kavpolit.com
Расстрел армянской семьи российским военным в городе Гюмри привёл к крупным осложнениям для России. Отношения с Арменией удалось сохранить с большим трудом. А виной тому во многом неповоротливость российской бюрократической информационной машины.
История с расстрелом в Гюмри получилось ужасной. Российский солдат-срочник Валерий Пермяков (с его слов) зашёл в дом попить, и открыл огонь по его обитателям. Детей не застрелил – добивал штык-ножом. Грудной младенец прожил ещё несколько дней, но срочно прибывшие в Армению российские врачи не сумели его спасти. Поймали убийцу семи человек российские пограничники, охраняющие армяно-турецкую границу. Горе-стрелка доставили на территорию российской военной базы в Гюмри.
О случившемся могли бы говорить максимум три дня, но на деле тема не затухает уже вторую неделю подряд. Слишком много ниточек сплелись в тугой узел. Первый вопрос: почему солдат-срочник оказался на базе за рубежом? Как он медкомиссию проходил? Решением данной проблемы, кажется, уже занялись. В министерстве обороны РФ рассматривают вопрос о том, чтобы на базы в странах СНГ отправляли служить только контрактников. Их проверяют жёстче.
Второй вопрос: как и где судить убийцу? Правовые нормы в данном случае противоречивы. С одной стороны, преступление совершено на армянской территории – следовательно, судить военнослужащего должны в Армении. С другой, российские законы запрещают выдавать собственных граждан в другие страны. Проблему только спустя неделю в ходе поездки в Ереван разрешил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Судить Пермякова будут российские военные судьи, но на территории Армении.
Вопрос третий: стала ли трагедия следствием помешательства военного или же здесь изначально была замешана большая политика? Дело в том, что совсем недавно Армения вошла в Евразийский союз. Власти России приложили очень много сил для его создания, а первое испытание на его долю выпало менее чем через месяц после начала действия уставных документов. То есть, кровавая бойня случилась на территории государства-союзника.
Здесь многие обратили внимание на то, что представители армянской оппозиции, часто бывающие в посольстве США, немедленно вышли на улицу, потребовали вывести из Гюмри российскую военную базу, порвать с Евразийским союзом и начать сближение Армении с Западом. Отдельные отечественные конспирологи даже высказали версию, что Пермякова завербовали американские спецслужбы, чтобы он своими действиями оторвал Армению от России.
В качестве доказательства сторонники теории заговора указывали на то, что Пермяков – сын пастора одной из протестантских сект. Вроде бы той же, в которой состоит и секретарь Совета Нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов… Но выглядит не очень правдоподобно. Неужели американцы подкупили ещё и военкомат в далёкой Читинской области? Да и потом на пути в Армению, не могло не быть проверок. В общем, американский след едва ли просматривается.
Другое дело, что посольство США в Ереване и поддерживаемая им армянская оппозиция использовали трагедию в своих целях. Тем более, что в том же Гюмри некоторое время назад российский военнослужащий тоже открыл огонь по людям… Геополитика, ничего личного. Любое государство стремится использовать прокол противника. Когда американский военный убил человека недалеко от базы в киргизском Манасе, Россия старалась использовать тот случай для удаления американцев из Киргизии.
Однако резонанса и массового ропота жителей Армении можно было бы избежать, если бы реакция России была быстрой. Как выясняется, она была. Владимир Путин позвонил армянскому коллеге Сержу Саргсяну уже на следующий день, а спустя пять дней перезвонил ещё раз. Но… российские государственные каналы трагедии в Гюмри несколько дней практически не говорили, поэтому армянский народ о быстром выражении соболезнований попросту не узнал. Поэтому ему легко было внушить, что Россия, мол, вытирает об Армению ноги.
Отчасти руководителей государства и государственных СМИ России понять можно. Нигде в мире не принято заниматься самобичеванием. Американские военные тоже совершили множество преступлений в Японии, Киргизии, Германии, не говоря уже об Ираке и Афганистане. Да одна тюрьма «Абу-Грейб» чего стоит, где американские солдаты и офицеры измывались над пленными иракцами. Однако ведущие СМИ США на эти темы предпочитали молчать. Закон жанра.
Но между нами и США есть разница… Жители Ирака не смотрят американское телевидение, а жители Армении российское – смотрят. Естественно, они отмечали каждый случай сообщения или несообщения о трагедии. Армяне – народ сплочённый, переживший массовое убийство в 1915-1923 гг. со стороны Османской империи, и оттого особенно остро реагирующий на подобные случаи. Помножим это на известную кавказскую обидчивость – и получим гремучую смесь.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится… Данная пословица лучше всего подходит к данному случаю. В воскресенье в аналитических передачах ведущих телеканалов везде рассказали об армянской трагедии. И о повторном звонке Путина Саркисяну, и об отправке медиков к тогда ещё живому малышу, и всю предысторию. Прошла ещё пара дней – и в каждом вечернем выпуске говорят о Гюмри. И Бастрыкин туда приехал.
Где судить? Можно и в Армении – благо, на её территории есть наша военная база, где может работать наш суд. А столь ли это принципиально? В конце концов, нет. Смертную казнь не применяют ни в России, ни в Армении. Так что Пермякову дали бы пожизненное заключение и в той, и в другой стране. Но чтобы лишний раз не задевать армянскую гордость – решили оставить убийцу в Армении. В общем, всё правильно. Только спохватились довольно поздно.
Убийство в Гюмри показало всю неповоротливость как государственной, так и информационной машины России. Весь интернет пестрил сообщениями и комментариями, армянские пользователи соцсетей требовали справедливого возмездия и постоянно указывали на молчание российских каналов и государственных деятелей. Вероятно, те, кто определяет информационный курс России, решили, что Армения слишком зависима от России, и лучше лишний раз не высечь себя. В конце концов, США же себя не высекают…
Армения, конечно, от России зависит очень сильно. Отношения с соседними Азербайджаном и Турцией у неё откровенно враждебные, а с Грузией – просто непростые. Следовательно, российская база в Гюмри – гарант её безопасности. Сотни тысяч армянских граждан работают в России, а те предприятия в Армении, которые ещё работают, держатся во многом за счёт притока российских денежных вливаний. Всё это так.
Однако не стоит преувеличивать степень данной зависимости. Армяне рассеяны по всему миру, в Армению с удовольствием вложатся представители диаспор из США, Франции, Аргентины (далее по списку). Мнение означенных государств по Карабаху не является однозначно проазербайджанским, они и с Азербайджаном, и с Турцией, и с Арменией отношения поддерживают. Как, впрочем, и Россия. У армян нет предубеждения к США и ЕС, сориентировать их на Запад при желании можно.
И в который уже раз проявляет себя неспособность России работать с гражданским обществом. Американцы много лет этим занимаются – и вот в нужный момент вскормленные ими демонстранты вышли на улицу. А российские телеканалы в этот момент молчали. Могли бы с армянским обществом хотя бы через телеэкран поработать. А так пришлось в срочном, просто авральном порядке навёрстывать упущенное, чтобы антироссийские демонстрации не стали массовыми.
Армянская трагедия высветила российскую неповоротливость. Ещё как высветила. И если с этой неповоротливостью что-то не сделать – союзники сами начнут от нас сбегать. Даже самые преданные.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.