Взрыв у дипломатическом районе Кабула унес жизни 80 человек. Фото: http://www.globallookpress.com
Бывший посол России в Афганистане, директор второго департамента Азии МИД Замир Кабулов в интервью газете «Известия» заявил, что кампания Соединенных Штатов в Афганистане провалилась и «Москва не видит смысла в нахождении американского контингента» в этой стране.
«Москва никогда не торопила вывод войск США из Афганистана. Но поскольку армия США ничего толком не может сделать, пусть уходят из Афганистана. Американская кампания в Афганистане провалилась. Афганистан может стать мировым инкубатором международного терроризма. Он, по сути, частично уже таковым является», — подчеркнул российский дипломат.
Ранее газета USA Today со ссылкой на основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса сообщила, что Белый дом разрабатывает план использования в Афганистане частных военных компаний
«Все это очень похоже на колониальную политику. Эрик Принс уже предложил восстановить Ост-Индскую компанию. Вот американцы и раскрылись: Афганистан для них — всего лишь колония», — отметил Замир Кабулов.
Месяц назад Дональд Трамп одобрил отправку в Афганистан дополнительного контингента военнослужащих США. Однако ряд советников Трампа рекомендовали иной подход. Главный стратег Президента США президента Стивен Бэннон, а также зять и советник Трампа Джаред Кушнер предложили принять план Эрика Принса.:
Эрик Принс окончил колледж Хилсдейл, Военно-морскую академию и служил в военно-морском спецназе.Фирма Blackwater USA была основана в 1997 году им совместно с тренером по прикладной стрельбе Элом Кларком, как охранная компания, для поддержки и подготовки военных и правоохранительных операций. Со временем охранная фирма превратилась в настоящую частную военную компанию, а Принс стал одним из главных спонсоров Республиканской партии.
В 2002 году была создана компания Blackwater Security Consulting (BSC), сотрудники которой участвовали в войне в Афганистане. Сразу после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году «Блэкуотер» появилась в Ираке, как одна из 60 охранных компаний, и стала заниматься обучением новых иракских вооружённых сил и полиции, а также поддержкой оккупационных сил. В октябре 2007 года Blackwater USA изменили название компании на Blackwater Worldwide. В 2009 году Эрик Принс ушёл с поста генерального директора компании, а в феврале Blackwater Worldwide официально сменила название на Xe (читается как «Зи»), используя также марку U.S. Training Center.
В последние годы Принс ушел в тень после ряда скандалов (в частности после расстрела демонстрации в Ираке) и не афишировал свою деятельность в Африке и Китае, но после победы Дональда Трампа на президентских выборах стал близок к новой администрации США.
Его сестра Бетти Де Вос стала министром образования в администрации Трампа, а сам Принс дружен со Стивом Бэнноном и вице-президентом Майклом Пенсом.
Бэннон и Кушнер организовали встречу главы Пентагона генерала Джеймса Мэттиса с Эриком Принсом и миллиардером Стивом Файнбергом, владельцем одной из самых мощных мировых ЧВК DynCorp International. Стив Файнберг до этого уже встречался с Трампом и обсуждал с ним ситуацию в Афганистане, а Эрик Принс успел изложить свой план генералу Макмастеру, советнику Трампа по национальной безопасности.
Эрик Принс предлагает создать аналог Ост-Индской компании и поставить во главе ее своего рода вице-короля, который бы лично, без бюрократических проволочек решал бы все вопросы, подчиняясь только Президенту США.
Генерал-губернатор Индии первоначально возглавлял администрацию Ост-Индской компании в Британской Индии. Затем в 1858-1947 годах с новым титулом вице-король и генерал-губернатор Индии представлял Британскую Корону и государственного секретаря по делам Индии на Индийском субконтиненте.
