Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press
Улицы российских городов могут превратиться в поле боя конкурирующих между собой ОПГ, в ряды которых за последние годы дружно влились азиатские гастарбайтеры.
В ночь на четверг, 21 сентября, столичная полиция остановила массовую драку гастарбайтеров, в которой участвовало около 50 человек, на Тихорецком бульваре возле ТЦ «Москва». Задержано около 200 иностранных граждан, как заявил телеканалу «Дождь» президент Федерации мигрантов СНГ Каромат Шарипов, возглавляющий также движение «Таджикские трудовые мигранты».
По словам Шарипова, около 14.20 20 сентября к гражданину Таджикистана, работавшего грузчиком у частного предпринимателя, гражданки Киргизии, подошли охранники торгового центра, вывели его на свалку рядом со зданием ТЦ и избили. Потерявшего сознание мужчину, по его словам, замотали белой материей и выбросили за пределы рынка.
«Почему за пределы рынка? Потому что, когда человека нашли за забором, тогда не несут ответственность работники ЧОПа», — пояснил он.
«Народ видел, что происходит. Сами рабочие, никто с улицы не приходил. Сами рабочие потребовали наказать преступника. Вместо того, чтобы наказать преступника, начали хватать людей и избивать. Стали их везти в отдел «Люблино». Там около 200 граждан находится, наших земляков», — сказал Шарипов.
Каромат Шарипов подчеркнул, что это не первый раз, когда в ТЦ «Москва» случаются конфликты.
Пострадавшего грузчика-таджика доставили в городскую клиническую больницу №68 и диагностировали сотрясение мозга. Его зовут Навруз Каримов, ему 27 лет.
«Охрана ТЦ избила мужчину за то, что он не оплатил аренду своей точки. Сейчас парень находится в реанимации в крайне тяжёлом состоянии», - пишет в Telegram блогер Mash.
Сообщается и другая версия событий. У доставленного в больницу грузчика якобы случился приступ эпилепсии и ему вызвали скорую. Выдвижение взаимно противоречащих версий по поводу практически любых происшествий стало в последнее время довольно типичным явлением, что может быть объяснено, на мой взгляд, стремлением властей снизить или вовсе убрать информационный резонанс.
Так, президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов прокомментировал столкновения у ТЦ «Москва» в ином ключе:
«Тут все под контролем. ОМОНа больше, чем собравшихся. Собралось много камер, было несколько провокаторов, которые начали шум поднимать, что тут чуть ли не убивают. Но это чушь полная».
Драки с участием трудовых мигрантов из Средней и Центральной Азии стали довольно обыденным явлением в столице. 2 сентября, например, на стройплощадке жилого комплекса «Бунинские луга» в поселке Коммунарке в Новой Москве подрались около 40 строителей. Они били друг друга лопатами, молотками, арматурой и кувалдами. Прибывшие полицейские выяснили, что дрались две строительные бригады, а участники драки - строители из Узбекистана и Армении.
По данным правительственной «Российской газеты» по количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. В Москву с целью трудоустройства ежегодно прибывают до 2 000 000 иностранных граждан, из них официально трудоустроено 300 000—400 000.
По данным НИУ ВШЭ, в 2013 году количество легальных и нелегальных гастарбайтеров в России составляло около 7 млн человек, по оценкам ФМС России — 4,5 млн., свыше 83 % которых — это граждане из стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию.По оценкам Всемирного банка за 2012 год, в Таджикистане денежные переводы мигрантов, работающих в России, составляли 48% ВВП (самый высокий показатель в мире). По состоянию на 2013 г., почти 350 000 таджиков (1/6 часть приехавших) получили российское гражданство или вид на жительство.
Многолетний приток трудовых мигрантов в Россию привел к тому, что они стали стабильным фактором производства прежде всего в сфере муниципальных услуг и городского строительства. Как известно из школьного курса экономики, факторами производства являются земля, труд и капитал. Так вот, низкооплачиваемый труд трудовых мигрантов позволяет строительным подрядчикам и муниципальным властям по всей РФ значительно экономить на другом факторе производства – капитале. Так было, по крайней мере, еще несколько лет назад. Сейчас, когда у бригад гастарбайтеров и их нанимателей сложились устойчивые и, как правило, взаимовыгодные отношения, оплата труда трудовых мигрантов не так уж мала и сравнима с оплатой коренных жителей РФ на тех же работах. Но сложившаяся система серых схем, в которой участвуют и представители правоохранителей, весьма устойчива, поскольку устраивает всех ее акторов.
Кроме того, сами гастарбайтеры стали создавать собственные лоббистские и защитные структуры, превращаясь в настоящие и реально влиятельные организованные преступные группировки (ОПГ). В Москве усилиями гастарбайтеров создается по существу «параллельный город».
