Во вторник президент России Владимир Путин подчеркнул, что военное присутствие РФ в Сирии возможно только в свете поддержки законного правительства Башара Асада и борьба с ИГИЛ может развиваться только в этом ключе.
Американская пресса, в частности Washington Post, пишет, что российские действия в Сирии, переброска туда оружия и персонала, поддержка сирийского президента, привела американскую администрацию в состояние крайнего раздражения – российские действия, считают они, неуместны, сильно осложняют усилия США и членов коалиции по борьбе с силами «Исламского государства» (ИГИЛ, ее деятельность запрещена на территории России) и поддержке здоровых сил, оппозиционных сирийскому режиму.
Госсекретарь США Джим Керри за десять дней три раза звонил министру иностранных дел Сергею Лаврову. «Керри ясно дал понять, что российское вмешательство и поддержка Асада несет риск углубления и расширения конфликта, отодвигания цели противодействия экстремизму, и не способствует разрешению ситуации», - заявил Госдеп США.
"Американцы думали, что после удачного сотрудничества в Ираке, способствовавшего прекращению угрозы создания ядерного оружия в этой стране, Россия сменит свое отношение к Сирии, но этого не произошло", - считает политолог Мэттью Ли. Наоборот, последние российские действия озадачивают и пугают американцев, сообщает The Times.
Выступая в Таджикистане на Совете безопасности стран СНГ, российский президент отметил, что, страны Европы и США должны внять российскому примеру, и бороться с терроризмом совместно с Асадом и Россией, а РФ продолжит поставлять дружественному сирийскому правителю оружие. По его мнению, без Асада победить экстремистскую организацию «Исламское государство» невозможно.
Вслед за Путиным по российскому телевидению выступил и сирийский президент Башар Асад, тоже подчеркнувший, что без законной власти изгнать террористов невозможно. Асад заявил, что готов сотрудничать со «здоровой частью оппозиции», однако критериев «здоровья» не привел, пишет New York Times. он потребовал от Европы прекратить поддерживать «террористов», не принимать их на свою территорию под видом беженцев.
Пресс-служба Пентагона уже сообщила, что Россия только что отправила полдюжины танков на базу в Латакии, и отметила, что президент Путин не исключил, что российские войска высадятся в Сирии – «мы оставляем дверь открытой», - цитирует Associated Press. По версии агентства, российский лидер планирует выступить на Генеральной Ассамблее ООН с предложением по Сирии.
Среди американского истеблишмента бытует несколько версий – некоторые верят, что Путин хочет защитить своего союзника, другие полагают, что Россия собирается закрепить свое влияние в Сирии после окончания войны. Один из высокопоставленных американских чиновников рассказал New York Times, что многие в правительстве США полагают, что «русские проверяют, как далеко можно зайти».
Раздражение в американском правительстве после украинского кризиса Россия вызывает быстро – в Государственном департаменте уже рассматривается возможность наложения новых санкций и дальнейшей изоляции России, если она не учтет пожеланий участников антитеррористической коалиции и не будет согласовывать свои действия с ней. Пресс-секретарь Госдепа Джон Кирби отметил, что вероятность санкций рассматривается. «Мы дали ясно понять, что поддержка сирийского режима, военная или иная другая, дестабилизирует ситуацию и контрпродуктивна, ибо Асад давно утратил легитимность в своей стране», - сказал президент Барак Обама, но подчеркнул, что для россиян всегда открыта дверь к сотрудничеству на основе общепринятых в коалиции правил.
Понять, что движет американцами, можно, если рассмотреть ситуацию в Сирии более детально. Известный востоковед Григорий Мирский полагает, что на территории Сирии в настоящий момент действует столько сил, непримиримых друг к другу, что действовать следует крайне осторожно и грамотно, с учетом всех особенностей сложного исламского мира. В Сирии борются друг с другом и внешним миром по меньшей мере пять сил – правительственная армия, зона действия которой постепенно сжимается (клан Башара Асада – алавиты, малочисленное шиитское течение в суннитской стране, многие мусульмане их вообще за мусульман не считают: смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований); умеренная оппозиция (Сирийская свободная армия, на которую и ставит коалиция, ее представители наиболее европеизированы), «Фронт Нусра» («Аль-Каида в Сирии», отличающаяся от основной Аль-Каиды, сунниты радикальные со всех концов света), «Исламское государство», другие боевики и террористы, к исламу имеющие мало отношения, но прикрывающиеся его знаменем, курды (среди них есть и мусульмане, и зороастрийцы, и езиды-христиане, главная цель – создание собственного государства).
Вражда между многочисленными этническо-религиозными группами тлеет в этом регионе еще со времен древнего Израильского царства. Все эти группировки борются между собой и на религиозной, и на мировоззренческой, и на экономической почве, причем кто с кем вступит в союз завтра предсказать невозможно.
ИГИЛ никаких границ не признает в принципе, и борется заодно со слабой и коррумпированной суннитской иракской армией, часть офицеров которой перебежала в ИГИЛ, и шиитской иракской милицией. Асад периодически затыкает дыры в своей армии ливанской шиитской «Хезболлой», славящейся экстремизмом не менее, чем «Аль-Каида». В Сирии живут арабы, в Ираке – персы, они тысячелетиями враждовали друг с другом, а курды носятся со своей этнической особостью уже сотни лет.
Сунниты и шииты есть и среди арабов, и среди персов, и на этническую накладывается религиозная ненависть. Мало кто помнит, что сунниты признают наследниками Мухаммеда четырех халифов, а шииты – только прямых родственников пророка, но ненависть от этого только крепнет.
По версии профессора Мюнхенского университета, философа Рейнгардта Лаута, ислам и его главная книга, Коран, стали результатом разочарования иудеев после разрушения римлянами Израиля и попытки привлечения языческих арабских племен на свою сторону. Он считает, что, вероятно, Коран был написан одним человеком, которому удалось совершенно гениально угадать настроения разочарованных племен: «враждебные друг другу или, по крайней мере, разделенные между собой арабские племена были объединены в единую монотеистическую религию и тем самым создали такую политическую ударную силу, наличие которой никто и не предполагал».
В этот компот уже залезли ранее американцы, которые совершили чудовищную глупость, вооружив иракцев и распустив армию, и это оружие расползлось по региону. «Приветствуя инициативу Лаврова, повторяю свой прошлогодний вопрос: кто пехоту с танками пошлет? Ведь не Кантемировскую же дивизию туда отправлять, в самом деле», - спрашивает Мирский. Особенно парадоксально его вопрос звучит на фоне недавнего запрета судьей и прокурором из Южно-Сахалинска первой, главной суры Корана. За глубокие познания в области истории религии и ислама Рамзае Кадыров назвал слуг закона «шайтанами». Оснований считать, что наши военные знают Коран лучше, у политологов нет.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.