Президент России Владимир Путин подписал так называемый «Пакет Яровой», который содержит ряд поправок в антитеррористическое законодательство. Наиболее активно обсуждаются (и критикуются), поправки, касающиеся работы мобильных операторов, интернет-провайдеров и мессенджеров (Viber, WhatsApp, Telegram).
Мобильные операторы должны будут уже с 20 июля в течение трех лет хранить информацию о том, кому звонил абонент или с кем переписывался с помощью sms. И с 1 июля 2018 года в течение полугода держать на серверах записи разговоров, тексты сообщений, пересылаемые фотографии и видеозаписи. В случае использования шифрования и кодирования интернет-компании и операторы должны предоставить в правоохранительные органы ключи для расшифровки электронных сообщений.
«Пакет Яровой» критикуют за то, что это может вызвать резкое подорожание услуг сотовых операторов, а также их качества.
Эксперты МТС затраты на выполнение «пакета Яровой» оценили в 2,2 трлн рублей, «Вымпелкома» – в 2 трлн, «Мегафона» – в 1,3 трлн рублей. По оценкам института «Гипросвязь», операторам потребуется хранить 169 трлн гигабайт, для чего необходимы мощности, в 100 тысяч раз превышающие емкость серверов, имеющихся в «большой тройки» в настоящее время. Все необходимое оборудование производится за рубежом.
Если эти оценки верны, то подорожание начнется со следующего года, когда когда операторам придется в массовом порядке строить data-центры. Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров уже заявил, что не раскрывает ключей шифрования третьим лицам.
Видимо, у правоохранителей возникну проблемы в получении ключей и с другими социальными сетями.
Для чего нужны поправки из «пакета Яровой»?
Ведь и сейчас все разговоры и переписки прекрасно прослушиваются и записываются через систему оперативно-розыскных мероприятий. Без предоставления такой возможности правоохранителям ни один сотовый оператор ни за что не получит лицензию.
Тут вся проблема в том, что слушают и записывают только тех, кого заподозрили в чем-то незаконном. Просмотреть список контактов, даты и время телефонных разговоров за полгода тоже возможно, но вот послушать давние разговоры и почитать переписку нельзя. Вот поправки Яровой и дают такую возможность.
Реализация «пакета Яровой» скорее всего разорит мелких операторов, которые не «потянут» миллионные штрафы за непредоставление архивных данных или ключей для дешифровки.
А может ли пакет Яровой помочь в борьбе с терроризмом и экстремизмом? Если удастся его реализовать, то, возможно, некоторая польза будет. На короткое время, до тех пор пока гипотетические экстремисты и террористы не пойдут «обходным путем». Такие пути есть уже сейчас.
Боевикам, организовавшим теракты во Франции, не понадобились никакие шифры. Они использовали метод, которым давно пользуется мафия: одноразовые мобильные телефоны. К такому выводу пришло министерство внутренних дел Франции, о чем рассказала газета New York Times.
В США одноразовые телефоны обозначают словом «бёрнер» (burner), взятым из криминального слэнга. Бёрнер покупают за наличные, чтобы полиция не могла отследить собственника по платежу, и включают только один раз, чтобы сделать единственный звонок. После этого он считается «засвеченным» (то есть, по-английски, «burned» — отсюда и название) и выбрасывается. Даже если бёрнер найдут, это ничего не даст полиции.
Именно так действовали организаторы и участники терактов в Париже в ноябре 2015 года. Они покупали дешевые мобильники, использовали их один раз и выбрасывали. Полиция сразу обнаружила белый телефон Samsung в урне возле концертного зала, захваченного террористами. В телефоне находилась бельгийская «симка», активированная за день до атаки. Данные контактов по GPS, находившиеся в памяти телефона, вывели следователей к гостинице в парижском пригороде.
Выяснилось, что здесь останавливался Салах Абдеслам, один из главарей террористов, которого удалось арестовать. В доме, где жил другой террорист, нашли целый мешок нераспакованных бёрнеров.
