Глава 7-4
(начало книги - здесь)
Вечером была назначена встреча с фронтовым другом покойного отца, отставным генерал-майором Сергеем Климовичем Озеровым, он когда-то помогал Черных делать первые шаги в Центральном аппарате КГБ, взял за руку и провел по этому огромному лабиринту, с его широкими улицами, темными закоулками, тупиками и страшными подвалами, кое-чему научил, позже предлагал запросто устроить перевод из второго главного управления в первое, во внешнюю разведку, на хорошую должность. Черных долго колебался, переводиться или нет, пару ночей не спал, с бывшей женой советовался, - и отказался.
Озеров, высокий и сухопарый, с короткой стрижкой седых волос, явился в ореховый зал ресторана «Прага» точно в шесть. В темном в полоску костюме, бордовом галстуке и оксфордских ботинках он был похож на иностранца. Сергей Климович больше десяти лет работал «под дипломата» в Америке, усвоил хорошие манеры, после выхода в отставку, разумеется, в узком кругу единомышленников, стал резко отзываться о некоторых руководителях Комитета и высших партийных чиновниках, впавших в маразм, которые цепляются за власть уродливыми ручонками и не уйдут, пока их не вынесут из служебного кабинета вперед копытами.
Он заказал фирменную закуску, - жульены с грибами и курицей, рыбное ассорти, на горячее – телячьи котлеты и водки. И пока ждали, перешел к делу: мол, когда-то я предлагал перейти в разведку, Черных отказался, а теперь получается, что передумал, - сам позвонил и спросил, можно ли это устроить. И правильно, что позвонил, еще бы пару лет, - и было поздно, а Озеров рад помочь, он побывал на приеме у самого большого чекиста, своего старого приятеля, тот полистал личное дело Черных и ответил, - не возражаю, только пусть погасит прежние долги.
- Поздравляю, - Озеров наполнил рюмки, выпили. - Это правильное решение. И твой отец, будь он жив, одобрил этот выбор.
- Спасибо, - пробормотал Черных, он не думал, что дальнейшая судьба решится так быстро. – Вообще-то я ждал другого результата. Думал, из-за тех анонимок дальше ходу не дадут.
- Ты хороший чекист, главное, знаешь оперативную работу. Поэтому тебя не тронули. А теперь появилась возможность свалить из Союза на несколько лет и пересидеть смутное время за границей. Пока Горбачова, этого шута горохового, не уберут, - порядка все равно не будет. На днях я ужинал в первом в Москве частном ресторане, на Кропоткинской. О нем много писали журналисты, которым устроили ужин с выпивкой за счет заведения. Все как в обычной столовке, только щи погуще. А хозяин – уголовник. И вокруг одни урки, да девки с панели. Эти уркаганы - новый класс хозяев. Господи, а если придет к власти дурак почище Горбачева? Россия пойдет по рукам, как беспутная баба. Ее напоят, изнасилуют и обворуют до нитки.
- Мы же сможем вмешаться и все исправить.
- Шутишь? Если бы Андропов был жив, - другое дело. Сейчас госбезопасность медленно превращается в аморфную бюрократическую структуру. Контору, где трудоустраивают сынков высокопоставленных родителей. Я точно говорю: если Горбачев или кто-то вроде него удержится у власти еще несколько лет, - быть беде. Страну как кусок говядины кинут на съедение молодым волкам. А за ними будут стоять теневые дельцы с большими деньгами и лагерные паханы. Они быстро раздербанят весь СССР.
- И что, сидеть и ждать, когда Горбачев срыгнет?
- Ну, способ ускорить события все же есть: поднять из могилы Сталина, - отшутился Озеров. – Батька усатый решил бы вопрос. И главное, сегодня еще остались люди, которые выполнят приказ. Дадут Горбачеву время, чтобы собрать всех домашних и дойти до ближайшей стенки. И так со всеми остальными, его друзьями. А через месяц можно Сталина обратно в могилу укладывать. А то еще войдет во вкус, и нам, чекистам, устроит новый 1937-й.
- А мы к этому не готовы, - улыбнулся Черных.
