На сайте издания «Немецкая волна» опубликовано интервью с директором Института Восточной Азии при Венском университете Рюдигером Франком, в котором тот прогнозирует развитие кризисной ситуации вокруг Северной Кореи.
Австрийский эксперт считает, что «нанесение первого удара Северной Кореей крайне маловероятно: «Это означало бы самоубийство, независимо от контекста».
Профессор Франк считает, что «в этой ситуации вопросы вызывает поведение американцев, которое с момента авиаудара по Сирии уже далеко не так предсказуемо. До сих пор существовала гарантия того, что и они ограничатся угрозами. Однако теперь никто не может сказать наверняка, как оценивать политику Вашингтона».
И, действительно, в интервью телеканалу «Fox News» Президент США Дональд Трамп заявил, что «не будет анонсировать свои планы и дальнейшие шаги в отношении Северной Кореи».
«Я не собираюсь сообщать, что я делаю, о чем я думаю. Я не поступаю так, как другие администрации, которые сообщают о том, что собираются сделать через четыре недели. Это так не работает», — ответил Трамп на вопрос о возможности военного удара США по КНДР.
Уместно напомнить, что 6 апреля, разговаривая с журналистами о сирийском кризисе, Трамп сказал, что он никогда не анонсирует своих военных планов, а через несколько часов отдал приказ о ракетном ударе по провинции Идлиб.
Комментируя встречу Трампа с китайским лидером Си Цзиньпином, Рюдигер Франк отрицает возможность того, что Си Цзиньпин пошел на сделку с Трампом и что они выработали общую позицию по отношению к КНДР:
«Если бы Си Цзиньпин дал Трампу понять нечто подобное, это было бы фатально. Он совершенно точно не мог сделать этого на полном серьезе, поскольку Китаю есть, что терять в случае конфликта на Корейском полуострове. Это касается как военных рисков, так и экономических. А также, безусловно, политического ущерба: Китай стремится к региональному лидерству в Северо-Восточной Азии. Так что, я считаю крайне маловероятным, что Трамп мог получить согласие Пекина на более жесткую политику, не говоря уже о нанесении удара».
Австрийский эксперт уверен, что Северная Корея продолжит испытания ядерного оружия, которое ейнужно в первую очередь для оборонительных целей: «речь идет о защите от американцев и сдерживании операций, подобных тем, что были проведены в Ираке, Ливии, а теперь и в Сирии».
Рюдигер Франк обращает внимание на то, что «многие политические акторы даже не заинтересованы в разрешении этого конфликта, так как извлекают из него выгоду. Американцы могут обосновать свое военное присутствие в Восточной Азии и на Корейском полуострове тем, что существует угроза со стороны Северной Кореи. Япония может продолжать вооружать свою армию. Можно взять Китай в оборонительное кольцо и заявлять, что с самим Китаем это вообще никак не связано, а направлено исключительно на КНДР. Разумеется, об этом никто не говорит, но именно поэтому до сих пор не было найдено никакого решения, что неудивительно».
Между тем, Дональд Трамп располагает всей полнотой информации относительно возможных последствий военного конфликта с КНДР. Американское агентство СТРАТФОР недавно опубликовало аналитический обзор военных возможностей Северной Кореи, из которого следует, что Северная Корея не может предотвратить удар США по ее ядерным объектам, но обладает значительным военным потенциалом, хоть и не достигающим западных стандартов, но вполне достаточным, чтобы ответить на внешнюю агрессию:
«Самый мощный инструмент северокорейских военных - артиллерия. Она не может сравнять Сеул с землей, но может нанести значительный ущерб».
Аналитики СТРАТФОРа рассчитали, что если 300-мм северокорейские системы залпового огня сосредоточат свой огонь на столице Южной Кореи Сеуле, то это вызовет огненный шторм (rain fire) не только в самом городе, но и в его окрестностях.
Вес одного такого залпа - 350 тонн в тротиловом эквиваленте, что равно бомбовой нагрузке 11 бомбардировщиков B-52.
То, что КНДР выстроила вдоль границы с Южной Кореей своеобразную линию Мажино, состоящую из тысяч артиллерийских установок и систем залпового огня на стационарных укрепленных позициях, давно уже не секрет. Вся эта техника довольно устаревшая, так же как и системы управления огнем. Но это тот случай, когда количество бьет качество. Кроме того, северокорейская линия Мажино имеет множество подземных тоннелей и защищена минными полями.
