globallookpress.com
2016 год подарил немало ярких политиков в разных уголках планеты. Их заявления и действия запомнились далеко за пределами их стран. Предлагаем свой вариант десятки мировых лидеров Года Обезьяны…
Фидель Кастро
Многолетний правитель Кубы в 2016 году отпраздновал 90-летие, а вскоре ушёл в мир иной… Ничего выдающегося в этом году Фидель не сделал, но сама его кончина уже тянет на событие мирового масштаба. Уж слишком яркой была его личность, слишком много чувств он вызывал у миллионов людей во всём мире. Одни его боготворили и считали героем, бросившим вызов США. Другие – красным диктатором, узурпировавшим власть и ввергшим Кубу в нищету. Третьи испытывали смешанные чувства. Но что не было почти ни у кого – равнодушия. Это чувство и Кастро – вещи несовместимые.
И один из главных вопросов теперь – какое будущее ждёт «остров свободы». Ведь незадолго до кончины Фиделя в Гавану приезжал сам Барак Обама, а Куба восстановила дипотношения с США, прерванные ещё в начале 1960-х гг. Станет ли остров двигаться в сторону сближения с американцами, или же Рауль Кастро и те, кто придут ему на смену, продолжат оставаться антиамериканским бастионом? Начнутся ли на острове реформы, подобные китайским? Жизнь покажет, а пока 2016-й стал окончанием целой эпохи по имени «Фидель Кастро», который превратил Кубу в своего рода страну-символ – для кого плохой, для кого хороший…
Дэвид Кэмерон
Едва ли не главное политическое событие года – референдум 23 июня о выходе Великобритании из Евросоюза. Бывший теперь уже глава правительства Дэвид Кэмерон поставил на кон свою карьеру. Ещё минувшей зимой он вёл торговлю с Евросоюзом, требуя от него по минимуму вмешиваться в британские дела, предоставить Туманному Альбиону право меньше платить в «общую кассу». Англичане могли даже не принимать мигрантов, которые миллионами осаждают вожделенную Европу. Добившись уступок, Кэмерон призвал соотечественников поддержать членство в ЕС. Но те решили иначе…
Провалив голосование своей жизни, Кэмерон подал в отставку, а бразды фактического правления Великобританией приняла Тереза Мэй. Наследие, оставленное им, кажется весьма противоречивым. Едва стало известен итог референдума, как фунт резко обвалился по отношению к другим валютам. Шотландия, голосовавшая совсем иначе, чем Англия, снова подумывает об отделении. С самим Евросоюзом переговоры вести ещё долго – а тот ведь и пару сотен тысяч мигрантов «прислать» может. Наконец, и внутри Англии кто-то недоволен. Но Кэмерон теперь может взирать на всё отстранённым взором. Его политическая песенка спета.
Реджеп Тайип Эрдоган
Имя президента Турции весь год не покидало информационные сводки, а действовал он «с переменным успехом». В первой половине года его отношения с Россией были откровенно враждебными, зато с Евросоюзом он вроде бы договорился о формуле «обмена беженцами», да ещё и несколько миллиардов чуть не получил. Другое дело, что решить миграционный кризис за европейцев Эрдоган при всём желании не может. А он ещё и не хотел ничего решать… В итоге его отношения и с Евросоюзом тоже сильно испортились, да и с США они оказались не идеальными. А внутри страны один кровавый теракт следовал за другим…
В середине июля в Турции случилась попытка военного переворота, но Эрдоган удержал власть. Вроде бы руку к его спасению приложила Россия. Так ли это – одному Богу известно, но российско-турецкие отношения восстановились, и даже разные взгляды на будущее Сирии и убийство российского посла их пока снова не подорвали. А вот с американцами турецкий президент стал более чем холоден – ведь он не раз заявлял, что не без их участия его хотели свергнуть. Эрдоган договорился до того, что США могут стоять…. за самим «Исламским государством». Посмотрим, что он скажет и сделает в новом году…
Родриго Дутерте
