Игорь Евард – разносторонняя личность: в разное время он и поднимался в горы спортивным инструктором, и спускался в шахты мастером, работал журналистом на радио, певчим в соборе... Как композитор он тоже поработал в разных жанрах: писал романсы, академическую музыку, а сейчас решил попробовать себя в жанре «классический кроссовер». Мы побеседовали с Игорем о том, кто слушает такую музыку, о его потенциальной аудитории в России и других странах, а также об особенностях музыкального образования.
Кто ваш слушатель, как вы его видите? Что за люди слушают «классический кроссовер» - жанр, в котором вы сейчас начали работать?
По моему мнению, «классический кроссовер» охватывает самый широкий диапазон слушателей. Дело не только в возрасте, но и в музыкальных предпочтениях. Благодаря синтезу современных стилей с вечной классикой, «кроссовер» может найти отклик в сердце каждого. Главное преимущество - универсальность музыкального языка, на котором можно разговаривать с любым слушателем. Англоязычность моих текстов только подчёркивает универсальный язык планеты, который символично является изначальным паролем «классического кроссовера».
Как рано вы стали заниматься музыкой? Имеет ли значение возраст при получении музыкального образования?
Принято считать, что чем раньше музыкант начинает свой творческий путь, тем для него лучше. Как известно, у каждого инструмента существует свой уровень сложности, поэтому требуется разное время на его обучение. Например, самый сложный инструмент – это скрипка, и ее стоит начать осваивать в 7-8 лет. На втором по сложности инструменте - классической гитаре - желательно играть в возрасте до 9 лет.
Неслучайно преподаватели советуют начинать профессиональную музыкальную карьеру до 12 лет, потому что во время переходного возраста меняется развитие и возможности памяти. Тем более что для сочинения симфонической музыки нужно освоить все инструменты.
Получается, что все композиторы учатся приблизительно двадцать лет. Хотя есть здесь исключения. Например, Хачатурян начал изучать музыку только в 19 лет! Но уже к 30 годам его знал весь Союз. В моем случае, возраст не играл никакой роли: композицией я начал заниматься после 30, когда приехал жить в Москву, а соответствующей базы у меня не было. И я опроверг утверждение, что музыке нужно учиться с раннего детства. Любви все возрасты покорны!
Расскажите, как и где вы учились играть на музыкальных инструментах? И на каких?
Когда я учился в Институте культуры, то играл на бас-гитаре, домре, классической гитаре, фортепиано и немного на флейте. Гитару освоил уже после горной инженерии. Мне было 23 года, это был конец 80-х, тогда вокруг всё дышало и жаждало перемен. После работы в шахте мне захотелось глобально изменить свою жизнь. Вокруг все говорили, что в таком возрасте гитаристами не становятся, и, мол, пора повзрослеть. Но я занимался по ночам, самостоятельно. Тренировался по самоучителям Пухоля, Ларичевой и Иванова-Крамского. Когда мне показалось, что я уже уверенно держу гитару в руках, то решил закрепить свое самообразование в Институте культуры. На вступительном экзамене я сыграл довольно сложную программу, и преподаватели поинтересовались, у кого я учился, на что ответил им, что я учился сам, без педагога.
Преподаватели, наверное, были удивлены?
Конечно! В истории мало примеров, когда самоучка выучивает профессиональный репертуар. Однако не все было так гладко. Вы, наверное, помните слова Антона Рубинштейна: «Играй хоть носом, лишь бы звучало»? Это относилось и ко мне, так как я изначально неправильно поставил себе руки. Преподаватели советовали забыть все, что я делал, и начинать играть с нуля. Но переставить руки оказалось практически невозможно. Через меня прошли сотни учеников, и никто не переставлял себе руки. Если научиться во дворе играть на гитаре, то в музыкальную школу на классическую гитару тебя никто не возьмет - это вам скажет любой преподаватель. Переставлять руки - дело неблагодарное и неподъемное.
Наверное, никакая музыкальная культура невозможна без культуры слушательской. Как вы считаете, развита ли в нашей стране слушательская культура?
Все зависит от города. Если вы придете в московскую консерваторию на серьезный классический концерт и посмотрите на аудиторию, то скажете, что лучшей аудитории нет во всем мире. Но, к сожалению, в большинстве городов дело обстоит иначе. По роду своей деятельности я побывал с командировками в половине регионов России и могу сказать, что ситуация везде разная. В Москве сто с лишним музыкальных школ. У них есть возможность пригласить артистов, они хоть каждый день могут посещать концерты в Гнесинке, или Доме музыки, или Филармонии - вариантов не меньше, чем самих школ. А во многих регионах, тем более маленьких городах и поселках, руководителям приходится решать: пригласить одного великого пианиста, который съест бюджет на год, или лучше своих воспитанников смотреть раз в неделю, а деньги потратить на новый аккордеон… Ты понимаешь, перед каким сложным выбором они стоят, а за ними - культура… Точно могу сказать, что в советское время наша слушательская культура была одной из лучших в мире. Потому что мы создали уникальную систему образования, у нас были лучшие исполнительские кадры, которые до сих пор кормят весь мир… И это было ровно по всей стране, вне зависимости от региона.
Наверняка в этом плане у вас есть и зарубежный опыт! И как все выглядит в сравнении?
Опять-таки, смотря с кем… Я несколько раз ездил на Еврооркестрию во Францию, где исполнялась и моя симфоническая музыка. И я был удивлен: мы приезжаем в какой-то небольшой поселок, где главной достопримечательностью является коньячный завод... Вот представьте, для сравнения: мы едем в нашу глубинку, где пять тысяч жителей и водочный завод. Вот как они будут слушать классику, особенно современную оркестровую музыку? Сравнивая инфраструктуру, разницы между этими населенными пунктами никакой: у них костелы, церкви являются, одновременно, и ДК, и клубами, и концертными залами, и всем, чем хотите. И вот во Франции все эти работяги с завода после трудового дня приходят на концерт, начинает звучать музыка и... и такой тишины, внимания, интереса, дисциплины, чтобы слышно было, как у кого-то монетка упала и эхом отозвалась в сводах костела - такого вы нигде больше не услышите. И, сталкиваясь с тем, какая отзывчивость там у них, вы начнете задумываться, где лучшая аудитория и культура!
А что можно сказать о стране великих композиторов - Германии?
Однажды я собрал ансамбль, мы поехали в Германию и играли на улицах, объездили очень много городов - Штутгарт, Баден-Баден, Ульм… Меня поразило то, как немцы реагируют на музыку. За первые десять минут мы вокруг себя собрали уже несколько десятков человек. Мамы давали своим детям монетку, чтобы они сами отдали ее музыкантам. Люди с пеленок приучают свое чадо к слушательской культуре - это поразительно! Конечно, я не хочу сравнивать уровни разных стран, это некорректно. У нас тоже есть прекрасные, отзывчивые и благодарные слушатели.
Осенью у вас выйдет дебютный EP в жанре «классический кроссовер». Расскажите про ваши творческие планы после того, как состоится этот релиз. Какие вершины планируете покорять?
У нас уже вышел клип, осенью презентуем ЕР, смотрите все новости в наших соцсетях и на сайте. Но это не планы, а конкретные действия. А что касаемо планов, то, как говорится, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах… Анна Элеонора Рузвельт сказала, что будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. Я считаю, что самые трудные вершины - в нас! Учусь доверию дружелюбной Вселенной, познаю себя и мир. А какие формы это будет приобретать, уже и не так важно…
;
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.