В Верховном Суде Хакасии продолжаются слушания по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС имени П.С. Непорожнего. В марте 2015 в Верховный суд Хакасии поступило сразу 19 апелляционных жалоб, причем приговором остались недовольны не только осужденные, но и потерпевшие. Почему едва не погибшие в результате катастрофы люди просят начать новое расследование?
В августе 2009 года вода сорвала крышку турбины одного из гидроагрегатов, затопив машинный зал. 75 сотрудников СШ ГЭС погибли. В декабре 2014 года бывшим топ-менеджерам компании «Ругидро» вынесли приговор: шестеро подсудимых получили реальные и условные сроки, а один был освобожден по амнистии.
Начальник смены машинного зала СШ ГЭС Андрей Берникович видел страшную катастрофу своими глазами. Он успел спастись, когда вода мощным потоком хлынула в помещение, убив в итоге 75 человек. Всего в официальном списке 20 счастливчиков — тех, кому удалось выжить 17 августа 2009. Спустя почти шесть лет Андрей и двое его коллег подали с Верховный Суд Хакасии прошения об отмене приговора и начале нового расследования. Сотрудники гидроэлектростанции не настаивают на ужесточении приговора. Они просят установить истинные причины аварии.
- Я не буду говорить виновны те люди, которых суд признал таковыми, или невиновны, - рассказал Берникович. - Моя личная позиция заключается в том, что причины аварии так и остались невыясненными. На этом фоне выводы суда я считаю неубедительными. У меня есть соображения по поводу истинных причин аварии, но я не считаю нужным их высказывать, чтобы не будоражить народ. Нужно провести повторное расследование и установить причины аварии.
Сомнения в правильности выводов следствия возникали еще до вынесения приговора. Осенью 2014 года 476 жителей поселка гидроэнергетиков Черемушки подписались под письмом, которое отправили в генеральную прокуратуру, представителю президента в Хакасии, а также главе Хакасии Виктору Зимину. Авторы письма просят прокуратуру пересмотреть результаты экспертизы Роскомнадзора и провести повторные исследования. По мнению жителей Черемушек, официальная версия следствия берет за основу то, что до аварии гидроагрегат испытывал сильное воздействие вибрации. Фактически все гораздо сложнее, однако суд не хочет этого видеть. Якобы в момент аварии на СШ ГЭС действовала экспериментальная система измерения вибрации на гидроагрегате, которая могла работать некорректно, поэтому суд не должен был основывать свое решение на ее данных.
Осенью 2014 года выводы следствия и суда оспаривали, в том числе, родственники осужденных, которые, видимо, хотели спасти своих родных. Теперь же просят о повторном расследовании потерпевшие — люди, которые едва не погибли в ходе аварии.
Представитель потерпевших и юрист Галина Романовская посчитала, что сотрудники гидроэлектростанции могли подать свои прошения под давлением со стороны руководства. «Это вполне естественно, - заявила она в беседе с ТАСС. - Они крайне редко участвовали в ходе судебного процесса и потому не смогли услышать всех доводов обвинения».
Андрей Берникович какое-либо давление со стороны руководства отрицает.
- Я могу лишь посмеяться в ответ на это. Никакого давления не было, это исключительно моя гражданская позиция! - сказал сотрудник СШ ГЭС. - У меня не было никаких контактов по этому поводу ни с адвокатами осужденных, ни с кем-то из руководства. Честно говоря, я впервые слышу такое мнение.
При этом Андрей Берникович считает, что тюремное заключение бывших руководителей СШ ГЭС нанесет непоправимый вред российской гидроэлектроэнергетике.
- Таких специалистов очень мало, и их потеря абсолютно нецелесообразна, особенно в такое время, которое переживает страна, - считает Берникович.
Решение суда оспорила и защита осужденных. Адвокат бывшего директора СШ ГЭС Николая Неволько Александр Кочубин рассказал, что подал жалобу в Верховный Суд Хакасии с требованием оправдать своего подзащитного.
- Сейчас идут судебные прения, и после того, как сторона защиты закончит излагать свою позицию, судья удалится на вынесение решения, - рассказал Кочубин.
Очевидно, что даже если Верховный Суд Хакасии оставит решение Саяногорского городского суда без изменения, участники судебного процесса обратятся в вышестоящие инстанции и используют все юридические рычаги, чтобы максимально отсрочить вступление приговора в силу. Если приговор не вступит в силу до августа 2015 года, дело будет закрыто по истечению срока давности. Возможно, в этом все и дело.
Справка:
По приговору Саяногорского городского суда от 24 декабря 2014 года, бывший директор СШ ГЭС Николай Неволько осужден на 6 лет колонии общего режима, такой же срок получил главный инженер Андрей Митрофанов. Его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко осуждены соответственно на 5 лет 6 месяцев и 5 лет 9 месяцев колонии общего режима. Работники службы мониторинга оборудования Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач приговорены к 4 годам и 6 месяцам колонии без права занимать руководящие должности. Владимир Белобородов освобожден по амнистии.
Бывший директор СШ ГЭС Николай Неволько
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.