«Реновация» так вошла в жизнь москвичей, что споры об изъятии единственного жилья подзабыты. И многим кажется, что поправки в Гражданский процессуальный кодекс никогда не будут внесены. Даже если и примут такие изменения, то это затронет только 7 тысяч злостных должников-алиментщиков.
Проблема реновации действительно важнейшая и со временем коснется всей страны, но не стоит забывать и об инициативе Минюста — об изъятии жилья при задолженностях. Ведь и реновация, и лишение имущества – звенья одной цепи, по сути. Изъятие собственности.
«Оптимизм» Минюста
Заместитель министра юстиции Михаил Гальперин в конце мая порадовал россиян такой новостью: к счастью, проект о снятии неприкосновенности с единственного жилья приобрел социальную направленность - и он коснется только неплательщиков алиментов. А еще тех, кто причинил вред здоровью других граждан или нанес кому-то вред преступлением. «Минюст не будет торопиться вносить в Госдуму законопроект об изъятии единственного жилья за долги, его будут согласовывать с заинтересованными ведомствами», - заметил Гальперин. В этом году, как уверяют, данный законопроект принят не будет.
Галина Хованская, председатель комитета по жилищной политике Государственной Думы РФ, считает, что такой закон необходим. «Ко мне часто обращаются из разных регионов с просьбой помочь – невозможно исполнить судебное решение. У должников огромнейшие дома, квартиры – но на это единственное жилье взыскание не распространяется. Проигравшие по суду фактически издеваются над победителями. Или человек, пострадавший в ДТП, не может получить возмещение ущерба здоровью – у виновника аварии только единственное жилье в собственности и никаких доходов».
Самое главное, чтобы заработал сам принцип, говорит Гальперин, а баланс интересов должников и взыскателей отрегулируют позже. То есть принцип Наполеона на современный манер — ввяжемся, а там посмотрим. Принципиально лишь принятие данной поправки, а как она будет реализована потом - это уже не столь важно.
Должники по ЖКХ могут пока спать спокойно
Муниципальный депутат столицы Вячеслав Ванеев против изъятия жилья за долги – особенно если в дальнейшем поправка будет распространена на долги по кредитам. «Но я за то, чтобы под такую норму попадали злостные неплательщики по ЖКУ. В нашем районе большинство должников по квартплате – это… люди, которые сдают квартиры. Обеспеченные граждане уверены – за неплатежи они не понесут ответственность, а через какое-то время все долги спишут. Поэтому их задолженность становится даже выше, чем у тех, кто ведет асоциальный образ жизни. Выше, чем даже у тех, кто, например, страдает алкоголизмом».
Как результат, поставщики воды, электричества и газа несут колоссальные убытки – а издержки перекладывают на управляющие компании. В результате тем не хватает средств на содержание и текущий ремонт домов.
Здания ветшают, и из-за безответственности отдельных «квартирных хозяев» жизнью рискуют все. Для жителей, попавших в трудные жизненные ситуации, Ванеев давно уже предлагает сделать более человечный и прозрачный механизм выдачи субсидий – и высказывается об этом в СМИ.
На данный момент из проекта исключена норма, предусматривающая конфискацию за долги по ЖКХ. Пока это позволит многим людям облегченно вздохнуть.
К сожалению, в любой закон можно внести коррективы, особенно когда необходимо внести поправку на предыдущую поправку. Каким законопроект придет к голосованию неизвестно.
Хорошо, что разработчики проекта осознали, что задолженность по квартплате возникает закономерно. У многих в связи с кризисом нет денег на еду и одежду. А предоставляемые поставщиками услуги существенно дешевле тех, которые перепродают Управляющие компании. К тому же, если внимательно прочитать платежные квитанции, легко увидеть, что граждане не только существенно переплачивают, но и оплачивают «за воздух». Часто жильцы содержат уборщиц, которые исправно делают лишь одно — получают зарплату. Но не убираются ни единого денечка.
Об остаточной стоимости должнику
Депутат Мосгордумы Андрей Клычков несколько скептически отнесся к инициативе. Его заинтересовало, где муниципалитет найдет такое количество жилья. «Ведь семьи должников не должны быть на улице ни одного дня, следовательно, должен быть резервный фонд. Именно там придется жить людям, пока будет продано их жилье, возвращен долг и на оставшиеся денежки им купят новое жилище. В каком районе на оставшуюся сумму они приобретут жилье? Навряд ли в своем».
Если зайти на сайт службы судебных приставов, то суммы, по которым продаются квартиры, вызовут удивление. Даже с учетом падения цен на рынке недвижимости стоимость, мягко говоря, невелика. И то реализация жилища затруднительна. А после уплаты долга - что останется? И как на это «что», а главное где, можно купить жилье?
Обещания, что накладывать взыскание будут только на роскошные дома и апартаменты с большим метражом, могут остаться только обещаниями. Десятикомнатных квартир не так много, реализовать их сложно. Поэтому все тяготы со временем, скорее всего, лягут на то большинство, которое не имеет роскоши.
Предусмотрительные бывшие папы
Радость от того, что закон станет профилактикой, и злостные алиментщики станут платить при долге в 200 тысяч рублей, сомнительна.
Такие папочки сами достаточно «приспособлены к действительности» или у них очень оборотистые новые спутницы жизни. Они просчитывают все заранее. Как правило, все имущество переписывается на новых жен . А затем следует развод и раздел «ничего». После которого алиментщики «босы и наги» выбывают в неизвестном направлении, например в сгоревший дом.
