Российская эскадра в составе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», атомного крейсера «Петр Великий», больших противолодочных кораблей «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также кораблей обеспечения прошла пролив Ла Манш и движется в Средиземное море. На соединение с ними из Средиземноморья идут малые ракетные корабли (корветы) «Зеленый дол» и «Серпухов», оснащенные ракетами «Калибр-НК».
«Адмирал Кузнецов» уже проходил через Ла Манш два года назад. Тогда британский флот отнесся довольно равнодушно к этому, выслав навстречу лишь один эсминец. Сегодня ситуация иная, «Адмирал Кузнецов» проходит через пролив под наблюдением британских, голландских и бельгийских кораблей, а также американских истребителей F-16.
В сети распространились видеоролики российской эскадры, на которых видно, как сильно дымит «Кузнецов», причем это дым черного цвета, что указывает на присутствие в нем частиц непрогоревшего топочного мазута.
Как известно, «Адмирал Кузнецов» оснащен паротурбинной энергетической установкой. Он был построен на Черноморском судостроительноьм заводе в Николаеве. 25 декабря 1990 года был подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг.
Конструкция главной энергетической установки (ГЭУ) досталась «Кузнецову» практически без изменений от авианесущего крейсера «Киев», хотя водоизмещение увеличилось более чем в полтора раза, а мощность - со 180 тысяч лошадиных сил до двухсот. Таким образом был сразу же заложен основной порок ГЭУ «Кузнецова» - четыре его котла даже в штатном режиме работают с перегрузкой.
«Адмирал Кузнецов» был пятым авианосным кораблем постройки ЧСЗ, и ко времени его закладки накопился солидный опыт эксплуатации его предшественников, который, однако, не был учтен. Во флотском альманахе «Тайфун» (№6 за 2001 год) была опубликована экспертная оценка итогов освоения ТАКВР «Адмирал Кузнецов», в которой говорилось:
«По 18-летнему опыту эксплуатации авианосных кораблей считаю, что их ГЭУ не обладает достаточной мощностью для достижения проектной скорости хода. На скорости 18 узлов и более установка работает в режиме перегрузки, форсирование мощностей происходит за счет увеличения давления топлива, подаваемого в котлы. При этом «древняя» автоматика гидравлического типа не всегда своевременно обеспечивает соответствующим увеличением подачи воздуха. Отсюда - интенсивное дымление, работа котлов на предельных режимах».
Чисто теоретически котлы «Кузнецова» могут работать без дыма и на полном ходу, для этого в них надо просто подавать больше воздуха. Но при таком режиме температура сгорания мазута будет очень высокой, и есть опасность банально сжечь и котлы, которые весьма капризны, и топку. Поэтому командир корабля бережет ГЭУ, и из трубы валят адские клубы дыма.
Черный дым из котлотурбинной установки может идти, когда корабль разводит пары и его котлы еще холодные, или просто когда авианосец набирает скорость. В данном случае «Кузнецов» шел вместе со скоростным атомным крейсером «Петр Великий» и ему приходилось выжимать из котлов максимум, не обращая внимания на дымовую завесу. Кстати, то, что «Кузнецов» не отставал от «Петра Великого» и его котлы сильно дымили, свидетельствует об их исправности.
Что касается ГЭУ «Адмирала Кузнецова», то в ней имеется не только конструктивный (нехватка мощности), но и производственный брак. Вот что об этом пишет бывший командующий Средиземноморской 5-й оперативной эскадрой адмирал Валентин Селиванов:
«Строился "Кузнецов" на изломе, в 1989-м году, это было время заката Советского Союза. И у "Кузнецова", образно говоря, с рождения было "больное сердце". С самого начала в его котлах были установлены некачественные трубки. Эти трубки постоянно лопались, протекали. Мощь котлов была спроектирована на 30 узлов, но испытаны котлы при сдаче флоту были только на треть мощности. Уже после получения этого корабля флотом все трубки пытались заменить. Я лично посылал команду на Урал, чтоб там изготовили нам эти трубки. Потом с грехом пополам в суверенной Украине в Николаеве трубки соответствующим образом гнули. Но все равно они продолжали течь. Поэтому мы не могли выводить на полную мощность котлы. Котел должен давать давление в 105 атмосфер, а давал максимум 60. Должен сто тонн пара в час давать, а давал сорок».
Неисправности ГЭУ - это лишь малая часть всех проблем единственного в России авианосца. Но это не означает, что его нельзя привести в нормальное состояние. Адмирал Селиванов пишет, что «Кузнецову» просто нужны деньги на ремонт и выход в море. Кроме того, зимовать он должен в теплых морях. Если найти средства для замены котлотурбинной ГЭУ на атомный реактор, то у «Кузнецова» просто откроется второе дыхание. И еще одно необходимое условие - квалифицированная команда. Так, несколько лет назад вышел из строя один из котлов из-за взрыва в газоходе, так как его забыли провентилировать перед розжигом котла.
Как бы то ни было, все эти проблемы и неисправности пока не мешают «Адмиралу Кузнецову» и сопровождающим его кораблям следовать в Средиземное море, где они, как заявлено, поддержат своей ударной мощью действия российских ВКС, спецназа и «ихтамнетов» в Сирии.
В этой связи уместно вспомнить давно известную, но не потерявшую своей актуальности военную максиму: победа в любом сражении достигается максимальным сосредоточением всех имеющихся ресурсов с целью достижения превосходства над противником на данном участке фронта. С этой точки зрения российская стратегия боевых действий в Сирии не выдерживает никакой критики. Наступление ограниченными силами при поддержке небольшой авиагруппы по нескольким оперативным направлениям, неторопливые марши по уязвимым для фланговых ударов пустынным магистралям, столь же неторопливая ротация кораблей средиземноморской эскадры, периодические и весьма локальные ракетные удары надводных кораблей и подводных лодок, эпизодические бомбежки стратегической авиацией - все это походит скорее на проверку вооружений и военной техники, а также личного состава в условиях реальных боевых действий, чем на войну до победного конца.
Получается, что к двум известным военной науке видам военных действий - войне на сокрушение и войне на истощение - российские стратегисты добавили войну во имя политического торга.
И в этом ракурсе не имеет значения - дымит «Адмирал Кузнецов» или не дымит. Главное - что его поход на зимовку в теплые моря вписан в общий медиа-проект, нацеленный на принуждение наших стратегических партнеров (список которых, надо сказать, весьма непостоянен), к очередным переговорам, цели которых также меняются в угоду политической конъюнктуре. Но даже если российская эскадра войдет в Средиземноморье, она все равно и близко не сравнится по своей мощи с двумя американскими авианосными группами, которые в этом регионе присутствуют постоянно. Поэтому, в повестке дня и не стоит так пугающая обывателя третья мировая война. В повестке дня скорее лозунг товарища Троцкого - цель ничто, движение - все.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.