globallookpress.com
Не успела столица пережить объединение поликлиник, как заммэра Леонид Печатников сообщил: стационары тоже объединят. Сегодня их 65. К 1 кварталу 2014 года должно стать 35 или 34. Врачей и медсестер в стационарах станет меньше. Сократятся и сроки пребывания пациентов в больницах. Реформаторы здравоохранения уверены: надо модернизировать поликлиники – а не госпитализировать больных по каждому поводу.
Но врачей-то на всех не хватает…
В ошибках реорганизации московских поликлиник призналась даже министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она заверила: это был пилотный проект. А первая попытка редко бывает удачной. Чтобы исправить ее недочеты, уже создана рабочая группа.
Тем не менее, в Москве стартует вторая часть реформы здравоохранения. Все, что было сделано в поликлиниках, повторят в стационарах. Сокращения врачей? В обязательном порядке! 18 ноября на заседании комиссий Мосгордумы по здравоохранению и по социальной политике вице-мэр Печатников уже заявил: сегодня в больницах – переизбыток работников, а в поликлиниках их не хватает. Поэтому «лишних» врачей и медсестер нужно перенаправить в поликлиники. А у стационаров дефицит кадров вряд ли начнется.
Есть данные: столице не хватает участковых терапевтов. А в городских больницах этих врачей, напротив, больше, чем нужно. При этом зарплата у терапевтов в стационаре… меньше, чем у их коллег в поликлинике. Тем не менее, менять место работы врачи не спешат: в больнице спокойнее. Особенно после модернизации поликлиник. Многих врачей сократили, и нагрузка на оставшихся специалистов выросла вдвое. В лучшем случае. Ведь больных осталось столько же! А теперь представьте размеры очередей – и сроки предварительной записи. Еще в июле 2012-го кого-то записывали к офтальмологу на… февраль 2013 года. Как тут не присоединиться к вопросу пациента из анекдота: «а откуда я знаю, чем через полгода буду болеть?»
«Разгрузка» стационаров приведет к их перегрузке
Если человеку перекрыли доступ к поликлинике, пройдет время – и медицинскую помощь он все-таки получит. Причем дома. Предварительно набрав «03». «Скорая помощь» отвезет его в стационар: больного, жизнь которого была в опасности, нельзя оставлять без контроля врача! Таким образом, сокращения в поликлиниках увеличивают нагрузку… правильно, на «скорую» и стационары. Госпитализаций в ближайшее время вряд ли станет меньше. Если только не запретить «скорой» госпитализировать пациентов при ряде жизнеугрожающих состояний. 7 августа модернизаторы здравоохранения попробовали так разгрузить московские больницы – и выпустили скандальный приказ № 3764. 10 сентября приказ отменили: выяснилось, что он противоречил законам.
Итак, врачей и медсестер из стационаров хотят срочно перебросить в поликлиники. Кого именно – будут решать главврачи. Лучшие, по мнению главных врачей, работники останутся в больницах. Но пациенту, поступившему на «скорой» с микроинсультом (а тем более – просто с инсультом), срочно нужна капельница. Вряд ли его утешит тот факт, что в отделении осталась одна – лучшая – медсестра. И что, посетив 19 вверенных ей палат, когда-нибудь она придет в 20-ю палату. Если к тому времени ей самой – а также лучшему (и при этом единственному) врачу, отдежурившему трое суток подряд – не понадобится «скорая»…
В поликлиниках тем временем появятся не самые лучшие медработники. Очередей, конечно, станет меньше. После того, как медицина разберется со всеми сокращениями и приемами на работу. Пройдет время - и в августе будут записывать уже не на февраль, а на сентябрь. Но стоило ли сокращать врачей и создавать очереди? Ведь перед «модернизацией» и «реорганизацией» дефицит медицинских работников не был столь острым. И не «просмотрят» ли «средние» врачи и медсестры то, с чем потом придется разбираться «скорой» - и опять же стационару, но уже страдающему от нехватки сотрудников?
Кстати, кто будет лечить работников стационара, когда они серьезно заболеют от переутомления? Ведь в медицине главное – люди. Как сказал когда-то Леонид Рошаль, хороший врач и в хлеву вылечит, а плохому и МРТ не поможет. Никакая модернизация не заменит наблюдение врача за больным. Лечить вместо доктора, а не вместе с ним они попросту не смогут.
