Команда избранного президента США Дональда Трампа подготовила документ о выходе из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), сообщает издание Politico. В нем говорится, что администрация нового президента решит вопрос о выходе США из ТПП в первые 100 дней со вступления Трампа в должность. Предлагается также выйти из Североамериканского соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (NAFTA). Как пишет Politico, Трамп может и не прислушаться к мнению своих советников.
Против соглашения о ТТП выступали в ходе предвыборной гонки оба кандидата.
«Нам нужно избавиться от ТТП, – так говорил Трамп своим сторонникам в Спокане, штат Вашингтон. – Нужно остановить это. Североамериканское соглашение о свободной торговле было катастрофой. А ТТП будет еще хуже».
«Мне не нравится то, что я узнала об этом соглашении, – говорила Хиллари Клинтон. – Меня беспокоит, что вопрос о валютных манипуляциях не включен в это соглашение. Мы потеряли рабочие места в Америке из-за манипуляций, которыми занимаются другие страны, особенно в Азии».
В документе, подготовленном временной командой Трампа, предполагается также в течение первых 100 дней после инаугурации обвинить Китай в валютных манипуляциях (labeling China a currency manipulator). Однако, как отмечает издание, Трамп может и не прислушаться к рекомендациям своих советников.
Участники соглашения о ТТП – США, Канада, Мексика в Северной Америке, Перу и Чили в Южной, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам в Азии, а также Австралия и Новая Зеландия. На них приходится 40% мировой экономики и треть мировой торговли. Кроме того, 13-м членом хочет стать Южная Корея, которая заявила о своем желании присоединиться к торговому блоку ТТП. Ратификация процедур может завершиться в 2017–2018 годах.
Многие политики, например, бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад, видят в этом договоре о ТТП намерение Америки остановить экономический рост Китая, в том числе собрав вокруг США все страны АТР, кроме КНР. То, что ТТП не будет способствовать развитию экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона, слишком очевидно. Свидетельством этого может служить Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в результате которого снизились зарплаты в развивающихся экономиках. От вхождения в ТТП особенно сильно могут пострадать Малайзия, Перу и Вьетнам.
Основным мотивом для выхода из ТТП, если в него не будут внесены определенные коррекции, Хиллари Клинтон называла возможность валютных манипуляций, естественно со стороны Китая.
В экспертном сообществе всегда было понимание, что экспансия США в АТР преследует не только экономические цели. Это следует хотя бы из того, что страны, намеренные войти в ТТП, являются партнерами США и во внешней политике.
Нарастает военное противостояние США и Китая, в первую очередь в Южно-Китайском море, - как часть комплекса мер по геополитическому противоборству США с единственным на сегодняшний день их конкурентом на мировой арене.
И вот проекция именно военной силы США в регионе оказалась неадекватной поставленным задачам.
Китай извлек урок по результатам двух войн в Ираке и создал эффективные противокорабельные ракеты, которые позволяют КНР обезопасить не только свое побережье, но и успешно бороться за спорные островные территории, с запасами углеводородов, с соседними государствами.
Американские военные слишком увлеклись освоением бюджетных миллиардов, вложенных в создание ударных кораблей-невидимок «со стеклянной челюстью» (эсминцев класса «Замволт» и ряда других столь же сомнительных демонстраторов технологий), и не придали значения тому факту, что вся их сокрушительная ударная мощь сводится к нулю китайскими ЗРК.
Крепкие задним умом американские стратегисты со своей стороны ввели в оборот концепцию A2/AD.
A2AD, A2/AD (anti-access and area denial — ограничение и воспрещение доступа и манёвра) — концепция сдерживания противника (обычно комплексом вооружений), путем создания повышенной опасности для дислоцирования или перемещения сил противника в защищаемую местность.
