Фт из Википедии
Можно ли в 31 год, не доучившись в университете, возглавить правительство европейской страны? Можно. По крайней мере, будущий канцлер Австрии Себастьян Курц скоро сможет. Сможет благодаря своему жёсткому подходу к иммигрантам, надоедливости старых лиц и желанию австрийцев показать «кукиш» политике Ангелы Меркель.
До недавнего времени рекорд по возрасту прихода на пост главы правительства держал действующий премьер Венгрии Виктор Орбан. Когда в 1998 году он первый раз возглавил кабинет, ему ещё не исполнилось 35. Его рекорд казался почти вечным. Но не прошло и 20 лет, как на европейском небосклоне появилась новая звезда. В 27 лет его назначили главой МИД Австрии (что тоже было европейским рекордом), а в 31 он выиграл выборы. Имя этого «юнца» - Себастьян Курц.
Его фамилия в переводе с немецкого означает «короткий», что слабо вяжется с этим долговязым худым молодым человеком. Курц родился 27 августа 1986 года в Вене в семье инженера и школьной учительницы. Всю жизнь он прожил в Майдлинге – районе на юго-западе австрийской столицы. Но теперь ему предстоит переезд примерно в пять километров – в Хофбург, бывший дворец австрийских императоров, где располагается резиденция федерального канцлера.
Мечта стать политиком возникла у юноши в старших классах, и уже в 17 лет вступил в консервативную Народную партию. По окончании школы Курц имел все возможности сразу поступить в Венский университет, однако предпочёл сначала на год отправиться в армию. Жест был весьма примечательный – тем самым «интеллигент» стал ближе и понятнее простому народу, который до сих пор не хочет отказываться от всеобщей воинской повинности. В общем, грамотный политтехнологический ход…
Вернувшись из армии, Курц поступил на юридический факультет Венского университета. Учился он хорошо, но… уж очень долго. Отчасти виной тому – его развлечения. Он много времени проводил на теннисном корте или на горнолыжном склоне, а ещё обожал прокатиться по Вене в открытом автомобиле в окружении сразу нескольких привлекательных девушек. Сам Курц говорит, что не хочет всю жизнь заниматься политикой, ему нравится простые жизненные радости…
Возможно, это и так. Но в действительности именно политика чем дальше, тем больше отвлекала его от учёбы. Такой стремительной карьеры в современной Европе не сделал никто. Если бы Курц был королевских кровей – удивления бы стало меньше, но он ведь не дворянин… Слухи о таинственных покровителях юного политика не один год будоражили австрийское общество. Но ничего так и не доказали. Известно, что у политика есть подруга Сюзанна, она немного старше его, преподаёт экономику… Как-то маловато для стремительного взлёта.
Чем дальше, тем больше Курца стала поглощать политическая жизнь. В 22 года он возглавил молодёжное отделение Народной партии по Вене, в 2009 году – уже общенациональную молодёжную организацию консерваторов. В 2010 году его избрали депутатом городского собрания. Активного молодого человека заметили в руководстве партии, и уже спустя год его назначили государственным секретарём по интеграции при МВД Австрии. Новая работа была несовместима с учёбой, которую он приостановил.
Работая на миграционном поприще, Курц своими глазами мог наблюдать трудности в области интеграции мигрантов в австрийское общество. Для каждого третьего школьника в Вене немецкий не являлся родным языком, многие дети ходили в исламские детские сады. С подачи главы ведомства в детских садах для детей иммигрантов ввели специальный второй год, где с ними занимались исключительно немецким. Он добился, чтобы государство выделило 15 миллионов евро на обучение немецкому людей самых разных возрастов.
К этому моменту Австрия уже превратилась в «остров относительной неполиткорректности» внутри Евросоюза. Местное МВД (в отличие, например, от коллег из Германии) делилось с общественностью неутешительной статистикой о том, что уровень преступности и безработицы среди приезжих из стран Ближнего Востока значительно выше, чем у коренных австрийцев. До 45% австрийских мусульман в ходе опроса показали, что они не разделяют европейские ценности.
Постепенно Курц оформился как политик правого крыла Народной партии, который выступает с довольно жёстких позиций по иммигрантскому вопросу. Собственно, с 2013 года он занимался им уже как министр иностранных дел. Президент Хайнц Фишер назначил его на эту должность, когда Курцу было всего 27 лет. Он стал самым молодым главой МИД в мире и, наверно, единственным, кто так и не получил высшее образование. Впрочем, отсутствие диплома не очень мешало молодому политику.