Северная Корея не имеет современных систем ПВО, а ее истребительная авиация малочисленна. Таким образом, наиболее вероятный сценарий военного конфликта в регионе - это превентивный удар США, на который следует ответ Северной Кореи теми вооружениями, которые уцелеют после массированного ракетного удара американцев. Американские стратеги, в том числе и аналитики СТРАФОРа, опасаются не столько артиллерийского обстрела Южной Кореи, сколько ракетно-ядерного удара по Сеулу, Японии и американской ударной авианосной группе. Учитывается также возможность, что северокорейские ракеты могут поразить и территорию США.
О реальном состоянии ракетно-ядерного потенциала КНДР достоверных сведений нет ни у кого. Периодически запускаемые северокорейские ракеты, которые в принципе могут нести ядерный заряд, регулярно падают в море, не выполнив полетного задания. Но это вряд ли может утешить соседей КНДР. По экспертным оценкам, у КНДР на сегодняшний день имеется от 15 до двадцати ядерных зарядов, и даже если ракета «Хвасон» не достигнет Хиросимы, до которой около 800 километров, а упадет и взорвется в Японском море, то ущерб от радиоактивного заражения акватории гарантированно зачеркнет все профиты от возможного краха северокорейского режима под сокрушительными ударами американцев.
Что касается американских возможностей нанесения ударов по КНДР, то на сегодняшний день в непосредственной близости от берегов Северной Кореи находятся два американских авианосца: USS Carl Vinson и USS Ronald Reagan. В течение двух-трех месяцев к ним могут присоединиться USS Dwight D. Eisenhower , USS Nimitz и USS Theodore Roosevelt.
«Соответственно, если Трамп подождёт, а Конгресс подкинет ВМС денег на меры по поддержанию/повышению боеготовности, то через несколько месяцев США могли бы иметь возможность начать достаточно длительную операцию против Кореи (продолжительностью от 3 до 9 месяцев) с привлечением до пяти АУГ», - пишет авторитетный военно-морской блогер prokhor-tebin.
Северная Корея не имеет ни малейших шансов не только уничтожить хотя бы одну американскую авианосную ударную группу, но даже нанести ей какой-то минимальный ущерб. Заметим, что такими возможностями не обладает и ни один из российских флотов. В советское время за американскими АУГ по пятам ходили артиллерийские крейсера проекта 68-бис. В час «Х» такой крейсер должен был огнем главного калибра разрушить палубу авианосца, что сразу же делало грозную АУГ бесполезной.
У Северной Кореи нет артиллерийских крейсеров, но зато есть подводный флот. На самых современных недавней постройки субмаринах класса «Синпо» имеется одна пусковая установка баллистической ракеты «Пуккусонг-1» («Полярная звезда»), дальность полета которой может достигать 2500км.
Эти дизельные подводные лодки, вооруженные одной баллистической ракетой с ядерным зарядом, являются основной угрозой для США и Японии. Если ракетные залпы с территории КНДР легко перехватываются, а сами ракеты уничтожаются еще на разгонной траектории, то подводную лодку, затаившуюся на дне где-то на побережье, найти для уничтожения превентивным ударом чрезвычайно сложно. А ракету, запущенную с такой подлодки, перехватывать придется уже на подлете к цели.
Таким образом, даже массированный превентивный удар по КНДР не может обеспечить гарантированное предотвращение ответного ядерного удара по территории ее противников.
Эта угроза и заставила Дональда Трампа «повременить» с приказом об атаке на КНДР.
Возможно, что в настоящее время американские боевые пловцы, высаженные со сверхмалых подводных лодок, с магнитометрами в руках, исследуют морское дно Японского моря вблизи северокорейского побережья, чтобы найти затаившиеся там ядерные ракетоносцы Ким Чен Ына. А экипажи северокорейских субмарин терпеливо ждут приказа своего вождя, чтобы ударить «Полярной звездой» по врагу.
Мао Цзедун много лет назад предсказал, что возможный военный конфликт на Корейском полуострове может унести жизни десятков миллионов людей. Сбудется его прогноз или нет, сегодня зависит от степени политического реализма американских генералов, выдвиженец которых, 45-й Президент США, такого реализма пока что не продемонстрировал.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.