Знаковые переговоры Владислава Суркова с Викторией Нуланд в Калининграде, визит Бориса Грызлова в Киев, намеченное прибытие в Киев спецпосланников президентов Германии и Франции свидетельствуют о решении всех задействованных игроков ускорить передачу ЛДНР под полный контроль Украины.
Симптоматично заявление Госдепа США о том, что санкции против России могут быть сняты уже в текущем году. Это, образно выражаясь, пряник, обещанный России за уход с Донбасса. Роль кнута играет окончательное истощение российских финансовых резервов. Министр финансов Силуанов только что заявил, что существует опасность «проесть резервы еще до конца года». На уточняющий вопрос он ответил, что речь идет о Резервном фонде и той части Фонда национального благосостояния, которая не идет в инвестиционные проекты.
Снятие антироссийских санкций будет означать возможность для отечественных банков и «корпоратов» (то есть крупных госкорпораций), а также для строительных гигантов, наподобие практически обанкротившегося СУ-155, перекредитоваться на Западе. Это не снимет проблемы резкого уменьшения доходов госбюджета из-за снизившихся практически в четыре раза мировых цен на нефть, но позволит оттянуть финансовый апокалипсис за счет увеличения и без того немалых корпоративных долгов.
Визиты западных переговорщиков на Украину нужны для того, чтобы принудить президента Порошенко хотя бы формально предоставить Донбассу некий «особый статус».
О содержании «мозгового штурма» куратора украинского майдана Нуланд и куратора Донбасса с российской стороны не сообщается, но наиболее очевидным может быть снятие крымской темы в плане снятия санкций, то есть то, чего и добивалось российское руководство. То, что на самом деле давление на Крым с украинской стороны никуда не исчезнет, само собой разумеется. А обещания США и Евросоюза стоят не больше, чем пресловутые обещания не расширять НАТО на Восток, данные в свое время Горбачеву.
Реальной проблемой являются не санкции Запада, и даже не падение цен на нефть, а попытка российских элит играть свою игру на мировой политической арене, располагая лишь одним козырем – экспортируемыми углеводородами, цену на которые Россия не контролирует, в отличие от той же Саудовской Аравии. Критическая зависимость абсолютно всех отраслей промышленности от западных технологий делает Россию слабой сырьевой периферией внешнего мира. Если нашу стабильность может поколебать даже агрессивный нефтяной демпинг саудитов, то это означает – будем честными – что наш рейтинг на мировой шахматной доске ниже, чем у этой ваххабитской монархии.
Попытка России использовать свой второй козырь – военную мощь, потерпела неудачу. На Украине это уже запротоколировано. На Ближнем Востоке мы просто играем роль цепного пса мирового империализма по той простой причине, что странам Запада выгодно воевать с террористами чужими руками. Выиграть мы в такой ситуации не можем ни при каких условиях. И чем быстрее российский военный контингент уйдет из Сирии, тем меньше риск стать врагом номер один для мировой суннитской уммы, выступая в роли защитника шиитов и отнюдь не безгрешного алавита Асада.
Даже если Россия выполнит все пункты минских соглашений, и на Донбасс войдут батальоны Нацгвардии Украины со вполне понятными целями, а Россия прекратит боевые действия в Сирии, сумев сохранить политическое лицо, это не изменит неконкурентный на мировом уровне социальный механизм, который отрицает научно-технический прогресс, отбрасывая некогда великую державу на задворки цивилизации.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.