globallookpress.com
Венгрия с подачи премьера Виктора Орбана голосует против квот на распределение мигрантов по ЕС. Президент Чехии Милош Земан хочет выслать экономических мигрантов. Венгры и чехи явно пошли вразрез с линией ЕС на приём беженцев. Кажется, в Евросоюзе образуется очередная линия разлома.
2 октября Венгрия голосовала по поводу миграционных квот Евросоюза. На референдум вынесли вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Европейский союз имел право в обязательном порядке переселять лиц, не являющихся гражданами Венгрии, в Венгрию даже без одобрения парламента?». Переводя на более простой язык, хотите ли вы принять у себя беженцев, идущих в Европу с Ближнего Востока огромным потоком?
Устроитель референдума, премьер Виктор Орбан пообещал уйти в отставку, если народ одобрит приём в Венгрии мигрантов. В итоге всё получилось лучше некуда: 95% проголосовали против миграционных квот, но низкая явка в 45% даёт основания признать референдум несостоявшихся. В общем, и в отставку идти не надо, и свою линию против мигрантов Орбан может продолжать, и дополнительных проблем с ЕС не будет.
А в выражениях глава венгерского кабинета особо не стеснялся. «Чем больше здесь мигрантов, тем выше угроза терроризма… Мы не обязаны принимать у себя тех, кого не хотим видеть в Венгрии. Решение об этом должны принимать жители этой страны. Если ЕС - демократическая структура, то она должна согласиться с мнением венгров», - сказал Орбан во время своего похода на избирательный участок.
Своё решение миграционного кризиса политик предложил неделю назад. По его словам, нужно выслать из Европы 1,5 млн мигрантов, создать лагеря для них в Ливии или на пустующих греческих островах, и охранять их с помощью европейских вооружённых сил. Естественно, Орбану немедленно досталось от чиновников Евросоюза – глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн в сентябре и вовсе предложил выгнать Венгрию из ЕС.
Сейчас же роль антивенгерской «дубины» взял на себя глава Европарламента немец Мартин Шульц. «Согласно договоренностям, Венгрия должна принять только около 1300 беженцев. Проводить по этому вопросу референдум - это опасная игра. Референдум ставит под сомнение правомерность европейского законодательства», - сказал он. Шульц также пригрозил лишить Венгрию помощи из фондов ЕС. Но Орбан, похоже, даже в этом случае не готов передумать.
Тем временем на греческом острове Родос, куда прибыло немало беженцев, состоялся крупный экономический форму. Здесь был свой герой-острослов – президент Чехии Милош Земан. Как и венгерский премьер, глава чешского государства также не хочет видеть у себя беженцев, и в выражениях стесняться не привык. Представляется, что нынешние высказывания Земана на родине (и не только на ней) разберут на цитаты.
«Я выступаю за депортацию всех экономических мигрантов. Я, конечно же, понимаю всю жестокость гражданской войны в Сирии, Ираке и так далее. Но мы говорим не об этих людях, а об экономических мигрантах», - сказал Земан. Президент Чехии пояснил, что менее трети из тех беженцев, что прибыли в Европу за последние полтора года, действительно бежали от войны. Все остальные же, по мнению Земана, приехали за пособиями и в поисках сладкой жизни, их надо отправить домой.
«Я уверен, что есть непосредственная связь между притоком мигрантов и притоком джихадистов. Министерство внутренних дел Германии даже выпускает доклады о численности джихадистов в стране. И те, кто отрицает наличие этой связи, ошибаются», - продолжил Земан. Фактически это был выпад в сторону канцлера Ангелы Меркель, которая на днях признала, что поторопилась сказать о готовности своей страны справиться с кризисом.
Дальше чешский президент совсем вышел за рамки политкорректности. «Я не против того, чтобы в моей стране были мигранты с Украины, из Вьетнама, России, Белоруссии, Сербии и так далее. Я только против исламской миграции, потому что считаю, что наши культуры совершенно несовместимы. Взять один только пример — отношение исламских мигрантов к женщинам. Оно полностью отличается от того, которое принято в европейской культуре», - подчеркнул Земан.
В заключении политик предложил свой способ миграционного кризиса. «Вот мы сейчас в Греции, а у Греции есть много незаселённых островов и большой внешний долг. Поэтому если поселить на этих островах экономических мигрантов, то это будет своего рода платежом в счет покрытия внешнего долга», - отметил Земан. В качестве альтернативы он предложил высылать всех в пустыни Северной Африки, солидаризировавшись тем самым с Орбаном.