По замыслу Принса, вице-король образца 2017 года должен иметь полную власть в Афганистане и решать вопросы военного, политического и экономического характера. Принс ссылается на положительный пример генерала Макартура в послевоенной Японии, когда главнокомандующий оккупационными войсками искоренил коррупцию и способствовал принятию новой конституции демократического образца.
Принс предлагает отправлять в Афганистан военных наемников на постоянной основе, на долгие годы, чтобы они там жили и воевали вместе с подразделениями, состоящими из аборигенов.
В Афганистане бы при этом оставались регулярные войска западной коалиции для выполнения точечных силовых задач, но в гораздо меньшем количестве. Принс считает, что его подход обходился бы США не более чем $10 млрд в год.
Для сравнения: в 2017 году США потратят на войну в Афганистане не менее 45 млрд долл, в 2018-м – свыше $50 млрд.
Основными инвесторами этого проекта могут стать крупные западные корпорации, заинтересованные в разработке природных ресурсов Афганистана и прекращению торговли опиумом. Компания Стива Файнберга DynCorp International, кстати, уже получила от Госдепа США контракты на $2,5 млрд на проведение логистических и ремонтно-строительных работ.
В сущности, Эрик Принс предлагает установить контроль не над населением, а над природными ресурсами Афганистана, которые сейчас активно использует, к примеру, Талибан (запрещен в РФ).
Проект Принса поддерживает конгрессмен Дана Рорабахер, которая заявляет, что к предложениям Эрика Принса в Белом доме относятся серьезно и обдумывают их. Принс в своих интервью утверждает, что Дональд Трамп узнал о его предложении и хочет знать детали.
По вполне понятным причинам военные не заинтересованы пускать частных наемников в свою епархию, хотя нынешнее положение дел в Афганистане не устраивает никого. На недавней встрече с рядом видных генералов Трамп высказался довольно жестко, как пишет американский политолог, старший научный сотрудник Independent Institute (Окланд, Калифорния) Айвен Эланд:
«Президент Трамп правильно сказал своим генералам, что они «проиграли» войну в Афганистане, отклонил предложенную им стратегию и отправил их обратно к «чертежной доске», чтобы они придумали новую».
(President Trump correctly told his generals that they were “losing” the war in Afghanistan, rejected their proposed strategy, and sent them back to the drawing board to create a new one).
Глава Пентагона генерал Мэттис должен в самое ближайшее время представить Трампу новую афганскую стратегию и высока вероятность, что предложения Принса будут приняты хотя бы частично.
Между тем, ситуация в Афганистане становится все более взрывоопасной. После двух июньских терактов в Кабуле с интервалом в несколько дней в Афганистане начался глубокий политический кризис. Демонстрации протеста идут одна за одной. 2 июля в столице провинции Пактия городе Гардез прямо напротив резиденции губернатора был развернут лагерь протеста и перекрыта автодорога Кабул-Гардез.
Официальная же власть возлагает ответственность за теракты на группировку Хаккани и пакистанскую межведомственную разведку ISI, а оппозиция обвиняет в пособничестве террористам правящие круги и силовиков.
Справка:
Джелаллуддин Хаккани, полевой командир Афганской войны, этнический пуштун, в 90-е годы был одним из лидеров созданного межведомственной разведкой Пакистана движения Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ), во время пребывания талибов у власти занимал министерские посты, а после начала боевых действий НАТО против талибов создал террористическую «Сеть Хаккани». После того, как Хаккани умер в 2014 году, созданной им организацией стал руководить его сын Сираджуддин. Изначально «Сеть Хаккани» базировалась в пакистанских горных районах Северный и Южный Вазиристан, ставших оплотом Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в начале века. На территории Афганистана влияние этой террористической сети особенно сильно в приграничных с Пакистаном провинциях Хост, Пактия и Пактика. Сейчас «Сеть Хаккани» входит в Талибан.