Термин стал особенно широко применяться экспертами в современной военной науке с момента разработки Россией и Китаем дальних ракетных систем из оперативно-тактических ракетных комплексов, ПВО и противокорабельных ракетных комплексов, которые создают «защитную сферу» в которую войска НАТО не могут проникнуть без риска неприемлемого ущерба. Тем не менее, системы создания зон закрытого доступа известны очень давно в качестве мин или же, используемых даже в древности, различных шипов и ловушек против движения вражеских сил.
По мнению западных аналитиков ОТРК «Искандер» наряду с такими системами ПВО как С-400 и береговыми противокорабельными комплексами класса Бастион играет ключевую роль в реализации концепции A2/AD для России, которая заключается в том, что войска НАТО не могут находиться и передвигаться радиусе действия систем запретной зоны A2/AD без риска нанесения им неприемлемого ущерба. Китайские системы A2/AD имеют сильный акцент на уничтожение авианосных ордеров за счет противокорабельных ракет DF-31D и DF-26, а также закупленных в России подводных лодок «Варшавянка» и комплексы С-300, так как гипотетические сценарии военного конфликта подразумевают столкновение с флотом США.
Западные военные аналитики указывают, что Россией созданы зоны A2/AD с центрами в следующих населенных пунктах: Калининград, Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Симферополь, Ереван, Тартус.
Китайские зоны A2/AD созданы по большей части вокруг спорных территорий, как Тайвань, и искусственные морские острова в архипелаге Спратли.
Суть этой игры в терминологию, претендующую на концептуальность, в двух словах: «неприемлемый ущерб». Америка не готова уничтожить оборонительную ракетную мощь Китая ценой гибели двух-трех и более ударных авианосных групп (а меньше не получится) и поэтому считает ее непреодолимой. Поскольку военная составляющая в силу вышесказанного исключается из комплекса мер по «сдерживанию» Поднебесной в АТР, то США вынуждены коренным образом изменить свою геоэкономическую стратегию, которая на протяжении всей их истории всегда опиралась на конвертацию военной мощи в экономическую. США Дональда Трампа будут уклоняться от жесткого противостояния с Китаем. Америка начала исход из АТР еще при Обаме и даже по его инициативе, как это ни парадоксально.
Эксперт Центра стратегической конъюнктуры (Москва), профессор Университета Малайя (Куала-Лумпур, Малайзия), Талайбек Мусаев так прокомментировал антиамериканские «филиппики» президента Филиппин Дутерте:
«Американцы разыгрывают красивую партия «вытуривания» самих себя из ВА и ЮВА, чужими руками. В данном случае руками недальновидного Дутерте, филиппинского лидера (имеются в виду оскорбления в адрес Барака Обамы со стороны президента Филиппин Дутерте - В.П.))... Если американцы «уйдут», то образуется простор для нереального продвижения основных игроков по ВА и ЮВА».
В состоявшемся в фейсбуке обсуждении этого тезиса я предположил, что «основными игроками» в Восточной и Юго-Восточной Азии в случае отступления США на второй план в сценировании возможной Большой Игры в АТР, будут, кроме Китая, Великобритания (а вернее говоря - Виндзоры), Япония и Индонезия.
По мнению же руководителя службы стратегического планирования российской Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина лидерство в региональной конфликтной проблематике захватит Япония.
Нельзя не отметить, что со всеми перечисленными потенциальными конкурентами Китая в АТР, не исключая даже Филиппины, у США имеется прочное военное и политическое сотрудничество. Уже в силу этого Америка будет влиять на конфигурацию любых конфликтов в регионе с помощью своей излюбленной «мягкой силы».
Что касается термина «Виндзоры», то он означает и обозначает не столько определенные финансово-промышленные круги Великобритании и США, сколько их проекцию на мировую шахматную доску, которая в последние годы жестко противостоит примитивно агрессивному инструментарию, практикуемому командой Клинтон.
Америка Дональда Трампа не устранится от решения мировых проблем в свою пользу. Она просто временно сосредоточится на «оптимизации» своих внутренних конфликтов, оставшись на мировой арене в качестве теневого арбитра и стратега.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.