шмидт вернулся в Гамбург, где работал сенатором по внутренним делам. Он с самой лучшей стороны проявил себя, когда боролся с последствиями наводнения 1962 года. В итоге на родине политик долго не задержался, и уже в 1965 году вернулся в Бундестаг. Спустя пару лет Шмидт возглавил парламентскую фракцию социал-демократов, а уже в 1969 году, после их победы на выборах, канцлер Вилли Брандт сделал его министром обороны.
В немецкой (да и вообще в европейской) практике является обычным делом, когда человек пересаживается из одного министерского кресла в другое. Шмидт здесь был типичным примером. Из министерства обороны он перешёл руководить министерством экономики, затем – министерством финансов, и пару недель - МИДом. Шмидт считался вторым человеком в партии, но Брандту явно уступал. Кто знает, как долго бы ему пришлось ждать поста канцлера, если бы не скандал 1974 года.
Канцлер Брандт считался общепризнанным мировым лидером социал-демократов. Но выяснилось, что один из его помощников являлся агентом всесильной спецслужбы ГДР «Штази». В ФРГ разразился дикий скандал, который не затмила даже победа футбольной сборной на домашнем Чемпионате мира. Брандт вынужден был покинуть пост канцлера, и дорога в западногерманскую политику была закрыта. А на смену ему пришёл Шмидт.
Нельзя сказать, что как канцлер он добивался сногсшибательных успехов. Шмидту пришлось руководить ФРГ во время двух мировых кризисов: 1973-1974 и 1979-1982 гг. Неудивительно, что в стране образовывалось много недовольных. Дважды на выборах в Бундестаг социал-демократы уступали христианским демократам, однако благодаря союзу с либералами из Свободной демократической партией Шмидту удавалось удержаться на посту главы кабинета.
Относительную популярность принесла ему решительность в борьбе с терроризмом. Так, в 1977 году он отдал приказ об освобождении в Сомали заложников из числа пассажиров самолёта «Люфтганзы», захваченных палестинцами. Операцию по их освобождению прошла успешно – западногерманский спецназ освободил всех целыми и невредимыми. Учитывая, что в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене палестинцы убили 11 израильтян, а штурм провалился, операция принесла Шмидту политические очки.
В те годы Западная Германия страдала и от доморощенных террористов из «Фракции Красной армии». В 1977 году они похитили председателя Союза работодателей Ханса-Мартина Шляйера и убили его. Канцлер отказывался идти у террористов на поводу, не вступал с ними в переговоры, и в целом преуспел. С помощью арестов нескольких руководителей «красноармейцев» волна террора несколько отступила – столь громких акций уже не было.
При Шмидте вступил в силу закон, о котором он впоследствии публично жалел. В 1974 году ФРГ разрешила турецким гастарбайтерам провести «воссоединение семей», после чего многие районы немецких городов превратились во второй Стамбул. Уже спустя много лет после отставки Шмидт заявил, что мультикультурализм себя не оправдал, и выступил категорически против приёма в Евросоюз мусульманской Турции.
Во внешней политике Шмидт зарекомендовал себя противником вмешательств во внутренние дела других стран. Он принял деятельное участие в подготовке и работе Конференции по безопасности в Хельсинки 1975 года, и горячо приветствовал её заключительный акт, где говорилось о сохранении послевоенных границ.
Шмидт резко отрицательно воспринял вторжение советских войск в Афганистан. Именно с его подачи делегация ФРГ вслед за США и ещё рядом стран отказалась приехать на Олимпиаду в Москве. К Советскому Союзу он в целом относился отрицательно. Именно он придумал именовать его «Верхней Вольтой с баллистическими ракетами». Выражение стало крылатым, и вошло в обиход прежде всего в нашей стране.
В 1982 году ФРГ переживала новый экономический кризис. Разногласия в подходах к борьбе с ним привела к распаду правящей коалиции социал-демократов и свободных демократов. Шмидт попытался создать однопартийный кабинет, но затея провалилась. Канцлером избрали христианского демократа и тёзку главы кабинета Гельмута Коля. Сам Шмидт больше государственных постов не занимал.
Однако это не значило, что Шмидт ушёл из политики. Уже в 1983 году он вошёл в число издателей политического еженедельника Die Zeit («Время»). Он постоянно выступал по текущим вопросам внутренней и внешней политики. С 1998 по 2005 гг. Шмидт занимал пост советника канцлера Герхарда Шрёдера, приняв деятельное участие в предвыборных кампаниях социал-демократов. В своих взглядах патриарх немецкой политики явно «поправел». В начале XXI столетия он уже ратовал за сокращение социальных выплат и противником массовой миграции из стран Азии и Африки.
В XXI веке отношение Шмидта к России явно улучшилось. Незадолго до смерти он побывал в Москве, где высказался по поводу санкций ЕС. Бывший канцлер назвал их «пустой затеей», совершенно не выгодной Германии. Он также выражал сомнение по поводу того, что Россия, Китай и другие страны должны держать в США свои резервы. Войны, развязанные американцами или поддержанные ими, Шмидт нещадно критиковал.
Бывший канцлер находил время и для развлечений. Так, он славился как довольно талантливый пианист. Он даже записал несколько концертов Баха и Моцарта. На склоне лет он повторно устроил личную жизнь. В 2010 году скончалась его первая жена Ханнелора, а через пару лет 93-летний Шмидт объявил о женитьбе на 79-летней Рут Лоах. Вся Германия смотрела на такой поворот с выпученными глазами. Хотя и Гельмут Коль тоже повторно устроил личную жизнь в почтенном возрасте, но ему всё же было за 70, а не за 90…
Помимо прочего, Шмидт отметился тем, что неоднократно нарушал закон о запрете курения в публичных местах. Когда в Германии решили запретить продажу сигарет с ментолом, он впрок купил их 200 блоков. Бывший канцлер курил везде – даже в студии, куда его приглашали. Тем не менее вредная привычка не помешала ему прожить 96 лет. И стать самым возрастным отставным политиком такого уровня не только Германии, но и всей Европы.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.