На прошедшем недавно под председательством бывшего начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Юрия Балуевского круглом столе по стратегиям «мягкой силы» один из докладчиков, авторитетный эксперт «в штатском» весьма эмоционально заявил в начале своего выступления, что не доверяет тем, кто не верит в конспирологию.
И в каком-то смысле он прав. Конспирология в принципе не выходит за рамки концептуальной парадигмы стратегии непрямых действий (или «мягкой силы»), одной из важнейших составляющих гибридных или иррегулярных войн современности, позволяющих тем или иным бенефициарам достигать своих целей с помощью иерархических сетевых структур, которые являются основным инструментом реализации стратегии мягкой силы.
В этой связи небезынтересно рассмотреть происходящие в Европе социальные волнения именно с точки зрения возможностей и интересов.
Теракты в Париже и нападения мигрантов-беженцев с Ближнего Востока на местное население в Кёльне и других городах Германии резко настроили европейцев против «приезжих» и «понаехавших». И это в принципе бьет по долгосрочным интересам самих мигрантов, как недавно прибывших беженцев, так и уже ассимилировавшихся в старом Свете. Однако лидеры религиозных фанатиков, выучившие наизусть катехизис исламистов – книгу «Управление жестокостью» (в ином варианте перевода – управление варварством, или хаосом) Абу Бакра Наджи (генетически восходящую к «Правилам для радикалов» знаменитого чикагского политтехнолога Саула Алинского, и стратегии управляемого хаоса, сформулированной в знаковой работе « Теория хаоса и стратегическая мысль» сотрудника института Сложности в Санта Фе Стивена Манна), так не считают.
Теракты и жестокие нападения на местных жителей призваны создать ситуацию хаоса (или «варварства»), в мутной воде которого лидеры исламистов (в частности ИГ) рассчитывают перехватить инициативу и навязать Западу свои правила Большой Игры.
Безусловно, этот расчет неверен. В ответ на провал политики мультикультурализма и толерантности, на неадекватное с точки зрения европейцев поведение выходцев из Африки и Азии Европа (чем дальше, тем больше) возвращается к идее национальных государств вместо не оправдавшего себя Евросоюза. Если говорить прямо, то в Европе возрождаются и набирают силу националистические идеи в самом жестком формате.
Но если ослабление и определенная деморализация Европы в результате агрессивных акций агентуры исламистов в большой степени выгодна США, которые ведут борьбу с европейским гегемоном Германией за конкретизацию формата Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства, то возрождение сильных национальных государств и тем более националистических концептов их совершенно не устраивает (также, как и стратегов ИГ).
Есть только одна серьезная сила, которой это выгодно. Это Ватикан с его самой мощной в мире сетевой структурой и Институтом религиозных дел (итал. Istituto per le Opere di Religione), который выполняет функции банка Ватикана. Финансовая деятельность Банка Ватикана засекречена, что позволяет ему финансировать сетевую активность в любой точке земного шара, не опасаясь огласки. Это во много раз увеличивает возможности таких «личных прелатур» Папы как «Священный Альянс» (Unio Sancto) и «Дело Господне» (Opus Dei), тайные операции которых практически неизвестны общественности.
Известный востоковед, бывший военный разведчик, полковник Андрей Девятов (весьма эмоционально и артистично выступавший на вышеупомянутом круглом столе по стратегиям «мягкой силы»), называет мировую империю Ватикана «Черным Интернационалом».
Ватикан – самая большая сетевая структура мира, ядром которой выступает старо-европейская аристократия - «Роялы» или «Черная знать». Системный интерес Ватикана в Европе – возрождение так называемого каролингского ядра, в которое входят Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, и восстановление в перспективе оси Берлин-Рим -Токио.
Реальность этих проектов всерьез воспринимают достаточно многие российские эксперты. Например, член экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александр Собянин считает, что наиболее вероятным и опасным военным противником России является лидер каролингского ядра, гегемон Европы, Германия, на базе мощной промышленности которой и формируется ударная сила «Черного Интернационала».
То, что никаких доказательств, не говоря уже о прямых следах участия Ватикана, как идеологического лидера «Черного Интернационала» в бурных и трагических событиях в Европе на данный момент нет, свидетельствует лишь об эффективности иерархических сетевых структур, которые имеют тысячелетние традиции стратегии «мягкой силы». Впрочем, я не исключаю, что сетевые «мощности» и возможности Ватикана включаются не до, а после возникновения ситуации управляемого хаоса (по Стивену Манну) или «варварства» (по Абу Бакру Наджи), чтобы использовать усилия и действия геополитических конкурентов против них самих.
Это конгениально концепции Effect Based Operations (операций, нацеленных на системный эффект), основы американской стратегии сетецентрических войн. Но сформулировал эту стратегию античный теолог Александр из Афродизиаса и звучит его концепт скрытого управления миром так:
«Управление миром осуществляется не через тираническое наложение внешней высшей воли, ни волею случая, а через осмысленное предвидение последствий побочных эффектов, которые возникают из самой природы вещей и остаются абсолютно зависимыми от ее особенности. Таким образом, то, что ранее было маргинальным феноменом или побочным эффектом, становится парадигмой акта управления миром».
Представляется, что у Ватикана и следующего в его идеологическом русле «Черного Интернационала», как наследников и продолжателей политической теологии античности, довольно высокие шансы одержать верх в соперничестве с фанатичными исламистами и даже могущественными англосаксами за гегемонию в Европе. Такой поворот событий необходимо в обязательном порядке учесть стратегистам российского Генерального Штаба. Дискуссия на упомянутом круглом столе под руководством генерала армии Юрия Балуевского дает основание полагать, что понимание этого у российских военных и экспертов спецслужб имеется.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.