- Главный спросил: куда ты хочешь? Ну, я взял на себя смелость ответить: в Америку. И лучше всего не в столицу, не в Вашингтон, а подальше от официальных лиц, интриг, сплетен, - на другое побережье, к Тихому океану, в Сан-Франциско. Там наше консульство, есть корреспондентский пункт ТАСС. Главный подбросил такую мысль: что если Черных будет работать не под дипломатической крышей, а журналистом. Это избавит тебя от восьмичасового присутствия в консульстве, позволит свободно перемещаться по городу. Ты же знаешь, что я несколько лет работал в Сан-Франциско, ну, перед переводом в Нью-Йорк. Очень люблю этот город и Западное побережье.
- Любите? – удивился Черных. – Это же Америка…
- Давай без классовой ненависти, мы не на партсобрании. И без ханжества. Китайцы наши враги, это серьезная реальная угроза. Они считают, что Приморье и Сибирь до Байкала – их территория. Но пока у нас армия больше пяти миллионов солдат и офицеров, плюс передовое вооружение, - косоглазые не сунутся. А с американцами сам Бог велел иметь добрые отношения, ведь мы не можем на два фронта... Да и на наши социалистические завоевания американцы, слава богу, не претендуют.
Озеров улыбнулся и продолжил:
- Главный позвонил в кадры, спросил, когда у нашего сотрудника, нынешнего корреспондента ТАСС, заканчивается командировка. Ему всего год с небольшим остался. Отлично. За это время тебе найдут хорошего преподавателя, он поможет вспомнить английский. Пройдешь стажировку в московской редакции ТАСС, всего месяца два-три, потом переведут в Главную редакцию иностранной информации, ГРСИ. Ну, а там… Начнешь собираться в Штаты.
- Даже не знаю, как благодарить…
- Свои люди, сочтемся, - улыбнулся Озеров. - А кто писал те письма? Ты ведь кого-то подозреваешь?
- Не знаю, честно, - Черных был готов к этому вопросу. - Сначала думал на одну подругу, ну, мы с ней не так давно расстались, решил, - это задело ее самолюбие, девушка мстит. Кондово и жестоко, по-женски. Проверил, - не она. Мне кажется, больше писем не будет, у любой змеи яд когда-нибудь кончается.
- Ладно, - Озеров, кажется, не поверил, он хотел услышать нечто иное, но не стал настаивать, лезть с новыми вопросами. – Думай о хорошем.
После водки и доброй закуски он разомлел, стал рассказывать про американскую жизнь и работу. В Сан-Франциско он официально занимал должность второго секретаря посольства, трудовые обязанности – неопределенные, зарплата хорошая, даже две зарплаты, одна от МИДа, вторая от Комитета, - и не знал никаких забот, только два-три раза в месяц выполнял пустяковые поручения, например, бросал в почтовые ящики какие-то письма или оставлял в условленном месте пакет с наличными.
В остальное время, свободное и рабочее, много читал, ездил по городу. Дальше американцы не пускали, любую поездку по стране надо было согласовывать заранее, указывать маршрут и все гостиницы, где остановишься на ночь. Другие дипломаты болтались по распродажам в крупных универмагах, отправляли посылки с тряпьем и обувью в Москву, для перепродажи, и стучали друг на друга, чтобы начальство оценило рвение, - и продлило командировку.
А Озеров под вечер частенько сидел на набережной и наслаждался неповторимым климатом, ни холодным, ни жарким, смотрел направо, на пролив Золотые Ворота и красную полоску подвесного моста, и налево, - там в паре километров от берега, живописный островок с приземистыми постройками. Этот райский уголок – тюрьма строгого режима для особо опасных преступников, зверей, вроде Аль Капоне или Джона Диллинджера, впрочем, та тюрьма давно закрыта, превращена в музей. Как урок подрастающему поколению: не грабь и не убивай, иначе плохо кончишь. Хорошо так сидеть и думать об одном: как прекрасна жизнь здесь, на воле, и как чудовищна она там, в этом пыточном бетонном мешке, пропитанном миазмами боли и ужаса.
Зря Черных в свое время отказался от перевода в первое главное управление. Кстати, он сам говорил, что именно тогда же начались первые ссоры с женой, - он не оправдал надежд этой тщеславной сучки, а жизнь с неудачником в представлении Зои, - хуже смерти. Она отдала молодость и красоту чекисту не для того, чтобы дышать отравленным воздухом Москвы, одеваться в комиссионках и проводить жалкий отпуск в Сочи или в заплеванном Крыму.