Если бы во Франции действовал «пакет Яровой», то это не помогло бы предотвратить теракты, так как на телефонах террористов, найденных во Франции и Бельгии, нет следов ни почтовых сообщений, ни тайных чатов. Ни ключи к шифрам, ни запрет Telegram или взлом защиты «айфонов» не помогли бы предотвратить теракты.
На сегодняшний день самая эффективная система борьбы с террористами - это американская система «Палантир», позволяющей заблаговременно раскрывать и предотвращать большинство планируемых экстремистами терактов.
«Палантир» - это высокоинтеллектуальная система анализа громадных баз данных (датамайнинга), позволяющая в кратчайший срок сравнивать различные, на первый взгляд не связанные между собой, события и вычислить потенциальных террористов. В основу платформы Palantir заложена идея умного синтеза и объединены «методы анализа, опирающиеся на аппроксимированную модель мышления человека, и мощный алгоритмический движок, способный сканировать одновременно несколько баз данных на очень тонком уровне гранулирования. Движок способен брать информацию из гигантских баз данных и позволяет пользователям «нарезать слои» и просматривать результаты просеивания практически бесконечным числом способов».
Используя возможности программного обеспечения Palantir, американские спецслужбы могут практически мгновенно «компилировать подробнейшие досье на граждан, увязывая вместе материалы видеонаблюдения за посетителями аптек с финансовыми транзакциями через кредитные карты, со звонками по сотовому телефону, записями об адресатах и темах писем электронной почты, покупке и использовании авиабилетов и т.д.».
Секреты искусственного интеллекта «Палантира» по понятным причинам спецслужбы США не раскрывают. Но вот принцип работы другой глобальной системы радиоэлектронной разведки - «Эшелон» хорошо известен.
«Эшелон» — общепринятое название глобальной системы радиоэлектронной разведки, работающей в рамках соглашения о радиотехнической и разведывательной безопасности (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания, США).
«Эшелон» имеет возможность перехвата и анализа телефонных переговоров, факсов, электронных писем и других информационных потоков по всему миру путём подключения к каналам связи, таким как спутниковая связь, телефонная сеть общего пользования, СВЧ-соединения.
Электронная разведывательная система "Эшелон" — это более ста спутников-шпионов, наземные станции слежения и подслушивания, большое количество суперсовременных и мощных компьютеров (по некоторым данным, сегодня в АНБ работают до 10 сверхмощных компьютеров "Крей" стоимостью в десятки миллионов долларов каждый). В упрощенном виде "Эшелон" работает примерно следующим образом. Источниками информации служат Интернет, электронная почта, телефон, факс, телекс. На начальном этапе работы перехваченные данные передаются на специализированные компьютеры. Они называются словарями и снабжены дисковыми массивами, ёмкость которых исчисляется терабайтами. Далее осуществляется сканирование данных методами раскопки текстов позволяющими выделить из массива информации интересующие фрагменты или индивидуальные голоса. Принцип похож на тот, который используют поисковые системы, но в отличие от них "Эшелон" работает в реальном времени и уже в процессе, скажем, телефонного разговора решает: интересно ему это сообщение или нет. Для «раскопки текстов» особенно успешно используются мини-ЭВМ VAX компании Digital Equipment. На них базируются стационарные узлы, причем каждый узел системы Echelon включает в себя хотя бы один специализированный компьютер Dictionary. Существуют и мобильные устройства Oratory, упаковывающиеся в чемодан. Машины Dictionary сканируют входные потоки и выделяют существенно важную информацию. По словам Уильяма Стадмена, бывшего директора АНБ, это была титаническая работа. Входной поток только от одной из разведывательных подсистем составлял примерно 2 млн слов в час, после первой фильтрации оставалось 6500 сообщений, из которых около 1 тыс. соответствовали критериям и только десять могли быть использованы аналитиками для составления отчетов. "Эшелон" владеет множеством языков, знаком с профессиональным сленгом (например, торговцев наркотиками или оружием) и специальной лексикой, знает клички или прозвища крупных политических деятелей ведущих стран мира. К тому же, как считают эксперты, АНБ научилось получать "отпечаток голоса", который, по их мнению, так же уникален, как и отпечаток пальца. По имеющемуся в памяти компьютера образцу голоса можно быстро идентифицировать любой голос в потоке звуков. Другими словами, если "Эшелон" однажды зарегистрировал голос какого-то человека, то потом может отследить его разговор с любого телефонного аппарата в мире.
