Арабский мир становится сплошной конфликтной зоной. В нее втягиваются и прилежащие государства, создавая почти глобальный очаг напряженности, серую зону войны. Уже несколько месяцев тянутся боевые действия на юге Аравийского полуострова в Йемене между северянами, которых поддерживает Иран и южанами, которых протежируют саудиты. И вот ситуация взорвалась.
Внезапная казнь в Саудовской Аравии почти 50 человек, среди которых был известный шиитский проповедник шейх Нимр Бакр аль-Нимр вызвала жесткую ответную реакцию Ирана. Шейх Нимр аль-Нимр был арестован в 2012 году во время волнений «арабской весны» в королевстве и долгое время являлся фактически политическим заложником. Казнь совпала с прекращением перемирия в Йемене, которое было инициировано саудитами для проведения переговоров между президентом Йемена Мансуром Хади и поддерживаемым Ираном движением «Ансар Алла». Саудиты хотели добиться прекращения этой поддержки, но не преуспели в этом. Причина – в низкой боеспособности армии СА и возглавляемой ею коалиции. Им удалось лишь остановить наступление северных йеменцев на юг, причем хуситы «Ансар Аллы», которых Иран считает практически единоверцами, продолжают совершать рейды даже на территорию Саудовской Аравии.
После неудачи переговоров шейх аль Нимр перестал интересовать саудитов как заложник, и приговор в отношении его был приведен в исполнение.
Иран ответил «активкой» в своих худших традициях – разгромом посольства СА в Тегеране группой возмущенных студентов.
Справка:
1829 год. В российское посольство в Тегеране ворвалась толпа религиозных фанатиков и убила посла Александра Грибоедова. Есть подозрения, хотя прямые доказательства отсутствуют, что к этому привели интриги британских агентов в Иране.
1979 год. Боевики и студенты из "Иранских Федаинов" и "Мусульманских Студенческих Сторонников Линии Имама" ворвались в американское посольство и захватили заложников.Они требовали от США выдать шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, находящегося на лечении в Нью-Йоркской больнице. Их сразу же поддержало правительство аятоллы Хомейни.
Затеянная президентом Картером военная операция провалилась. После смерти шаха и начала войны Ирана с Ираком иранское правительство вступило в переговоры с США, в которых в качестве посредников выступали Алжир и Великобритания. Освобождение заложников странным образом совпало с днем вступления в должность президента Рональда Рейгана.
В конце сентября этого года сентября на англоязычном ресурсе Middleeasteye, базирующемся в Лондоне, были опубликованы три письма, якобы написанные одним из саудовских принцев, в которых подвергается жесткой критике политика правящего монарха, наследного принца и министра обороны.
Что касается ресурса Middleeasteye.net, то его возглавляет британский журналист, бывший сотрудник «The Guardian» Дэвид Херст (David Hearst). Компания, которой принадлежит ресурс, зарегистрирована на некоего этнического палестинца Джамала Бассассо (Jamal Bassasso).
Этот Бассасо тесно связан с руководством катарского телеканала Аль Джазира, принадлежащего правящей семье Аль Тани, но де факто укомплектованного сотрудниками британской разведки МИ-6.
Позднее письма принца (или принцев) перепечатала влиятельная британская газета «Таймс». «Саудовские принцы призывают к дворцовому перевороту против больного короля» (Saudi princes urge palace coup against ailing king), - под таким заголовком консервативная «Таймс» опубликовала эти сомнительного происхождения «письма».
Сценарий, по которому развивается конфликт между саудитами и Ираном, наносит ущерб третьему человеку в королевстве, молодому министру обороны и заместителю наследного принца Мохаммеду бин Салману, который руководил неудачной операцией «Буря решимости» против повстанцев-хуситов в Йемене. Самый молодой министр обороны в мире, слишком перетянул на себя властное одеяло и практически отстранил от власти Мохаммеда бин Наифа, официального наследника трона.
Независимо от дальнейшего хода событий, обострение конфликта между СА и Ираном подрывает авторитет правящей династии саудитов и объективно на руку Великобритании и США, которые в настоящее время тяготеют к новому фавориту в регионе – Ирану.
Вряд ли между Ираном и Саудовской Аравией, разделенными Персидским заливом, возможен прямой военный конфликт. Хотя в этом случае поражение саудитов было бы неизбежным. Иран скорее всего просто увеличит до максимума поддержку хуситов в духе стратегии непрямых действий.
Все это приведет к еще большему падению цен на нефть, так как соперничество саудитов и Ирана на мировом рынке сейчас резко усилится.
Интересно, что если длительный вялотекущий конфликт СА с Ираном может привести с дальнейшему падению мировых цен на нефть, то существуют и «фундаментальные факторы, способные значимо (не менее чем до $70 долларов зап баррель Urals) и на долгосрочный период (до пяти лет) повысить цены на нефть на мировом рынке, как пишет директор Института прогнозирования конъюнктуры на сырьевых рынках Максим Авербух. К их числу он относит и три сценария с участием СА и Ирана:
1.Гражданская/партизанская/широкомасштабные продолжительные народные волнения война в населенной шиитами б. Восточной провинции Саудовской Аравии.
2. Перенос ИГ военных действий на территорию Саудовской Аравии (в районы нефтедобычи).
3. Прямой военный конфликт между Ираном и Саудовской Аравией.
Третий сценарий маловероятен, а первые два вполне реализуемы и соответствуют интенциям США и Великобритании. Но с одним существенным отличием от прогноза Авербуха. Им выгодно несколько ослабить позиции саудитов на мировом рынке энергоносителей, заместив частично их нефть иранской, причем не вызывая значительного «отскока» в сторону повышения нефтяных цен. Ближайшее будущее покажет какой сценарий будет реализован в отношениях СА и Ирана, и какое влияние это окажет на мировую нефтяную конъюнктуру.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.