Больничные койки превратятся в социальные
Впрочем, врачи предупреждают: в стационарах сократят не только работников. Стремясь приблизиться к европейским стандартам, реформаторы здравоохранения сокращают … койко-дни и сами койки. Общий коечный фонд Москвы уже сократился с 82 557 до 77 310 коек. Время пребывания пациента в стационаре теперь соответствует европейским показателям. Всего 10, 2 дня, а не 13,9 дня, как в 2010 году. «Люди должны находиться в больнице ровно столько, сколько необходимо для их лечения», — уверен заммэра Леонид Печатников. По прогнозам медиков, достигнув европейских стандартов, реформаторы не остановятся.
Больные будут находиться в стационаре… от 3 до 5 дней. После этого их будут направлять в модернизированные поликлиники – под контроль специалистов, которых в больницах считали не самыми лучшими. Не секрет, что при многих заболеваниях лечиться дома противопоказано. Пациент начинает нарушать режим - и его состояние ухудшается. Вскоре он вновь попадает в стационар. Напомним: стационар уже реформировали. Врачей и медсестер там значительно меньше, чем было.
Чтобы не перегружать докторов, их освободят от ответственности за часть коек. Реформаторы городского здравоохранения убеждены: 40% больных в стационарах не нуждались в госпитализации. Ведь это просто пациенты с хроническими заболеваниями. Без обострений! Вывод: часть коек, - например, для пожилых людей, которые «привыкли» дважды в год ложиться в больницу – нужно перепрофилировать в социальные. Тогда врачам и медсестрам не надо будет смотреть за ними: ведь социальная койка подразумевает лишь проживание и питание. А медицинская помощь людям, которые не нуждались в стационаре – это уже лишнее. Ну и что, что для спасения жизни ни одна предосторожность лишней не бывает?
Сокращение – стационарам, пациентов - поликлиникам
Разгрузка стационаров – иначе «оптимизация потоков пациентов» – основная задача московской реформы здравоохранения. Как только медицина в Москве будет полностью реорганизована и модернизирована, модернизаторы и реорганизаторы начнут разбираться с регионами. За разговорами про объединение больниц умолчали о главном: стационары реформируют по западному образцу. В них появятся отделения скорой помощи – где пациент, которого привезла скорая, будет проводить 3-5 дней, и лечебные отделения – куда направят пациентов, которых после 3-5 дней в палате «скорой» нельзя отправить в поликлинику.
Руководство Москвы крайне недовольно тем, что большую часть медицинской помощи пациент получает не в поликлинике, а в стационаре. Мэр столицы Сергей Собянин заявил: «Наша задача - как можно меньше людей отправлять на больничные койки, и как можно больше оказывать услуг в поликлиниках». Мнение главы города разделяет его заместитель Леонид Печатников: «У нас, в отличие от всего мира, соотношение амбулаторной помощи и стационарной 30 к 70. Во всем мире наоборот. Мы наметили в течение двух лет переломить тенденцию, и если не 30 на 70, то, во всяком случае, 60 процентов всех объемов медицинских услуг должны взять на себя поликлиники».
Европейский пример для российских реформаторов
Кстати, если уж власти решили руководствоваться западным примером… В Норвегии медицинские учреждения преимущественно государственные или муниципальные. Благодаря государственным субсидиям даже сложнейшие операции пациентам делают бесплатно. «Элитных» и «правительственных» больниц в стране нет. В палате, где несколько дней назад лежал король Харальд V, сегодня лежит обычный рабочий. Правда, короля замучили автографами. Главврач был вынужден разрешить полицейскому дежурить у двери – чтобы глава государства смог лечиться и отдыхать.
Королю достаточно того, чем пользуются простые граждане: уровень медпомощи в стране достаточен для выздоровления пациента. В Норвегии развита и социальная помощь – которую наши реформаторы хотят превратить в «социальные койки» в больницах. В домах престарелых каждый пациент живет в однокомнатной квартире или коттедже – и носит пояс с кнопкой для вызова медсестры. В случае необходимости она появляется немедленно. За качеством лечения в Норвежских медучреждениях следят Общества больных.
Эксперты уверены: сокращение стационаров – очередной шаг правительства, вызванный нехваткой финансов. «Оптимизации расходов» на медицинскую помощь следовало ожидать. Но станут ли больные люди, отрезанные от помощи врача, хорошими работниками и налогоплательщиками? Сэкономив на здоровье граждан, государственная экономика пострадает еще сильнее.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.