globallookpress
Михаил Ходорковский и его освобождение, похожее сюжетом на конспирологический боевик, продолжает волновать умы журналистов и политиков. Сам экс-глава ЮКОСА ведет себя сдержанно и благородно – плохо ни о ком не говорит.
За время, прошедшее после освобождения, Ходорковский дал множество интервью крупным российским и зарубежным изданиям. Одной из последних стала беседа с писателем Дмитрием Быковым для еженедельника «Собеседник». В интервью Михаил Борисович был благороден и сдержан – на все вопросы отвечал спокойно, а о президенте страны говорил без обиды. Он отметил, что, по его мнению, для Владимира Путина судьба страны важнее, чем его личная карьера. «Он человек умный, и что бы я о нем ни думал, для него судьба страны важнее собственной карьеры», - подчеркнул бизнесмен.
Ходорковский озвучил собственное объяснение внезапного освобождения; он полагает, что президент не хочет давать над собой власть силовикам. «Вероятно, тут было два варианта: посадить Сердюкова или освободить меня. Наверное, освободить меня было в самом деле проще, а может, выигрышнее в международном отношении, чем посадить Сердюкова. То, что постоянно благоприятствовать силовикам президент не хочет, – для меня очевидно, иначе он рискует просто впасть в зависимость от них. Но вообще для меня самого тут много загадок. Я не хотел бы высказываться по ключевым вопросам как минимум до февраля», - дал сдержанный ответ на вопрос Быкова, не было ли освобождение выражением желания президента оставаться верховным арбитром.
Освобождение Ходорковского стало настоящей загадкой, над которой политологи ломают голову все те несколько недель, что прошли с момента освобождения. Внезапное появление опального олигарха в Берлине сразу из камеры вызвало к жизни множество версий: от улучшения имиджа страны перед Олимпиадой, неких неведомых тайн немецкой дипломатии (версия немецкого писателя, биографа Путина Александра Рара) до действительно милосердного порыва президента (политолог Станислав Белковский). Экономист Андрей Илларионов предположил, что причиной внезапного освобождения стал Гаагский суд и разбирательство дела акционеров ЮКОСа, которым, возможно, светит удовлетворение претензии в 100 миллиардов долларов – суммы, для российского бюджета катастрофической. «Это крупнейшая в мировой судебной истории, поистине астрономическая сумма. Если Гаагский суд примет решение в пользу акционеров, даже не удовлетворив их иск полностью, то это будет чудовищным ударом по нынешнему кремлевскому режиму», - пишет Илларионов.
Михаил Ходорковский действительно посетил с кратким визитом Израиль, где встретился с бывшим партнером и коллегой Леонидом Невзлиным, экс-партнерами Владимиром Дубовым и Михаилом Брудно. По словам Невзлина, у Ходорковского не осталось акций ЮКОСа. «Все, что принадлежало Ходорковскому или управлялось Ходорковским, теперь принадлежит мне», - подчеркнул бизнесмен. В интервью Девятому каналу израильского телевидения Невзлин отметил, что предположение о том, что досрочный выход Ходорковского был частью сделки по внесудебному урегулированию претензий акционеров ЮКОСа, требующих от России через Гаагский суд миллиарды, «нерелевантно».
Сам Ходорковский всячески подчеркивает, что его главным занятием и смыслом в настоящий момент является семья. «Я запредельно серьезный семьянин», - заявил он Быкову, и добавил, что, хотя страдание в тюрьме «способствует углублению, нравственному росту … Но рекомендовать это я никому не решился бы».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.