Ухудшение российско-американских отношений, санкции и антисанкции, списки Магнитского и Савченко — казалось бы, чем не повод для Голливуда разразиться антирусским шедевром? Но странное дело: вместо того, чтобы нагнетать проагандистскую истерию, заокеанские киношники ударились в другую крайность.
Голливуд вдруг воспылал страстью к сотрудникам советских и российских спецслужб. За последнее время в тамошних фильмах и сериалах появилось столько симпатичных чекистов, сколько не было даже во времена перестройки. И присуждение в прошлом месяце «Оскара» Марку Райлэнсу за роль разведчика Рудольфа Абеля в «Шпионском мосту» стало символом этой новой голливудской моды.
КОМИССАР ПО ИМЕНИ НИНОЧКА
Сейчас в это верится с большим трудом, но первые два десятилетия Советской власти американцы попросту игнорировали как новую Россию, так и ее карающие органы. Только в 1939-м Голливуд рискнул снять первый фильм о советских чекистах. Да и то комедию «Ниночка» с Гретой Гарбо в главной роли. Шведка, прославившаяся ролями аристократок, в том фильме сыграла «комиссара госбезопасности» Нину Якушеву по прозвищу «Ниночка». По сюжету эта железная, как Феликс, беспощадная к врагам, как Ежов чекистка была отправлена НКВД в Париж, чтобы приструнить погрязших в западном разврате трех придурков. Но оказавшись в городе любви, несгибаемая комиссарша не на шутку увлеклась классовым врагом - графом Леоном. Потом долго ходили жуткие слухи, что Сталину «Ниночка» не понравилась настолько, что он якобы приказал убить Гарбо. Узнав об этом, шведка так испугалась, что перестала сниматься и следующие почти шесть десятилетий пряталась от советских агентов в своих апартаментах на Пятой Авеню.
Не прошло и двадцати лет, как Голливуд сделал ремейк «Ниночки» в форме мюзикла с будоражащим мужскую фантазию названием "Шелковые чулки". На этот раз авторы картины превратили «Ниночку» в «комиссара НКВД по делам искусств», придумав ей фамилию ... Ющенко. А поводом для ее парижской командировки послужил контроль за постановкой оратории некого Петра Ильича Борового - «Поэма о тракторе». Как и в оригинале, под ногами у московского эмиссара постоянно путались три бездельника — комиссары госбезопасности Бранков, Бибинский и Иванов, которые развлекались в обществе танцовщиц и пели антисоветские песенки типа «Как жаль, что мы не можем вернуться в Москву!»
По сценарию падение товарища Ющенко началось с покупки вещи, которую в ту пору ни одна советская женщина не могла себе позволить — пары шелковых чулков. А окончательно совратила бедняжку с пути истинного - любовь (о, ужас! ) к американскому продюсеру Стиву Кенфилду. Впрочем, действие картины одним Парижем не ограничивались. Там было немало смешных сцен из советской жизни, вроде налета гэбистов на министерство культуры, или танцующие западный танец жители коммуналки, каждый раз замирающие при появлении соседа-стукача. Неудивительно, что после просмотра фильма тогдашний председатель КГБ Шелепин по прозвищу «Железный Шурик» приказал создать «черный список» голливудских фильмов, куда и внес «Шелковые сети» под первым номером.
СТАРШИЙ СЕРЖАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ РОМАНОВА И Ко
Со временем постоянными «клиентами» того списка стали и фильмы о Джеймсе Бонде. Особенно цензоры с Лубянки невзлюбили картину №2 - «Из России с любовью» 1963 года, хотя ничего антисоветского там не было. Главная злодейка хоть и именовалось полковником КГБ Розой Клебб, но по всем нашим законам была предательницей, сбежавшей с Лубянки в «СПЕКТР». А исполнительница главной женской роли — итальянка Даниэла Бьянки, сыгравшая очаровательную шифровальщицу - старшего сержанта госбезопасности Татьяну Романову, и вообще заслуживала, как минимум, орден за бурный всплеск интереса западных мужчин к советским девушкам после того фильма.
Через 14 лет в картине «Шпион, который любил меня» появится еще одна "секси" сотрудница органов — майор Аня Амасова (оперативный псевдоним «Три креста»), которая решит отомстить агенту 007 за смерть своего жениха в Альпах. Однако не рассчитает своих сил и, по примеру «старшего сержанта», тоже влюбится в агента британской разведки с лицензией на убийство. Как и в первом случае, страстную чекистку сыграла западная красотка — американская модель Барбара Бах, которая после того фильма станет женой одного из «битлов» - Ринго Старра.
О ПОЛЬЗЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Но все эти дамы с Лубянки померкли перед придуманным авторами руководителем КГБ Андреем Алексеевичем ... Гоголем! Как известно, в старой бондиаде никогда не было только двух вещей — обнаженной женской натуры и маньяков с Лубянки. Едва не развязавшие третью мировую войну «товарищи» Орлов из «Осьминожки» и Урумов из «Золотого глаза» не в счет, ведь они были из другого ведомства — министерства обороны.
Генерал Гоголь и получился одним из самых милых персонажей «роджемуровского периода» эпопеи. Большой юморист, явно не дурак был выпить, полапать смазливую секретаршу в своих кремлевских хоромах. И вообще выглядел полной противоположностью тогдашнему хозяину Лубянки — вечно больному Андропову, постоянно руководя лично всеми операциями КГБ. Кстати, главный киногэбист СССР всегда уважительно относился к Бонду, и однажды даже наградил его орденом Ленина.
В последний раз этот чекист-сибарит появился в картине «Искры из Глаз» 1987-го года, правда уже в качестве министра иностранных дел СССР, чтобы торжественно вручить очередной подружке Бонда разрешение на выезд за границу. А его место на Лубянке занял другой «классик» - генерал Пушкин в исполнении будущего гнома Гимли из «Властелина колец» - Джонатана Рис-Дэвиса. Тот тоже активно сотрудничал с Бондом и был большим весельчаком: своего проштрафившегося зама — генерала Коскова он приказал отправить домой — в чемодане диппочты!
И , конечно же, упоминание о бондовских чекистах было бы неполным без Василия Дмитриевича Жуковского (снова классика!). Смешливого толстяка, который сначала долго охотился на Бонда, а потом стал владельцем притона и контрабандистом черной икры в «Золотом глазе» и «Целого мира мало». Он не только всегда приходил на помощь бывшему врагу, а однажды даже спас его, потратив последний патрон на то, чтобы освободить Бонда из западни.
НЕТ ВЫХОДА ДЛЯ ЮРИЯ
Долгие годы играть роли советских шпионов было довольно стрёмно для западных актеров. С одной стороны, изображать полных придурков и кровожадных чудовищ не очень хотелось, с другой стороны — любая попытка очеловечить образ врага могло обернуться обвинением в коммунистической пропаганде. Так что первый хороший чекист в небондовском кино появился только в 1987 году. В картине «Нет выхода» с симпатичным лицом молодого Кевина Костнера. Эта картина начиналась как эротическая мелодрама (сцена секса героя с красавицей Шон Янг в официальном лимузине до сих пор входит в десятку лучших любовных киносцен), которая перерастала в детективный триллер. И заканчивалась умапомрачительной развязкой, когда главный герой оказывался советским шпионом по кличке «Юрий», которого КГБ заслал в Штаты еще ребенком!
А спустя два года на экраны вышел другой боевик "Красный скорпион" со страшным снаружи, но добрым внутри сотрудником органов, которого сыграл шведский каратист Дольф Лундгрен, он же Иван Драго из Рокки-4. В «Красном скорпионе» главный герой, лейтенант спецназа КГБ Николай Раченко был послан в Африку ликвидировать вождя местного сопротивления. Однако под впечатлением от зверств, творимых «злобными Советами» и кубинцами, он перешел на сторону восставших. И в одиночку уничтожил весь советский спецназ, за что и получил благодарность от спасенного им сотрудника госдепа, и, надо полагать, бессрочную визу в США.
ОТСЧЕТ ОТ СОЛТ
Нынешняя голливудская мода на «симпатичных чекистов» берет свое начало с лета 2010 года, когда на экраны вышел триллер «Солт» с мировым секс-символом №1 Анжелиной Джоли в главной роли. Там она сыграла сотрудницу ЦРУ, которая случайно узнает, что является замороженным агентом КГБ-ФСБ по имени Наталья и почему-то с болгарской фамилией Ченкова. И что московские хозяева планируют разморозить ее для убийства президента России во время его визита в Нью-Йорк. За привлекательной агентессой начинают охотиться все - от собственной службы безопасности до русской мафии и охраны президента России. В конце концов, Солт удается разоблачить настоящего агента в «конторе», но бывшие сослуживцы хватают ее. И все же во время транспортировки «предательницы» в секретную тюрьму Солт убеждает главного контрразведчика ее отпустить. Выпрыгнув из вертолета в ледяные воды Потомака, героиня Джоли каким-то чудом выживает и отправляется мстить русским за свою уничтоженную жизнь.
Еще в 2011 году Джоли подписала контракт на съемки в продолжении, но с той поры у нее появилось столько проблем в семье и со здоровьем, что просто элементарно не хватает сил для съемок в столь трюковом супер-боевике.
МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПРОТОКОЛ ФАНТОМ (2011)
Говоря о голливудских чекистах, просто нельзя пройти мимо работы нашего Владимира Машкова, который сыграл в четвертой части похождений агента Итана Ханта полковника ФСБ Анатолия Сидорова. Тот, если не забыли, обладал просто звериным нюхом и железной хваткой и до самого финала преследовал американца, которого считал виновным в подрыве Кремля. Несмотря на внешнюю брутальность, чекист в исполнении соотечественника оказался довольно милым и вполне адекватным в общении парнем. Жаль только, что кинобоссам образ Сидорова показался слишком уж слащавым, и на этой роли, увы, голливудская карьера Машкова закончилась.
ДВОЙНОЙ АГЕНТ ( 2012)
На этот раз роль глубокого внедренного советского шпиона примерил один из самых неотразимых актеров Голливуда — Ричард Гир. Миллионер из "Красотки" сыграл там знаменитого киллера КГБ по кличке Кассии, который сделал карьеру в ЦРУ на ликвидации... самого себя, и с той поры прохлаждавшегося на пенсии. Но однажды в Вашингтоне на глазах у «наружки» убивают сенатора - тайного агента Кремля, причем фирменным кассиевским способом — металлической удавкой. «Контора» поручает Гиру найти убийцу и определяет ему в помощники аналитика Бена (Тофер Грейс). Странная парочка начинает поиски, и вскоре Гир с удивлением обнаруживает, что его напарник тоже скрытый агент Лубянки. И что парню было приказано после ликвидации «предателя» Кассия вернуться в Россию, бросив обожаемую жену и дочь-малютку. Допустить такую несправедливость киллеру-пенсионеру не позволяет совесть, и он жертвует своей жизнью ради того, чтобы молодой напарник остался в Америке со своими родными. Прямо плакать хочется от такого самопожертвования!
РЕД- 2 (2013 )
Продолжение популярного фильма о приключениях бывших шпионов в исполнении Брюса Уиллиса, Джона Малковича и Хелен Миррен, которые развлекаются тем, что даже на пенсии снова и снова спасают мир. Если в первой части их связь с бывшим СССР ограничилась похищением неучтенной молдавской ядерной боеголовки, то во второй компанию пенсионерам составила сногсшибательная Кэтрин Зета Джонс в роли генерал-полковника и первого зама руководителя ФСБ — Ирины Петрокович (опять двадцать пять!). По сюжету на заре бурной молодости у нее был страстный роман с героем Брюса Уиллиса, и она даже собиралась сбежать в Америку. Однако что-то у них там не сложилось, и Катя осталась в органах, дослужившись до космических для женщин с такой внешностью высот. Тем не менее, лысый, как бильярдный шар, Уиллис по-прежнему вызывал у одной из руководительниц ФСБ (в генеральской форме с орденом Победы Зета-Джонс чудо, как хороша) сильные чувства, и она позволила веселой компании проникнуть в Кремль, чтобы получить в тамошнем подземном архиве секретные документы. Что стало с генеральшей после такого предательства мы узнаем только из третьей части «Красного», которую ждать осталось всего пару лет.
АМЕРИКАНЦЫ— с 2013 года
Шпионский сериал, четвертый сезон которого только что начался. Обязательна к просмотру для тех наших ультрапатриотов, которые склонны видеть в любом творении Голливуда антирусскую поделку. Знаменитые советские телеразведчики - Майор Вихрь, Ладейников, Александр Белов и даже сам Штирлиц выглядят полными неумехами на фоне главных героев сериала — бывших отличников школы КГБ, превратившихся в стопроцентных янки — Элизабет и Филиппа. Что только не вытворяла за первые три сезона эта парочка — спала с источниками информации, проникала в сверхсекретные объекты, мастерски изменяла внешности и даже умудрилась установить прослушку в кабинете главной ищейки ФБР. И убивала, убивала, убивала! Ну, а в редкие моменты отдыха «американцы» еще умудрились обзавестись двумя детьми!
Любопытно, что во время съемок исполнители главных ролей Мэтью Риз и Керри Рассел так сработались, что стали парой и в реальной жизни.
КАРТОЧНЫЙ ДОМИК — с 2013 г.
Любимый сериал российских эстетов и оппозиционеров, благодаря появлению в сюжете бывшего сотрудника КГБ по имени Виктор Петров, ставшего президентом России. Считается, что его прообразом послужил нынешний хозяин Кремля, хотя различий между ними куда больше, чем схожести. Начнем с того, что датский актер Ларс Миккельсон под два метра ростом, что во время приема в Белом доме он мило беседует со скандалистками из «Пусси Райт», что напившись начинает лезть под юбку «Первой леди» и петь народные песни. И, наконец, учит глупых американцев, как нужно пробовать его любимую водку с золотым фильтром (по цене 750 тысяч долларов - бутылка), занюхивая ее сначала черным хлебом, потом своим рукавом, и только затем заедая соленым огурчиком с криком «Эххх!».