Став министром, он продолжил часто высказываться на миграционную тему – благо, информационных поводов для этого хватало. Настоящим шоком для Австрии стал побег в пресловутое «Исламское государство» (организация, запрещённая в России) двух венских школьниц боснийского происхождения. Эмиссары радикальных исламистов всё чаще обнаруживались прямо в центре Вены. А в рядах ИГ отметились порядка 150 австрийских граждан.
В итоге Курц стал автором нового закона «Об исламе», принятого парламентом в начале 2015 года. Согласно ему, Австрия стала первой страной Евросоюза, где вводилась обязательная государственная аттестация имамов и запрещалось иностранное финансирование мечетей. В дальнейшем во многом с его подачи приняли закон о запрете на паранджу в общественных местах. Параллельно политик стал автором кампании, показывающей примеры успешного вписывания мусульман в австрийское общество.
На международной арене Курц также успел себя достаточно ярко проявить. К числу его приоритетов относились переговоры о вступлении в Евросоюз стран бывшей Югославии, а также урегулирование на Украине. Ещё в 2014 году Вена превратилась в одну из главных переговорных площадок по данному вопросу. В текущем году австрийский министр возглавил ОБСЕ, и в Вене украинские проблемы стали обсуждать ещё чаще.
Будучи вроде бы идейным соратников канцлера Германии Ангелы Меркель (их партии – идеологические побратимы), Курц выступал за более лояльный курс в отношении России. Он не раз сомневался в необходимости продлевать санкции, и предлагал постепенно их снимать по мере выполнения Минских соглашений. Его подход вызывал немалое раздражение и в Берлине, и в Брюсселе – Меркель лично пришлось «продавливать» венского юнца.
Однако главным направлением деятельности Курца стало противодействие незаконной миграции. Осенью 2015 года в Австрию прибыли порядка 450 тысяч беженцев, пятая часть которых захотела в стране остаться. Уровень преступности резко пошёл вверх – так, новогодняя ночь 2016 года в Зальцбурге обернулась массовыми изнасилованиями и домогательствами к женщинам (подобно тому, что имело место тогда же в германском Кёльне).
На этом фоне Курц выступил резко против предложенной ЕС и Германии системы распределения беженцев по специальным квотам для каждой из стран Евросоюза. Он дал понять, что Австрия не хочет никого принимать. Курц неоднократно заявлял, что беженцев, плывущих в Европу через Средиземное море, надо возвращать в Африку, а не размещать в Италии. Во многом благодаря его усилиям удалось если не закрыть, то существенно ограничить приток иммигрантов по «балканскому маршруту». Всё это не могло не раздражать Меркель и руководство ЕС.
Наконец, Курц решительно выступил против сделок по миграционному вопросу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Во многом именно благодаря его усилиям переговоры о приёме Турции в ЕС как минимум отложены в долгий ящик. Кроме того, глава МИД не раз говорил о том, что турецким политикам надо «дать по рукам» в том случае, если они начнут вмешиваться в австрийскую предвыборную кампанию. На этом фоне популярность Курца в глазах избирателей существенно выросла.
1 июля Курц взял новую вершину в своей карьере – возглавил Народную партию и повёл её на выборы. До этого времени партия находилась в районе второго-третьего места, о победе и речи быть не могло. Однако Он впрыснул в консерваторов «свежую струю», отчасти повторив трюк премьера Голландии Марка Рютте, который чуть ранее начал перехватывать у крайне правых часть лозунгов. Лидер австрийской Партии свободы называл такие действия Курца «воровством идей», но в политике, как известно, такое не возбраняется.
В ходе предвыборной кампании Курц много говорил о необходимости закрытия исламских детских садов. А лозунги его партии действительно стали напоминать крайне правых. Среди них: «Не допускать никакой незаконной миграции!», «Проявлять нулевую терпимость в отношении политического ислама!», «Помешать существованию параллельных сообществ!», «Австрийское гражданство является достоянием и не должно быть доступным для тех, кто не следует законам нашего государства!».
Как выяснилось, такой подход очень понравился австрийским избирателям. Народная партия во главе с Курцем на выборах 15 октября заняла первое место с более чем 31% голосов. И теперь именно этот 31-летний политик сформирует новый кабинет министров. Недоучка? Да. Юнец? Разумеется. Выскочка? А вот это вряд ли. Курц стремительно двигался по карьерной лестнице, оставляя позади куда более опытных коллег. Он уже долгое время находится в верхнем эшелоне австрийской политики, и теперь просто сделал на этом пути последний шаг.
Посмотрим, как будет себя вести Курц на новом посту. Что он будет говорить и делать в отношении России, как будет решать иммигрантский вопрос, как выстроит отношения с Меркель и Евросоюзом. Но наблюдать за этой новой звездой на европейском политическом небосклоне точно будет интересно.
Автор: Вадим Трухачёв, старший преподаватель факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.