- У тебя остались две проблемы, которые надо решить, - сказал Озеров. – Первое – закончи дело, которое ведешь. Как ты умеешь, с блеском. Понятно, что операция важная. Никаких подробностей не знаю, дело строго секретное, но наверху следят за твоими успехами. И, как я понял, успехи есть, и серьезные. Поэтому главный поддержал твой перевод. Это что-то вроде поощрения. Ну, ты все понимаешь…
- А что еще?
- Второе... С этим ты справишься легко. Надо жениться, за границу в долгосрочные командировки холостых парней не пускают. Подбери подругу, присмотрись к ней. Тут ошибки быть не должно. На твоей будущей службе развод равняется почти самоубийству. Этого начальство не любит. Если ошибешься в выборе, придется до пенсии делить постель с женщиной, которую разлюбил. Без шуток…
Вышли из ресторана, когда над Калининским проспектом разлился свет фонарей, машин почти не видно, с черного неба летели редкие снежинки. Черных, поймал такси, крепко обнял Озерова, похлопал его по худой спине и тут только подумал, что годы берут свое, дядя Сережа заметно сдал и еще дурацкая мысль, - что они больше не увидятся. И защемило сердце. Еще он подумал, что уходит последнее поколение настоящих мужчин, фронтовиков, на которых держалась страна, ну, их не станет, а кто придет? Та публика из коммерческого кабака…
(Продолжение здесь)
Добавляйте CСб в свои источники дзен
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Картина дня
Трамп: военные корабли России охраняли танкер «Маринера», но ушли после прибытия кораблей США
МО заявило об ударе "Орешником" по территории Украины как ответе на атаку на резиденцию на Валдае
МИД назвал высадку американских военных на «Маринеру» «грубейшим нарушением международного морского права»
Миссию Crew-11 вернут с МКС на Землю раньше срока из-за проблем со здоровьем одного из астронавтов
Баскетболист Касаткин, обвиняемый США в хакерстве, не будет экстрадирован из Франции, его обменяли на француза
Фигуристка Елена Костылева вернулась к Евгению Плющенко
Адвокат Лурье: Долина освободила проданную квартиру в Хамовниках, но пока ее не передала
Наши публикации
Оборонный бюджет США за ближайшие два года вырастет почти вдвое - до безумных $1,5 трлн
Свадьбы и разводы - 2025: кто женился, а кто не сумел сохранить брак?
Помпезность пафоса трагедии
Алентова, Краско, Оззи Осборн... Кого не стало в 2025 году
ЦРУ не подтвердило атаки ВСУ на резиденцию Путина, Трамп снова разочарован и репостит критику президента РФ
Долина намерена взыскать с Лурье около миллиона за ЖКХ в квартире, которую освободить отказывалась
На фоне усиливающейся блокировки иностранных мессенджеров появляются новые виды заработка
Слухи, скандалы, сплетни
Передача квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье снова не состоялась
Адвокат Лурье: Долина освободила проданную квартиру в Хамовниках, но пока ее не передала
Фигуристка Елена Костылева вернулась к Евгению Плющенко
Муж Бриджит Бардо раскрыл причины ее смерти и рассказал о последних минутах
Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова
Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"
Наука
Миссию Crew-11 вернут с МКС на Землю раньше срока из-за проблем со здоровьем одного из астронавтов
Первый запуск ракеты-носителя «Союз-5» перенесли
Первая коммерческая ракета Южной Кореи разбилась при запуске
"Роскосмос" сдержанно сообщил о довольно серьезном повреждении элементов стартового стола на Байконуре
Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов
Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве
В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"
Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним
Туризм
Россияне смогут въехать в Иорданию без визы с 13 декабря
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян
В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится
Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа
Спорт
Бразильский игрок мини-футбольной команды «Норникель» Алекс Фелипе умер в аэропорту Ухты
Олег Дерипаска избран на пост президента Федерации хоккея с мячом России
Олег Малышев покинул пост гендиректора "Спартака"
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»
Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать
Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана
Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак
Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!
Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!
Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира


Полмиллиона жителей Белгородской области остались без света и тепла после обстрела ВСУ
Уиткофф и Кушнер передали Дмитриеву в Париже проект мирного плана
Трамп поддерживает законопроект об ужесточении санкций против России, но верит в шанс их избежать
Передача квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье снова не состоялась