globallookpress.com
«Русский мир». Что это? Данное словосочетание приводит некоторых иностранцев в ужас. Но на деле оно ничем не наполнено – или же каждый вкладывает в него нечто своё. И едва ли такая неопределённость помогает внешней политике России. Скорее наоборот.
На днях я получил письмо из Словакии. Писал человек ярко выраженных прозападных, либеральных и антикоммунистических взглядов, не согласный с политикой премьер-министра Роберта Фицо, который недавно приезжал к Владимиру Путину, а до того не раз выступал с критикой антироссийских санкций. Словака заинтересовало, что же такой «Русский мир», и является ли он новым воплощением «доктрины Брежнева», когда советские танки в 1968 вошли в родную ему Чехословакию.
«Что это за идеология? Это мир только для русских? Мне представляется, что это националистическая идеология только для русских, которую они хотят распространить на другие части света», - написал словак. Естественно, я в ответ отмёл подобное предположение, и начал перечислять, что вкладывают в это понятие те или иные общественные деятели России. Но поймал себя на мысли, что и сам должен бы задать подобный вопрос. Так что же такое «Русский мир», который вроде бы собралась строить наша страна?
К слову сказать, есть в нашей стране такой документ, как Концепция внешней политики РФ. Последний раз его обновляли два года назад, а до того – в 1993, 2000 и 2008 гг. И если прочитать его, то там нет никакого упоминания о «Русском мире». Понятно, что за два года много воды утекло, наши отношения с Западом резко осложнились, Крым изменил свою государственную принадлежность. Может быть, в новой редакции документа нам, наконец, расскажут что-то. Пока же остаётся гадать на кофейной гуще.
Первое, что приходит на ум, что «Русский мир» - своего рода противопоставление Россия Западу в целом и Европе в частности. Россия – особая цивилизация, не имеющая с Европой и Северной Америкой ничего общего. Мы с ними всю жизнь воевали, в лучшем случае – совершенно не понимали и не принимали друг друга. Нам не нужны политкорректность, однополые браки и т.п. А раз оно так – значит, нам нужно строить собственный мир и не пытаться играть в европейские ценности. Мы – особая цивилизация, и всё у нас по-другому.
В данном случае внешняя политика России должна строиться на простом постулате. Любой, кто выступает против Запада – наш возможный союзник. Поэтому мы должны сближаться с Китаем, с Индией, с Ираном, с Бразилией. Да с кем угодно – лишь бы не с Западом, развитие нормальных отношений с которым раз и навсегда признано невозможным. Стоит ли бояться словацкому либералу такой России? Вряд ли. Это значит, что всех бывших собратьев по соцлагерю мы готовы оставить в покое. Словакия – это Европа, а Европа нам неинтересна.
Есть и вторая версия трактовки данного понятия. Она во многом смыкается с первой, но есть некоторые отличия. Простое противопоставление себя Западу может быть достаточно пассивным, а в данном случае речь может идти о воссоздании Советского Союза на какой-либо новой основе – скорее всего, Евразийского Союза. Речь может не идти о поглощении бывших советских республик, но, по крайней мере, о привязке их к своему экономическому и политическому пространству. В данном случае, речь скорее о «Евразийском», нежели о «Русском» мире.
Здесь, наверное, страхи наибольшие. У словацкого либерала сразу же из глубин памяти высвечиваются советские танки на улицах Братиславы и Праги. Если Россия восстановит Советский Союз – она может приняться и за бывшие социалистические страны. Словакия – страна нам родственная по языку, как и ещё пяток государств Евросоюза. И если сегодня Запад старается возвести вокруг нас своего рода санитарный кордон, то чем мы хуже?
Правда, и в первом, и во втором случае острие нашей внешней политики скорее направлено в другую сторону. Предполагается, что ближайшими нашими союзниками станут страны Средней Азии. Они имеют для нас особое геополитическое значение, здесь у нас больше всего возможностей перетянуть их на свою сторону. Предполагаются также тёплые отношения со странами БРИКС, но едва ли Бразилия или Индия могут войти в нашу сферу влияния. Такое, кажется, в мыслях нет ни у кого.
Наконец, есть ещё третья трактовка «Русского мира». На сей раз речь идёт об узко этническом понятии. Как минимум оно подразумевает защиту русского и русскоязычного населения в разных странах. Как максимум – объединение всех этнических русских или всех православных восточных славян в одном государстве. Можно также предположить, что имеется также в виду необходимость защиты русских в самой России от нежелательных мигрантов с юга, защита их в национальных республиках РФ.
Здесь словацкому либералу совсем уж нечего бояться. Записать словаков в восточные славяне едва ли кому в голову придёт. Просто Россия постарается укрепить союз России и Белоруссии, присоединив к нему в дальнейшем Украину. Кроме того, может встать вопрос о принадлежности ряда областей Северного Казахстана и Приднестровья, где русскоязычное население составляет большинство. Возможно, даже ряд районов Латвии и Эстонии – хотя такое уже куда менее вероятно и обсуждается куда реже.
В данном случае нельзя однозначно сказать, что «Русский мир» имеет однозначно антизападную окраску. Он может быть в одинаковой степени направлен и против гастарбайтеров из Таджикистана, и против необандеровцев на Украине. Что же касается Запада или стран БРИКС, то здесь нет однозначного противопоставления им, или же однозначного объединения с ними. Как говорится, отношения будем выстраивать по обстоятельствам. Если вы не против объединения русских – значит, можно с вами дружить.
Но всё вышеперечисленное – только догадки. Действительность же заключается в том, что руководство России до сих пор не объяснило, что же оно вкладывает в понятие «Русский мир». Возможно, оно само до конца не разобралось… О завоевании всего мира речи, конечно, нет. И тем более нельзя говорить о том, что русские собираются покорить все остальные народы и навязать им свою волю. У нас элементарно на такое нет сил. Да и желания особого тоже нет ни у народа, ни у власти.
Однако данная история свидетельствует об одном: Россия недостаточно хорошо разъясняет свою внешнюю политику. И даже человек, владеющий русским языком (а словак, написавший письмо, им владеет), не в состоянии разобраться, что к чему. А в результате о нас складывается не очень благоприятное мнение. В голову приходят самые нелепые мысли, вспоминаются тёмные страницы прошлого, нас начинают бояться. Потом же дело оборачивается расширением НАТО к нашим границам, санкциями, военными учениями, дипломатическим бойкотом.
Пора отчётливо поставить цели во внешней политике – хотя бы для себя. А там дальше будем уже разбираться с другими – кто их приемлет, кто не приемлет, кто колеблется. Советский Союз не любили многие (порой справедливо), но политика у него была ясной, и добивался он своего куда лучше, чем современная Россия. И США добиваются своего чаще нас, потому что лучше понимают, что хотят. И Китай добивается, и много ещё кто. А у нас поле для манёвра только сужается.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.