globallookpress.com
Турция ударила в спину. Китай ведёт «шёлковый путь» в обход России. В Латинской Америке к власти приходят силы, которые могут порвать с нами отношения. Свои неприятности есть и в Европе, и даже в Казахстане с Белоруссией. Как вышло, что Россия столкнулась в этом году с таким количеством неприятных внешнеполитических сюрпризов?
Уходящий год поставил много вопросов перед российской внешней политикой. Нельзя сказать, что она получилась исключительно провальной. Случались достижения, проявилось некоторое потепление в отношениях с Западом. Однако за 2015 год произошёл целый ряд событий, которые точно не могут обрадовать российское руководство. И неожиданными их не назвать. Многие стали вполне закономерными.
Начнём с самых ближайших союзников России – Белоруссии и Казахстана. Когда последний раз Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев не на словах, а на деле полностью поддержали политику России? Вспомнить трудно! В вопросе Украины оба они колебались по формуле «ни нашим, ни вашим». Сообщения о привозе санкционной европейской еды через белорусскую и казахстанскую территорию приходили постоянно. Да и при последнем обострении с Турцией поддержки от ближайших союзников Россия не получила.
В этом году ряды Евразийского союза пополнили ещё две страны – Киргизия и Армения. Вроде бы поддержка российской точки зрения должна была вырасти. И каким образом она проявилась? В случае с Киргизией – никак и, по большому счёту, ни разу. В случае с армянами – они поддержали нас против Турции, но они и инопланетян бы против турок поддержали. При этом речь идёт о странах, зависимых от России экономически если не полностью, то по большей части. А политической отдачи немного.
В той же самой Армении в 2015 году случились массовые выступления людей, недовольных действующей армянской властью. Их попытались оседлать представители посольства США и других западных стран. А что Россия? А у нас по большей части рассказывали о «призраке Майдана», обвиняли американцев в разного рода кознях. Обвиняли во многом справедливо, но сами ничего им толком не противопоставляли. Никакого вразумительного отношения к событиям в Ереване Россия не высказала.
Теперь обратимся к злейшему врагу Армении – Турции. До 24 ноября её президент Реджеп Тайип Эрдоган представлялся у нас как исключительно важный партнёр. Его даже приглашали в Москву на открытие соборной мечети. И вдруг в одночасье выяснилось, что он нанёс России «удар в спину», когда турецкий самолёт сбил российский в Сирии. И пошли санкции, пошли фильмы про козни турок на Северном Кавказе…
Между тем на друга и даже на партнёра Эрдоган не тянул и раньше. Да, у нас были тесные экономические связи, но в вопросах политики Россия и Турция не совпадали почти нигде. Для турецкого президента Башар Асад – враг, для нас – ближайший союзник на Ближнем Востоке. Весьма непросто шли переговоры и по «Турецкому потоку». Есть у нас разногласия по Карабаху, по Балканам… Так в чём неожиданность в поведении Эрдогана? Просто он обнажил то, что и так было секретом полишинеля.
А что там с соседним Ираном? Здесь вроде бы случился прорыв – с Исламской республики сняли санкции, и Россия сыграла в этом не последнюю роль. И иранцы уже готовы… увеличить экспорт энергоносителей, что опустит цены на нефть. От этого российской экономике точно легче не станет. И нет никаких гарантий, что Иран не пойдёт на строительство нефте- или газопровода в Европу без участия России. Иранцев вовсю обхаживают, а как мы себя ведём? Большой вопрос.
Кто у нас ещё в союзниках числится? Больше всего на протяжении года говорили о серьёзном сближении с Китаем. Наши отношения действительно неплохие, но и без крупных трудностей не обходится. Стоимость газа, который Россия будет поставлять в Поднебесную, видимо, такова, что превратилась у нас в гостайну. А что там происходило за кулисами газовых переговоров – остаётся только гадать. Можно предположить, что китайцы воспользовались внешнеполитическими трудностями России и постарались продиктовать свои условия.
Параллельно Китай делал вещи, которые в Кремле едва ли встретили с восторгом. Например, китайцы в рамках проекта нового «Шёлкового пути» запустили транспортный коридор в обход России. Грузы из КНР через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию поехали в Европу мимо нас. Кроме того, китайцы подписали соглашение с США о сотрудничестве в военной сфере. Нет, дружить с американцами в Поднебесной не начали, но с нами явно не советуются.
А ещё в Азиатско-Тихоокеанском регионе США пытаются создать зону свободной торговли. Туда готовы войти Япония, Южная Корея, Австралия, Филиппины, Сингапур… Здесь никаких сюрпризов – речь идёт о давних американских союзниках. Но согласие войти в неё дал Вьетнам. А это наш давний союзник, к тому же имеющий на американцев очень большой зуб. У вьетнамских берегов имеется нефть, а кто её будет разрабатывать? Не факт, что мы. Вот такой «подарок» преподнёс нам дружественный Вьетнам.