АГЕНТЫ А.Н.К.Л — 2014 г.
В этой веселой пародии Гая Ричи на культовый сериал шестидесятых супер-агенту ЦРУ Наполеону Соли составил компанию лучший работник КГБ — Илья Курякин. Русский в изображении актера Арни Хаммера получился, конечно, малость чокнутым, но очень симпатичным и милым. Жаль только зрители не оценили всего юмора этой картины, и в результате «Агенты» провалились в прокате даже в России.
АГЕНТ ИКС — с 2014 г.
Это десятисерийный фильм стал теледебютом знаменитой Шэрон Стоун в роли Натали - вице-президента США, у которой, согласно тайной поправке к Конституции, есть личный секретный агент. Но получилось так, что и Стоун, и исполнителя роли агента в этом сериале затмила актриса, сыгравшая роль российской шпионки по имени Ольга Петровка. По сюжету эта супер-киллерша ФСБ оказалась страстной особой: сначала была любовницей президента РФ, потом гражданской женой министра обороны, затем сожительницей самого богатого олигарха, а под конец сезона стала подружкой агента Икса. Вместе они за кампанию раскрыли зловещий заговор премьер-министра России убить президента США, чтобы развязать третью мировую.
Милый штрих к портрету этой роковухи — Петровка обожает садо-мазохистские игры и невероятно заводится, когда на нее надевают наручники и кандалы, от которых она потом играючи избавляется. В титрах актриса, воплотившая столь яркий образ, значится как Ольга Фонда. Но никакого отношения к прославленному киносемейству красавица не имеет. Это ее псевдоним, а в реальной жизни девушку зовут Ольга Чакова, и она родом из Ухты, цирковая акробатка по профессии, которая после трех замужеств наконец-то пробилась в Голливуд.
АВЕ ЦЕЗАРЬ — 2015
В новой картине братьев Коэнов есть удивительный персонаж. Любимец публики, прекрасный танцор и певец — Берт Гарни (Ченнинг Татум), который на поверку оказывается резидентом нашей разведки в Голливуде. Сразу после очередного хита Москва отзывает его для выполнения нового задания. И вот этот красавец-блондин, держа в одной руке чемоданчик со ста тысячами долларов в дар КПСС, и любимым шпицом по кличке Энгельс, стоит на носу лодки, на веслах которой сидят двенадцать сценаристов — коммунистов. Вдруг из океанских пучин появится присланная за ним советская подлодка. Оставив собачонку на попечение соратников, Берт поднимается по трапу, и в это мгновение Энгельс отчаянно прыгает за хозяином. Чтобы поймать любимца на лету, чекист решительно откидывает в океан чемоданчик с деньгами. Человек из органов, пожертвовавший валютой ради собачонки, - это, согласитесь, очень круто! Особенно по нынешним временам!
ШПИОНСКИЙ МОСТ- 2015
Историю, ставшую основой для этого фильма, мы с вами знаем с раннего детства благодаря культовой картине «Мертвый сезон». Но мало кто догадывается, что биография «полковника Абеля» ( в реальной жизни его звали Генрихом Фишером) послужила основой и для другого шедевра — «Щит и Меч». Автор книги Вадим Кожевников никогда не скрывал, что написал Йоганна Вайса под впечатлением от знакомства с обменянным героем. И даже назвал в его честь своего персонажа — Александра Белова: А+Бел = Абель.
Хотя Абель-Фишер был очень спокойным и интеллигентным человеком (Марк Райленс абсолютно точно изобразил его), но, прочитав «Щит и Меч», страшно возмутился. Ведь в отличие от Белова он никогда не был диверсантом в немецком тылу и начал работать в США лишь с 1948 года. И работал бы еще долго, если бы комсомольцы на Лубянке, сменившие ветеранов Берии, не отправили ему в помощь финского радиста-выпивоху, который при первой же возможности перебежал к врагу.
Если в чем и можно обвинять создателя «Моста», легендарного Стивена Спилберга, так это в ошибочных деталях. Первый секретарь советского посольства в Восточным Берлине ну никак не мог быть главным резидентом КГБ во всей Европе. Абеля на родине не было всего 12 лет, поэтому чекисты легко могли узнать его, не задавая идиотский вопрос о родинке на груди у жены. И встретили коллеги его хорошо: Абель-Фишер сразу был принят обратно на работу, тогда как его визави — сбитый летчик Пауэрс — до конца своих дней находился под наблюдением ФБР.
Вот и выходит, что единственную явную ошибку Спилберг совершил, когда решил не вкладывать в уста экранного Абеля, ставшую крылатой фразу: «А разве это имеет значение?», почему-то заменив ее на «А разве это поможет?»
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.