Вот и поговорили… Два самых харизматических действующих политика в Европе (просто страны у них не самые большие, но в смысле яркости оба дадут Меркель или Франсуа Олланду много очков вперёд) открыто бросили вызов европейской политике. Они не хотят видеть у себя даже по полторы тысячи беженцев, предусмотренных прошлогодней квотой Евросоюза. Видимо, полагают, что полутора тысячами дело явно не ограничится.
Чехия – одна из самых тихих стран мира. Там в любое время дня и ночи можно пройти почти по любому городу и по любой деревне. Страна получает значительную часть дохода от иностранных туристов, а какой турист поедет туда, где опасно? Вена находится всего в 50 километрах от чешской границы, Берлин – всего в 250 километрах от Праги. Да и Париж – не сверхдалеко… Видя отрицательный опыт европейских столиц с их иммигрантскими гетто (разве что Вена поблагополучнее), чехи не хотят у себя того же.
Чехия лежит к северу от основного пути мигрантов в Европу, её нынешний кризис затронул «по касательной». Венгрия же в августе-сентябре 2015 года оказалась «на передовой». До 200 тысяч человек прошли по её территории, словно страшная кочевая орда… Вокзал Будапешта уже успел побывать зоной гуманитарной катастрофы. В отличие от Чехии, в Венгрии обычно не так спокойно, преступность повыше. Но всё равно – это не иммигрантские гетто Парижа и Брюсселя, куда полиция боится зайти даже днём.
Чтобы справиться со «стихийным бедствием», власти Венгрии пошли на крайние меры. Они обнесли свою страну забором и колючей проволокой, наплевав на все нормы «Шенгенской зоны». Естественно, Германия, Австрия и Швеция не могут вместить всех желающих, и часть беженцев оттуда вернут венграм. Имеют право: членство в ЕС подразумевает такую обязанность, как перераспределение беженцев. Но уж очень мадьярам не хочется об этой обязанности вспоминать.
Понять Венгрию и Чехию можно. Оба государства – подчёркнуто национальные, где титульная нация составляет свыше 90% населения. Оба они вернулись на карту Европы в своём «первозданном национальном виде» только в ХХ веке. Начало эпохи политкорректности, пришедшееся в Западной Европе на послевоенные десятилетия, обошло их стороной. В каком-то смысле венгры и чехи ещё живут «в прошлом веке Западной Европы» - веке национального государства.
Но это – лирика, а вот экономика – другой разговор. Венгрия – страна отнюдь не богатая по европейским меркам, там доходы в полтора раза ниже средних по ЕС. В стране просто не из чего платить пособия приезжим. Рабочих мест самим венграм не хватает. Чехия – страна более богатая, там некоторые деньги на пособия есть, туда едут мигранты с той же Украины. Но всё равно Чехия значительно беднее Австрии или Швеции, денег на такую ораву приезжих там не хватит.
А как быть с системой образования, заточенной под национальное государство? Менять и переписывать придётся буквально всё. У чехов и венгров нет долгого опыта взаимодействия с людьми принципиально других культур, они этого не умеют. У них не было колоний, к ним до недавних пор выходцы из Азии и Африки почти не ехали (особенно в Венгрию). А селить где? Лагерей беженцев на всех не хватает. Вот и боятся две 10-миллионных страны потерять свой уютный дом.
Единственное, в чём Орбан и Земан должны себя упрекать – так это в том, что они привели свои страны в Евросоюз, не задумываясь об обязанностях. Да, в 2000 году, когда они, будучи премьерами, вели переговоры о членстве в ЕС, они не очень думали о том, как «саночки возить». И целых 11 лет им давали возможность оставаться в стороне от приёма многочисленных мигрантов. Но когда Берлин и Стокгольм оказались переполнены, пришлось посмотреть и в их сторону.
Линия противостояния вырисовывается чётко. Чтобы не ударить в грязь лицом перед собственными избирателями, Меркель или премьеру Швеции Стефану Лёвену придётся куда-то девать избыточных беженцев. Но и Орбану с Земаном отступать некуда – они объявили беженцам «войну», и по-другому вести себя не могут. Так что разборки по поводу того, куда девать мигрантов, продолжатся – тем более, что у каждого есть своя правда. А устойчивости Евросоюза они не поспособствуют точно.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.