Президент Филиппин принял присягу главы государства только 30 июня, но ему и полугода хватило, чтобы запомниться далеко за пределами своей островной страны. Что для этого нужно? Объявить войну наркоторговцам, начать их отстрел прямо на улицах и в ресторанах, а в ответ получить замечание со стороны США о том, что филиппинский руководитель в своём рвении выходит за рамки прав человека. И тут Дутерте проклял Обаму в таких выражениях, что запомнил весь мир. Его высказывание перевели как «сукин сын», но на деле оно было вполне в духе Сергея Шнурова…
За словесными упражнениями последовала попытка геополитического разворота. Филиппины раньше были колонией США, затем – едва ли не главным проводником их влияния в Юго-Восточной Азии. Дутерте приехал в Китай и заявил, что теперь предпочитает выстраивать союзнические отношения с ним и с Россией, и выразил желание встретиться с Владимиром Путиным. Впрочем, «на всякий случай» перед Обамой филиппинский лидер извинился. А то вдруг Дональд Трамп подумает, что «сукин сын» - именно Дутерте, причём «сукин сын» - не свой, а тот, которого надо приструнить…
Барак Обама
Сильнейшей державой мира в 2016-м всё ещё правил Барак Обама. И какими-то успехами он не мог похвастаться ни внутри страны, ни за её пределами. Весь мир стал свидетелем американской предвыборной кампании, победителем в которой вышел Дональд Трамп – человек нарочито неполиткорректный и не входящий в традиционную американскую политическую элиту. И для многих в США, и для всего мира такой выбор американцев стал настоящим шоком. Выходит, что ни реформа здравоохранения, ни попытка иногда казаться «голубем» на мировой арене Обаме не помогли, а его популярность стала чрезвычайно низкой.
На мировой арене он многое пытался сделать, но особых успехов не видно. США предприняли наступление на ИГ в Ираке, но успехов не видно – исламисты не разгромлены. Башар Асад тоже остаётся в кресле президента Сирии, пресловутое ИГ вольготно чувствует себя не только на части территории Сирии, но и в Ливии. Может быть, в Латинской Америке чаще стали приходить к власти относительно лояльные к США силы, но какова заслуга в этом Обамы? Своё президентство он начал с получения Нобелевской премии мира, но стал ли мир при нём безопаснее? Едва ли. Так что со своей миссией он если и справился, то отнюдь не на все 100, и не факт, что даже на 50%...
Ангела Меркель
До начала этого года рейтинг канцлера Германии оставался устойчиво высоким. Но он покатился вниз, и главная причина тому – миграционный кризис. Началось всё в новогоднюю ночь в Кёльне с массовых домогательств выходцев с Востока к местным девушкам. Затем последовала целая череда происшествий с их участием – изнасилования, нападения с топором в поезде, убийство дочки еврочиновника, небольшие взрывы. Венчал всё наезд грузовика на толпу людей в Берлине 19 декабря. Меркель месяцы напролёт уверяла, что справится с миграционной волной. Не справилась. Падение её популярности и рост крайне правой «Альтернативы для Германии» - яркое тому подтверждение.
О Меркель часто говорили как о главном человеке в Евросоюзе, а потому многие неудачи ЕС она тоже может записать себе в пассив. Выход Великобритании из союза – ушат «холодной воды» для неё. Провал референдума в Голландии об ассоциации с Украиной – опять камень в её огород. На выборах в Австрии чуть было не победил кандидат от крайне правой Партии свободы – это австрийцы голосовали против Меркель. Разлад по поводу России, мигрантов, экономики стал обычной чертой Евросоюза. И канцлеру её крупнейшей страны никак не удаётся её сплотить.
Ислам Каримов
2016 год ознаменовался ещё одной крупной утратой. 2 сентября в Узбекистане объявили о смерти первого президента страны Ислама Каримова. По яркости личности ему было до Фиделя Кастро, но на постсоветском пространстве он безусловно играл заметную роль. Узбекистан не превратился в богатое государство, миллионы его граждан работают за рубежом. Дела с демократией обстоят там скверно. Однако Каримову удалось «железной рукой» удерживать страну от сползания в бездну, что ему вполне удалось. Он маневрировал между Россией, Западом и Китаем, умудрившись не перессориться вдрызг ни с кем из них.