На втором этапе сообщения, отобранные сканирующими компьютерами со всего мира, попадают в блок накопления информации. Там они записываются, сортируются по темам (например, "военные дела", ракетные или ядерные технологии, терроризм, политики, оружие, наркотики, контрабанда и так далее) и направляются на дальнейший анализ. Потом специально разработанные для каждой темы программы анализируют полученную информацию по заданным темам. Из, скажем, отобранных на первом этапе 10 тысяч сообщений остается только 100-200 действительно важных. Четвёртым этапом, после которого материалы, как правило, попадают на стол крупных чинов в администрации США, становится уже экспертная оценка сотрудников профильных отделов АНБ в штаб-квартире спецслужбы в Форт-Миде по каждому из полученных 100-200 сообщений. Сомнительные случаи остаются в памяти компьютеров АНБ, а поскольку эта память практически бесконечна, то все больше людей (а следовательно, и правительственных структур, фирм, компаний, концернов и так далее) в мире попадают в поле зрения "Эшелона". Эксперты утверждают, что система способна проанализировать и запомнить до 3 миллиардов сообщений в день.
«Эшелон» работает уже много лет и накопил в своей памяти всю необходимую информацию о подозрительных личностях и организациях по всему миру. Поэтому этой системе и не нужны огромные дата-центры, которые возможно придется строить для реализации «пакета Яровой».
Системы «Палантир» и «Эшелон» можно сравнить с высокоточным разведывательным оружием. А «пакет Яровой» в нынешнем его виде - это безадресная «бомбежка по площадям».
Понятно, что у России нет сравнимых с американской спутниковой группировки, нет и компьютеров «Крей». В такой ситуации помочь в борьбе с террористами всех мастей может в первую очередь агентурная работа. Но внедрение своей агентуры в сетевые структуры террористов - длительная работа, не рассчитанная на немедленный эффект. Возможно, по этим причинам и решено одолеть террористическую угрозу экстенсивными методами - просто увеличив подлежащий анализу информационный массив.
Я не исключаю все же, что пакет Яровой - это просто разведка боем информационно-аналитических возможностей сотрудничества российских спецслужб и отечественных сотовых операторов. И что по мере более глубокого осмысления вопроса будет сделан акцент именно на «умный анализ», а не на «поголовную» запись всего и вся.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
//Наш Комментарий
Именно несуразность и гигантская затратность пакета законов, которой присвоили имя депутата Яровой (при всем уважении, совершенно очевидно не способной самостоятельно сформировать такой законопроект) указывает на то, что цель его явно намного шире надуманной борьбы с мифическим терроризмом. С таким же успехом можно было бы потратить половину военного бюджета страны на создание мощного ядерного флота в Черном море для противостояния потешной украинской флотилии. Направленность и конкретно заложенные в закон нормы и положения очевидно показывают, что его основной целью является борьба с любой антигосударственной и оппозиционной деятельностью в стране, а инструменты, заложенные в него, дают поистине безграничные возможности для произвола правоохранительных органов в отношении любого гражданина или общественного объединения. Трудно не согласиться с мнением Эдварда Сноудена, что день принятия этого пакета законов станет "черным днем" для России.
А каково ваше мнение по этому вопросу? Мы предлагаем вам принять участие нашем опросе или высказать свое мнение в личном комментарии к статье.
Опрос от Суть Событий
Как вы относитесь к так называемому "антитеррористическому пакету депутата Яровой"?
Спасибо за Ваш голос! Через некоторое время он будет засчитан
Варианты ответов:
- - Полностью одобряю - 21%
- - Отношусь скорее положительно - 19%
- - Скорее отрицательно - 20%
- - Категорически отрицательно - 22%
- - Думаю, меня это вообще не касается - 20%
Число проголосовавших: 6140
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.