1tv.ru
Польша думает о сносе свыше 500 памятников – в том числе и павшим воинам Великой Отечественной. Понять поляков во многом можно, но заходят они слишком далеко. Начнёт ли Россия ответную «войну гробов»?
В Польше объявили о намерении снести свыше 500 советских памятников. Инициатором стал местный Институт национальной памяти, борющийся «против наследия советского тоталитаризма». «Монументы символизируют доминирование коммунистической системы над Польшей и должны быть убраны», - заявил руководитель института Лукаш Каминьский. Официальное решение власти ещё не приняли, но вероятность такого шага крайне велика.
Реакция России последовала незамедлительно. «Мы выражаем надежду, что польские власти не пойдут на поводу у этих экстремистски настроенных политиков и не будут реализовывать меры, которые действительно граничат с варварством», - сказала 31 марта по этому поводу официальный представитель МИД Мария Захарова. В том же духе выразились и другие официальные лица России.
О правовой стороне дела сказал представитель России в ОБСЕ Александр Лукашевич. «Хочу напомнить о документе, который был принят по итогам совещания в Кракове тогда еще СБСЕ в 1991 году, которое было посвящено культурному наследию. Государства-участники приняли на себя конкретные обязательства по сохранению памятников как символов общей истории, обязались сохранять архитектурные сооружения XX века», - заявил он.
На это МИД Польши 1 апреля парировал: «Договор от 1994 года (между Россией и Польшей о защите воинских захоронений – Ред.) касается кладбищ и воинских захоронений и не относится к символическим памятникам, под которыми не находятся останки солдат и которые являются символами советского господства». Судя по всему, сносить монументы действительно будут.
2 апреля со своим видением ситуации выступил министр культуры России Владимир Мединский. Выступил противоречиво. С одной стороны, он сказал, что Россия в ответ на польские действия пальцем не тронет памятники павшим полякам. С другой, в музеях в Катыни (под Смоленском) и Медном (под Тверью), где в 1940 году расстреляли тысячи поляков, появятся экспозиции, которые расскажут и о польских преступлениях. Подобные слова наверняка не понравятся в Польше, и только ускорят снос памятников.
То, что памятники будут сносить, видно по недавней истории. Буквально на днях в городе Пененжно власти продолжили снос памятника генералу Ивану Черняховскому, погибшему в этих местах в начале 1945 года. В январе в городе Щецин осквернили памятник благодарности Красной армии. Ещё раньше в Варшаве временно убрали памятник советско-польскому боевому братству, но на место не вернули. А осквернению и сносу монументов в польской провинции уже и счёт потерян. Такие сообщение приходят минимум раз в месяц.
Кроме того, достаточно взглянуть на тех, кто сейчас находится у власти в Польше. Речь идёт о представителях партии «Право и справедливость», негласным лидером которой остаётся бывший премьер Ярослав Качиньский. Он всегда был настроен к России крайне непримиримо, значительную часть выступлений строил на необходимости добиваться «исторической правды» и настаивал на полном искоренении остатков коммунистического влияния, на борьбе с наследием «советской оккупации».
Резкими заявлениями в адрес России отмечались и президент Анджей Дуда, и премьер Беата Шидло, и глава МИД Витольд Ващиковский. Министр обороны Антоний Мацеревич в своё время и вовсе был инициатором «поиска правды» и наказания тех, кто сотрудничал с коммунистическими властями страны. Недавно он в который уже раз заявил, что Россия могла взорвать самолёт президента Леха Качиньского, упавший шесть лет назад под Смоленском. Так что снос памятников на таком фоне смотрится весьма логично.
Теперь посмотрим на то, кто и на что имеет право. Убедить поляков, чтобы те приняли наш взгляд на историю – дело гиблое. В Польше действительно считают, что Советский Союз навязал полякам социализм, и что страна в 1945-1989 гг. не была вполне независимым государством. Кроме того, история российско-польских отношений и до того полна войн и противоречий, так что наличие большого количества памятников «русским» может многих в Польше раздражать. И под разряд воинских захоронений действительно не все памятники подпадают.
Но в числе 500 есть и те, что действительно являются воинскими захоронениями, как являлся таковым и уничтоженный памятник генералу Черняховскому. На территории Польши в годы Второй мировой войны погибли свыше 600 тысяч советских воинов, а рядом с ними сражались ещё и бойцы Войска Польского. К слову сказать, Советский Союз и Польша (при всех разногласиях и недомолвках) были союзниками по Антигитлеровской коалиции. И погибли эти люди при освобождении страны от нацизма, а не при насаждении социализма.
Польше не стоит забывать, кому она обязана своими нынешними границами. Именно благодаря Советскому Союзу она получила обширный выход к Балтийскому морю, и ещё – богатую углём промышленно развитую Силезию. Некогда немецкий Данциг стал польским Гданьском, Штеттин – Щецином, Бреслау – Вроцлавом. Если бы не СССР – не факт, что сегодня граница Польши не проходила бы восточнее. США и Великобритания согласились на неё отнюдь не сразу.
Какой бы зависимой от СССР ни была социалистическая Польша, но она была Польшей. Ей руководили поляки, русский язык не был в ней официальным. Сравнивать времена социализма с гитлеровской оккупацией – откровенно кощунство. Поляки считались людьми низшего сорта, которым не полагалось иметь никакое государство. Их в лучшем случае ждала участь горничных и свинопасов у немецких хозяев. А так – СССР помог выселить четыре миллиона немцев, и Польша стала на 98% заселённой поляками.
В Польше вспоминают Катынь, но ведь были ещё и события советско-польской войны 1920 года, когда в польских лагерях погибли 60 тысяч красноармейцев и белогвардейцев. У поляков есть весомые основания предъявлять России исторические счёты, но ведь и с российской стороны многое могут припомнить. Создавать подобный музей на месте расстрела поляков, вероятно, не лучшее решение. Но завести подобную экспозицию в музеях Москва, Петербурга, и тех же Смоленска или Твери вполне уместно.
Своим решением Польша провоцирует на ответ «горячие головы» в России. Они опять заговорят, что не было никакого расстрела под Катынью и в Медном в 1940 году, и что всё это сделали немцы. Наверняка найдутся и те, кто пойдёт осквернять памятники погибшим там поляков. Тот же католический крест в Катыни могут попросту спилить. И у российских вандалов тоже найдётся своё оправдание.
В конце концов, речь идёт не о памятниках Ленину или Сталину, а о людях, отдавших жизнь в борьбе с нацизмом. И даже бывший президент Польши Лех Валенса, которого другом России никак не назвать, сказал, что воевать с мёртвыми нельзя. И он прав. Бороться с прошлым – занятие неблагодарное. Воевать с могилами – дело и вовсе недостойное европейской страны.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.