Несмотря на то, что Пакистан отрицает свою связь с террористами, «молодые талибы практически ежемесячно выпускаются из медресе на территории Пакистана», как заявил на прошедшей в конце апреля VI Конференции по международной безопасности авторитетный эксперт по региональной безопасности Таалатбек Масадыков.
По данным Масадыкова, который в течение 15 лет возглавлял политическую дирекцию ООН в Афганистане, в северных провинциях Фарьяб, Сарыпуль, Саманган, Баглан, Кундуз, Тахар и Бадахшан, а также восточных провинциях Афганистана созданы базы и тренировочные центры, где проходят подготовку террористы различных стран, как правило выходцы из стран бывшего СССР. Группы террористов организованно перебрасываются из южных провинций Афганистана на границы с Центральной Азией. И это отнюдь не талибы, а подразделения ИГИЛ (запрещен в РФ).
Это подтверждает даже Московский центр Карнеги:
«Количество боевиков ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в северных провинциях страны выглядит весьма внушительным: в Кундузе и Тахоре по три тысячи; в Фарьябе и Сарипуле — от двух до трех тысяч; в Джаузджане, Самангане и Балхе по тысяче боевиков. Костяк этих сил составляют выходцы из стран Центральной Азии, российских районов Северного Кавказа, уйгуры из китайского Синьцзяна».
После беспрецедентно кровавой атаки террористов на гарнизон афганской армии в Мазари-Шарифе 21 апреля, когда в результате атаки боевиков погибли 250 военных, отрицать стремительную деградацию ситуации в стране стало невозможно.
Ушли в отставку министр обороны Афганистана и начальник Генерального штаба. Кабул с неофициальным визитом посетил министр обороны США Джеймс Мэттис, который обвинил Россию в поставках оружия Талибану.
В настоящее время США ведут в Афганистане сложную политическую игру. Они скрытно поддерживают действующий в Афганистане и Пакистане подразделения ИГИЛ «Вилайет Хорасан» с целью контроля над регионом, через который идут стратегические маршруты в Китай, Иран и страны Средней и Центральной Азии.
Спецслужбы США активно работают и с талибами, оказывая на них давление с целью перехода под знамена ИГИЛ, зачастую просто перекупая бойцов и полевых командиров. Рядовой боевик ИГИЛ получает в Афганистане 600 долларов, а командный состав — 1000, что и привлекает в ряды джихадистов безработную молодежь, а также побуждает подразделения талибов переходить на сторону ИГИЛ.
Сейчас в северных районах Афганистана сосредоточено до 15 тысяч боевиков ИГИЛ, которые в любой момент могут начать набеги на приграничные районы Таджикистана и Туркмении.
Именно это и беспокоит Россию. На данный момент достигнуты соглашения как с туркменским, так и с таджикским руководством об оказании им военной помощи в случае нападения боевиков. По информации наших источников в российском Генштабе окопавшиеся на севере Афганистана боевики могут совершать лишь отдельные набеги, но не смогут захватить даже на короткое время небольшой плацдарм в соседних странах. Однако сам факт таких набегов уже способен дестабилизировать подвергшиеся нападению страны и активизировать в них пятую колонну джихадистов.
Если предложения Эрика Принса будут реализованы, то американские военные пропишутся в Афганистане на долгие годы, причем себестоимость такого присутствия станет в разы меньше. Откажутся ли США от «работы» с ИГИЛ и Талибаном, сказать трудно. Возможно, американцы будут заинтересованы в канализации джихадистов на территорию Средней и Центральной Азии.
В заявлении Замира Кабулова об этом не говорится. Он просто упрекнул США в намерении перейти к открыто колониальной политике. На самом деле, российскому руководству, по моему мнению, безразлично, каким будет формат американского присутствия в Афганистане. А вот сосредоточение боевиков на границах со странами бывшего СССР, вызывает острое беспокойство, и это стимулирует российских дипломатов на громкие, но повисающие в воздухе заявления, которые вряд ли повлияют на американский внешнеполитический курс.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.