Сирийские правительственные войска, защищающиеся от атак джихадистов в осажденном Дейр-эз-Зоре, оказались на грани разгрома. В воскресенье, 15 января джихадисты начали штурм позиций защитников города.
Для организации мощного штурма Дэйр-эз-Зора сюда были переброшены значительные подкрепления из иракского Мосула. Вначале боевики ИГИЛ (запрещен в РФ) атаковали и перерезали дорогу, по которой шло снабжение военного аэродрома Дейр-эз-Зор, взяв под огневой контроль часть этого маршрута. Бойцы САА отступили со своих позиций после первых столкновений с боевиками.
Город на протяжении нескольких лет защищают элитные подразделения 104-й бригады Республиканской Гвардии. Стратегическое значение Дэйр-эз-Зора определяется наличием крупных нефтяных месторождений в его окрестностях и военным аэродромом, на котором базируется 8-я эскадрилься сирийских ВВС, на вооружении которой состоят истребители МиГ-21.
В октябре 2013 года на охрану нефтяных месторождений под Дэйр-эз-Зором были переброшены российские контрактники из так называемого «Славянского корпуса».
Славянский корпус (Slavonic Corps Limited) — частная военная компания, зарегистрированная в Гонконге выходцами из Санкт-Петербурга весной 2013 года и состоящая из бывших российских военных, участвовавшая в военном конфликте в Сирии на стороне правительственных войск. Компания пообещала 5000 долларов в месяц за охранные функции защиты сирийских энергетических объектов во время вооружённого конфликта в этой стране. Объявления привлекли внимание бывших спецназовцев из ГРУ, ВДВ, ВВ МВД, СОБР. Многие из них приобрели ранее военный опыт во время гражданской войны в Таджикистане и второй чеченской войны.
К октябрю 2013 года «Славянский корпус» состоял из 267 контрактников, разделённых на две роты, которые дислоцировались в Латакии.
Целью «Славянского корпуса» стала охрана нефтяных месторождений Дейр-эз-Зор. Контрактникам выдали 37-мм зенитные пушки M1939, которые после обслуживания были забраны сирийцами и 120-мм минометы образца 1943 года, к которым не было ни одной мины и три БМП-1, две из которых были условно исправны, две БМ-21 с 10 реактивными снарядами без взрывателей.
18 октября 2013 года контрактники получили приказ выдвинуться на помощь ополченцам в районе городе Аль-Сухна. Во время марша к цели колонна попала под обстрел. Столкнувшись со значительно превосходящими силами боевиков и не получив обещанные боеприпасы, контрактники ЧВК отошли на авиабазу Тифор, где восстановили боеспособность и подготовили авиабазу к обороне. После этого «СК» вернулась в Россию. Сразу после прибытия в аэропорт Внуково они были арестованы ФСБ по обвинению в наёмничестве. Арестованы были и оказались в Лефортово также владельцы ЧВК.
Как писала газета «Фонтанка», «впервые в истории России ФСБ произвела аресты по экзотической уголовной статье о наемничестве. Пытавшиеся сформировать на сирийской земле двухтысячный «Славянский корпус» руководители частной военной компании из Петербурга оказались в камерах Лефортово. Рядовые солдаты удачи, рассказавшие «Фонтанке» о своем первом и последнем бое, недовольны потерей командиров: теперь им не с кого спросить невыплаченное вовремя вознаграждение за войну».
В начале 2014 года военный контингент в Дейр-эз-Зор был усилен подразделениями 104-ой Бригады Республиканской гвардии, возглавляемой бригадным генералом Иссамом Захреддином.
Иссам Захреддин происходит из общины друзов и является самым популярным сирийским генералом. Он лично ведет своих солдат в бой и делит с ними все трудности и лишения военных будней.
На службу в 104-ю бригаду привлекают значительное число бойцов-друзов. Отряд телохранителей Иссама Захреддина также, в основном, состоит из друзов. Необходимость в телохранителях объясняется тем, что джихадисты объявили награду за его голову в 200 000 долларов.
Друзы — этноконфессиональная группа в Сирии, Ливане, Иордании и Израиле.
Друзы — арабы, исповедающие друзизм, религию, которая ранее являлась одним из ответвлений шиитской секты исмаилитов, однако в откололась от неё и прекратила конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века, претерпев значительные изменения. Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Друзом считается тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать — друзы.
Именно упорством 104-й бригады, основу которой составляют друзы под командованием генерала Захреддина, объясняется то, что сирийской армии до сих пор удается отражать атаки джихадистов. Сохранять контроль над городскими районами Дэйр-эз-Зора, безусловно, помогала авиагруппа МиГ-21, а также контроль над господствующей высотой, на которой генерал Захреддин установил гаубицы и установки залпового огня.
Однако, в результате переброски в регион крупных подразделений джихадистов обстановка резко изменилась. Атаки боевиков поддерживают танки и тяжелая артиллерия. Утром 16 января джихадистам удалось разделить группировку правительственных войск в городе на две части и после атак шахидмобилей отрезать авиабазу от города.
Началась осада военного аэродрома. Бомбардировка позиций боевиков российскими ВКС не дала результата.
Правительственные силы не смогли удержать керамический завод, отступив также из районов Аль-Макабис и Джирайя. Завязались упорные бои за кладбище, южную часть базы «Панорама» и округ Аль-Мпхандесин.
По слухам, военное командование ИГИЛ для поднятия боевого духа своих бойцов обещало каждому из них после захвата города предоставить дом и наложницу из числа местных жительниц.
По сообщениям местных источников, поздно вечером16 января джихадисты все-таки захватили кладбище на юго-западе города и господствующую высоту al-Ammel al-Mushrif. Боевики захватили крупные запасы оружия и боеприпасов.
Попытка сирийских военных перебросить в Дэйр-эз-Зор подразделения Хизбаллы на вертолетах не удалась из-за плотного огня с земли.
Армия начала отход из города в пустыню.
Если джихадисты захватят Дэйр-эз-Зор, то эту будет уже второй после взятия Пальмиры крупный успех ИГИЛ (запрещена в России) за последнее время.
Судьба Дэйр-эз-Зора решится в течение ближайших двух суток. К штурмующим город боевикам спешат еще более крупные подкрепления с северного направления. Видимо, военное командование ИГИЛ, принимая в расчет, что Запад может принудить Россию начать крупную наземную операцию, готовит себе запасной шверпункт на случай потери Мосула и Ракки.
Каким образом ИГИЛ смог скрытно и в короткий срок перебросить к Дейр-эз-Зору крупный контингент своих войск? Причины очевидны. Это отсутствие эффективной разведки и пассивность сирийского командования. Что касается российских ВКС, то их численность явно недостаточна для уничтожения мобильных отрядов ИГИЛ, рассеянных по пустыне. Но вот переброску многотысячного контингента боевиков в сопровождении танков и тяжелой артиллерии отследить и пресечь было вполне возможно. Возможно, российские военные были просто дезориентированы изменчивым курсом политического руководства, отследить колебания которого иногда сложней, чем маневры боевиков в сирийской пустыне.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.