«В Москве много маленьких кафе и закусочных, куда москвичи обычно не заходят. Для этих заведений характерны скромные интерьеры, национальная кухня и посетители той же национальной принадлежности. Их владельцы, сотрудники и клиенты — иностранные мигранты. А еще в столице есть медицинские центры, где работают и лечатся мигранты, агентства недвижимости, ориентированные на мигрантов, и так далее. Целый город, существующий параллельно. Горожане не видят его, но каждый день встречают его жителей. Не исключено, что однажды этот параллельный город превратится во вполне реальный Киргиз-таун или Таджикоград»,- пишет «Lenta.ru».
В Москве около 80 киргизских клубов-кафе. Есть киргизские клубы единоборств, больницы, билетные кассы, сервисы по поиску жилья, есть московско-киргизский сайт, где выкладывается важная для сообщества информация. В одном из бизнес-парков на окраине Москвы есть кафе, где регулярно проводятся киргизские дискотеки. «В 22:30 от конечной станции метро отходят маршрутки до этого кафе, а в 4:30 маршрутки идут обратно. Есть, как выяснилось, и другие киргизские организации самого разного профиля, разбросанные по всему городу. В результате у нас и появилась гипотеза, что в Москве складывается такой параллельный город. Мы опросили 350 киргизов по всей Москве, и наша гипотеза подтвердилась», - рассказал изданию директор Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер.
«Пользуясь этой инфраструктурой», - объясняет он, - «киргизы начинают активно общаться с другими киргизами. Их круг общения расширяется, выходя за границы их локального землячества. В него попадают те, кто уже давно здесь живут, кто лучше знает русский язык, активней пользуются городом и в каком-то смысле уже становятся москвичами. Их взгляды и представления неизбежно перенимаются вновь приехавшими, и у них наступает слом модели. Вместо «заработать и уехать» люди начинают искать новые жизненные траектории».
Эксперты Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС исследуют сетевые структуры трудовых мигрантов (а таковые существуют, понятно, не только у киргизов) с целью выработки инструментария интеграции выходцев из стран СНГ в городской социум. Одним из таких способов он считают организацию совместных футбольных матчей с участием азербайджанских, русских, узбекских и таджикских команд в депрессивных московских районах Капотня и Кунцево, а также проведение кулинарных мастер-классов. Это вовсе не шутка.
«Совместная игра в одной команде — это мощный интегрирующий стимул», - считает Е.Варшавер.
Замечу, что в Евросоюзе и методы интеграции трудовых мигрантов и беженцев и уровень подготовки экспертов-интеграторов были несравненно более высокими, чем в нынешней РФ, но в результате Европа признала провал политики мультикультурализма. О чем, похоже, многие российские профильные специалисты не слышали.
Каковы перспективы появления в российских городах, прежде всего в Москве и Петербурге, влиятельной диаспоры бывших трудовых мигрантов, ставших гражданами России?
Прежде всего, отмечу, что глубокое проникновение в социальную ткань российских городов, больших и малых, этнических диаспор, образованных выходцами из республик бывшего СССР, продолжается и остановить его в рамках нынешнего хозяйственного механизма (который при всем желании нельзя назвать рыночным), невозможно. Никакой интеграции, реальной или мнимой, новоявленных граждан РФ в социокультурную среду российских мегаполисов не будет, несмотря ни на какие совместные футбольные матчи. Если лишь перспектива, что эти дворовые состязания выйдут за формат псевдонаучных экспериментов и станут способом выяснения отношений «по понятиям» между городскими диаспорами.
Диаспора – это эффективный социальный лифт для приезжих из любой страны исхода. Напомню, что избитый охранниками грузчик-таджик из ТЦ «Москва» работал у частного предпринимателя, гражданки Киргизии. Самым главным источников национального дохода в Киргизии является реэкспорт китайских товаров в Россию. Годовой оборот ведущего киргизского вещевого рынка «Дордой» превышает $7 млрд. Этот крупнейший рынок центральной Азии. Понятно, что «поднять» и контролировать такую мощную структуру могут только весьма авторитетные предприниматели, которые вступают в «договорные» отношения со своими коллегами из России, а также с российскими силовиками.
Скорее всего, работодательница пострадавшего грузчика торгует товарами именно с «Дордоя» или иного аналогичного рынка Киргизии. И у нее что-то не сложилось с арендодателями, о которых в сводках о массовой драке не говорится ни слова. А грузчика избили для острастки, так как коммерческих претензий к простому работяге ни у кого быть просто не может.
Иными словами, в ТЦ «Москва» имела место банальная бандитская разборка «по понятиям» (или без) на почве возможного невыполнения ранее достигнутых «договоренностей».
Такие конфликты типичны для лихих 90-х, нравы и обычаи которых, похоже, возвращаются в охваченную кризисом Россию.
Конечно, полновластными хозяевами Москвы, да и других российских городов, гастарбайтеры из Средней и Центральной Азии не станут. Но они уже стали полноправными субъектами экономических отношений, и, как любой хозяйствующий субъект, будут стремиться к повышению своего социального и экономического статуса. В условиях фактической неспособности центральной власти ввести антагонистические противоречия между любыми хозяйствующими субъектами РФ в конституционное русло это означает, что улицы российских городов могут превратиться в поле боя конкурирующих между собой ОПГ, в ряды которых за последние годы дружно влились азиатские гастарбайтеры.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.