Теперь весь вопрос в том, что сумеет сделать его преемник Шавкат Мирзиёев. Сблизится ли он с Россией, пойдёт ли навстречу Западу или же предпочтёт более тесные связи с Китаем или Турцией? Удастся ли ему удержать на плаву экономику страны, подавить возможные выступления исламистов в Ферганской долине? Ответы на эти и многие другие вопросы мы в скором времени получим. А пока Мирзеёев может опираться на то наследие, которое оставил ему Каримов. Как ни относись к покойному президенту, а для своей страны он стал символом, и многие совершенно искренне рыдали, когда он умер…
Дилма Руссефф
Первая женщина-президент в истории Бразилии в 2016-м перестала быть таковой досрочно. Произошло это на фоне летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро, сопровождавшейся коррупционными скандалами и попытками (местами успешными) полиции и армии навести порядков в бедных районах города. Может, если бы дело ограничилось Олимпиадой, всё бы обошлось. Но два года назад в Бразилии прошёл ещё и Чемпионат мира по футболу, который также сопровождали огромные траты, распилы и откаты. Народ ещё в 2014-м начал выходить на улицу, а к весне 2016-го, что называется, совсем накипело…
Впрочем, отрешили её от должности не за дела околоспортивные, а за махинации в компании Petrobras, главный фигурант которой – политический «папа» Дилмы, бывший президент «Лула». Ряд её поклонников в Бразилии и за рубежом увидели во всём руку США – мол, им невыгоден президент, проводивший независимый курс. Но даже если так – Дилма подставилась сама. Теперь страной руководит более лояльный к США Мишель Темер, но бразильцы на закрытии Олимпиады освистали и его. Выходит, дело не совсем в том, за политик или против связей с «большим братом». Просто народ устал от нищеты и хочет новых лиц…
Пак Кын Хе
2016-й год оказался явно неудачным для политиков-женщин. Своё отрешение от власти пережила и президент Южной Кореи. Дочь автора «южнокорейского экономического чуда», жёсткой рукой давившего коммунизм, Пак Чон Хи, Пак Кын Хе тоже старалась показать себя как жёсткий политик. Она обещала «не давать спуску» КНДР, и в общем слово сдержала – отношения с Севером у неё были предельно жёсткие. США она рассматривала как важнейшего партнёра, что не мешало ей выстраивать отношения и с Китаем, и с Россией. И даже не ввести против нашей страны санкции (в отличие, скажем, от Японии).
Подвели дочь знаменитого отца слишком уж доверительные отношения с подругой. Не только Южная Корея, но и весь мир потрясла история, как Пак Кын Хе много лет слушала советы своей подруги, «по совместительству» - дочери основательницы одной из сект Чхве Сун Силь. Деньги вроде бы выделялись на спорт и пропаганду всего корейского за рубежом, а на деле – в карман подруги и в секту «Ёнсегё». Подругу допустили к государственной тайне, что кажется совсем уж выходящим за все рамки. В итоге парламент проголосовал за досрочную отставку Пак Кын Хе, теперь слово за Конституционным судом.
Мило Джуканович
Теория заговора… Она стара, как мировая политика, но во все времена применяется в самых разных уголках света. В этом году на заговор со стороны России, на желание его убить пожаловался премьер Черногории Мило Джуканович. Вот уже 25 лет он (с небольшим перерывом) сидит у власти, за это время погибли журналисты, расследовавшие его деятельность. Им интересуются правоохранительные органы Италии. В самой Черногории на видных постах в государственных и коммерческих структурах сидят его родственники и друзья. А сама страна остаётся одной из беднейших в Европе.
К слову сказать, до недавнего времени Джуканович прекрасно ладил с российским руководством и бизнесом. А жаловаться он стал только после того, как собрался войти в НАТО. Действительно, России это не нравится, но ведь примерно половина черногорцев от такой перспективы тоже не в восторге. История продолжается, по делу о покушении (подлинном или мнимом) на Джукановича ищут граждан России и Сербии. Сам же он пока не в состоянии предъявить хоть какие-то успехи, вот и ищет заговор. В конце концов, вопросы к нему наверняка накопились и на Западе. А уж в Черногории их точно – выше крыши. Но пока он продолжает руководить страной…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.