Перенесёмся на другой конец света. Из Южной Америки пришли крайне неприятные новости. Ближайший союзник России, президент Венесуэлы Николас Мадуро с треском проиграл парламентские выборы. Его коллега из Эквадора Рафаэль Корреа задумался о переезде в Европу по завершении полномочий. Угроза импичмента нависла над президентом Бразилии Дилмой Руссефф, её рейтинг не превышает 20%. Будем ли столь же тесно взаимодействовать в рамках БРИКС с бразильским лидером правых взглядов – совсем не факт.
Пожалуй, наиболее чувствительный удар Россия получила в Аргентине. Новым президентом страны стал правый политик Маурисио Макри. Он прославился жёсткой критикой своей предшественницы Кристины Киршнер, с которой российское руководство установило тесные отношения. Вряд ли это сюрприз – рейтинг Киршнер находился последнее время на низком уровне. Сегодня новые аргентинские власти открыто говорят о пересмотре целой серии контрактов с Россией, подписанных в предыдущие годы.
Наконец, Европа. В мае Македонию охватили протесты против правительства страны, не присоединившегося к антироссийским санкциям и согласившегося на «Южный поток». Поработали здесь США и ЕС? Поработали, конечно. Ну а Россия никак себя не проявила. А тем временем ещё одна бывшая югославская республика - Черногория вот-вот войдёт в НАТО. Россия пригрозила «оргвыводами», но разве была в таком решении какая-то неожиданность? Ровно никакой, к этому шло лет 10 минимум.
Против антироссийских санкций высказывались главы правительств таких стран, как Греция, Венгрия, Словакия, Австрия, Италия. Но разве Алексис Ципрас, Виктор Орбан, Роберт Фицо, Вернер Файманн, Маттео Ренци не поддержали в итоге их продление? Поддержали! И президент Чехии Милош Земан их принял. Выясняется, что хорошее отношение к России ряда европейских политиков имеет свои пределы, причём весьма скромные. Европейская солидарность в итоге перевесила.
Многие из перечисленных проблем могли бы не стать для России трудностями, но стали. Стали во многом по причине нескольких системных бед российской внешней политики. Сколько внимания мы уделяли тем же Македонии и Черногории? Для нас страны меньше Италии по размеру никогда в приоритете не значились. Но выяснилось, что «Южный поток», и любой другой, нельзя в этой части мира проложить в обход маленькой Македонии. А её не видели в упор, пока не уперлись.
Ещё одна беда – мнение, что экономика непременно перевесит политику. Выяснилось, что теория Карла Маркса не всегда работает. Политические разногласия с Эрдоганом в итоге дали о себе знать и перечеркнули то положительное, чего страны достигли в экономике. Да и с Европой мы напоролись на те же грабли. Если бы всё зависело от денег – Евросоюз вообще не вводил бы против нас санкции. Но ввёл. Да, ему (как и нам) они не идут на пользу. А он их ввёл, руководствуясь явно неэкономическими соображениями.
Третья беда – мнение, что любая страна, имеющая проблемы в отношениях с США, непременно может стать нашим союзником. То, что Китай ведёт свою собственную игру, а всех остальных лишь ставит в известность задним числом – не тайна. Оказалось, что китайцы отнюдь не собираются всегда и во всём оглядываться на Россию. «На всякий случай» они запустили свои грузы по другим маршрутам. Да и Вьетнам исторические обиды, как выясняется, не всегда помнит настолько, чтобы предпочесть американцам Россию…
Четвёртая беда дала о себе знать в Латинской Америке. Работали ли мы с аргентинской оппозицией до её прихода к власти? Оказывается, с тем же Макри наши должностные лица даже не встречались. Работаем ли мы с противниками Дилмы в Бразилии, Мадуро в Венесуэле? Не работаем. Но правители не вечны, и очень скоро их могут сменить другие. А с этими другими работают США, ЕС, Китай, кто угодно работает. Мы же видим только действующую власть. А потом удивляемся, что при смене правительств что-то идёт не так.
Наконец, пятая беда – пресловутые неправительственные организации. Сколько их работает в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Армении? Кот наплакал. Западных организаций в них существует в десятки, а то и в сотни раз больше. На Украине это уже обернулось майданом. Безусловно, самой Украине события последних двух лет принесли огромный вред, но Россия от них однозначно проиграла. И история может повториться в других местах. Гражданское общество в той же Белоруссии и Армении мы не видим в упор.
Справиться с этими проблемами российской внешней политике в 2015 году явно не удалось, и неприятные итоги не заставили себя долго ждать. Посмотрим, сделала ли Россия какие-то выводы на будущее…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.