А перед этим дважды разведенный заявляет о пропаже паспорта и… получает новый...
При долге в миллион рублей ни найти должника, ни взыскать с него денег невозможно судебные приставы не могут.
Бывает, должник сам договаривается с приставами - и исполнительное производство пропадает. Либо его не открывают вообще. Решение суда есть, а выполнить его невозможно.
Депутат Государственной Думы Андрей Свинцов сомневается в полезности поправки: «Из-за вынужденной смены места жительства ребенок должен будет пойти в другую школу, а его родители - искать работу по новому адресу. А на новом месте часто приходится начинать все с нуля. И зарплата может оказаться «стартовой», невзирая на солидный стаж работы. Сколько семей распадутся из-за потери жилья?»
КПД - 0, 99%
Минюст мечтает апробировать пилотный проект на должниках по алиментам. А их в стране около 900 тысяч человек.
Защищать права ребенка, безусловно, нужно и необходимо. Но помогут ли изменения в Гражданско-процессуальном кодексе защитить в должной мере интересы детей? Станет ли лучше работать служба судебных приставов после принятия поправок в ГПК – именно в отношении детских алиментов или других отношений между людьми?
Кто хоть раз столкнулся с ФССП, к сожалению, знает, что приставы очень часто не стремятся исполнять судебные решения. Заставить их открыть исполнительное производство, когда взыскателем выступает гражданин, проблематично. А еще труднее, чтобы они исполнили судебное решение.
Необходимо потратить много времени и нервов. Обращения в различные инстанции могут не принести ожидаемых результатов.
На депутатские запросы судебный пристав ответит, пообещает прекратить нарушение, но… Через несколько дней после его ответа, должник успешно продает одну из своих квартир, которая подлежала реализации для погашения долга. Приставы арест не накладывали, отказывались. И решение суда осталось неисполненным - и не будет исполнено никогда. Ответственности за это не понесет никто.
Взыскатель остается только с судебным постановлением на руках. И все его судебные мытарства становятся бессмысленными.
Можно подать в суд на бездействие приставов, но не каждый сможет пройти судебные тяжбы еще раз.
Закон может быть хорош, но как он будет исполняться - и будет ли исполняться вообще - это покажет только время.
Запрет на выезд за рубеж должникам и лишение их водительских прав подавали как панацею от злостных неплательщиков. А на практике – «воз и ныне там»: в 2015 году число должников по алиментам снизилось на 31 тысячу человек по России и составило 906 000 – это всего 3% от первоначальной численности. В 2016 году цифра уменьшилась до 897 тысяч. За весь год только 9000 человек выбыли из числа должников (в статистике, к сожалению, не указано, по какой причине, – то ли закрыли задолженность, то ли просто закрыли неисполненное исполнительное производство).
Получается, что за прошлый год количество злостных неплательщиков алиментов снизилось менее чем на 1%. Все нововведения принесли, как принято говорить в физике, КПД 0,99% по всей территории страны.
О поправках для народа
Преждевременно радоваться тому, что «Глас народа» был услышан - и при задолженности по кредитам взыскание на единственное жилье не отнимут.
В том толковании, которое недавно озвучено Минюстом, есть скользкий момент - вред причиненный преступлением.
Согласно Уголовному кодексу нашей страны, а именно, статьи 177 - неуплата кредиторской задолженности тоже является преступлением. А если еще можно усмотреть статью 159 — мошенничество? Вдруг гражданин заранее не хотел оплачивать кредит?
Исходя из норм Уголовного кодекса, появляется прекрасная возможность изъять единственное жилье при любой просрочке по кредитам, признав такое действие преступлением.
Не стоит надеяться, что поправки в кодексы вносятся исключительно с целью защиты детей.
Когда в 2016 в ГПК РФ вносили поправки по поводу упрощенного судопроизводства, это тоже мотивировали заботой о людях.
В результате выиграли банки. И в порядке упрощенного судопроизводства подают иски по кредитам, возникшим до 2016 года. А это запрещено Гражданским кодексом.
Права граждан нарушаются со страшной силой, Ведь в упрощенном производстве гражданин не участвует в процессе, его не вызывают в суд. Не ведется даже протокол судебного заседания! Даже Решение выносится в упрощенном варианте, суд не обязан ничем обосновывать свой вердикт — все для блага гражданина.
Обжаловать такое решение значительно сложнее, чем при обычном судебном процессе.
«Физик», то есть простой гражданин, не может себя защитить никоим образом - суды встали на сторону банкиров.
Судья не посчитает нарушением то, что банк не выдал заемщику договор. Не считается нарушением, даже то, что до 2016 года у банков не было лицензии на выдачу кредитов. Нарушение прав гражданина и российского законодательства банкирами... священно?
Изъятие жилья со временем рискует стать процедурой обыденной. Главными взыскателями станут БАНКИ. Претензии будут подаваться и на скромные стандартные квартирки.
Когда впервые заговорили о платной парковке в Москве, то обещали не расширять ее дальше Бульварного кольца. Но теперь вся столица охвачена платной парковкой - и ее пример, кажется, подхватывает вся страна. Эвакуатор прошел по жизни и судьбе далеко ни одного человека. А начиналось все как благо для общества и экологии.
.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.