В ту субботу вечером
Делать было нечего…
Не хотелось есть и пить,
Думку думать и блудить.
Я отправился в поход
На электроламповый завод.
Вот!
Моя свояченица Нина — женщина очень умная. Профессор. Поэтому она учит разноцветную молодёжь уму-разума и пишет разные книги. В той, над которой работает сейчас, есть глава о Советском Союзе 20-х и 30-х годов. Нина не только собирает материалы, которые относятся к этому интересному периоду нашей страны, но и внимательно читает их! Я же читать всякую лабуду не люблю, а вот смотреть и слушать – сколько угодно. Но, вообще, я считают, что история никого ничему никогда хорошему не научила и не научит, потому что она субъективна. Пламенные требования её изучать чаще всего конъюнктурны или злонамеренны, и призваны лишь отвлечь внимание обывателя от проблем текущих и грядущих. История, поведанная мне в ту субботу «визионером, историком-урбанистом» Сергеем Никитиным-Римским, подтвердила правильность моего восприятия Истории.
Свояченица показала мне письмо, присланное ей по электронной почте, и поинтересовалась, пойду ли с ней на этот спектакль.
«Товарищ Нина Хрущева! Напоминаем Вам, что завтра состоится историодрама «Красный Вольфрам/Электрозаводск», на которую Вы некоторое время назад зарегистрировались. Для участия вам понадобится: - смартфон с доступом к интернету, Часть маршрута пройдет на свежем воздухе. Одевайтесь тепло и удобно. Возьмите термос с чаем. У места сбора, на 3-м этаже ТЦ «Март» есть туалетные комнаты». |
|
Совершенно естественно, что после прочитанного текста мой ответ был положительным. В условленном месте в назначенное время собралось человек 40, в подавляющем большинстве молодые люди до 30. Я был исключением, и мне на шею повесили табличку «Гость», что в переводе на современный русский означает «Халявщик». Я это люблю. Спасибо выбранной профессии.
«Красный Вольфрам/ Электрозаводск» - это театрализованная экскурсия по заброшенному огромному заводу в точном соответствии с призывом великого Владимира Маяковского:
«Вперёд,
в египетскую
русскую темь,
Как
гвозди,
вбивай
лампы!
Шаг держи!
Не теряй темп!
Перегнать
пятилетку
нам бы».
В представлении помимо визионера и танцевального кооператива «Айседорино Горе», созданного выпускницами Академии русского балет имени Вагановой Александрой Портянниковой и Дарьей Плоховой, были задействованы почти 30 человек из числа купивших билеты зрителей. Большинство с удовольствием исполняли порученные им роли, некоторые тяготились публичностью, другие стеснялись утраченной способности читать вслух.
Основными театральными подмостками служили ступени Дворца культуры на Яузе, в котором совсем недавно давал свои спектакли театр «Современник»; рельсы заброшенного железнодорожного пути около изумительного по своей красоте деревянного особняка купца-текстильщика Василия Носова; двор общежития, где жили сотрудники завода. Интересно, что со стороны Электрозаводской улицы фасад дома выглядит вполне добротной пятиэтажной «сталинкой». А во дворе ты видишь трёхэтажное здание бывшей казармы, которое кое-как расширено за счёт пристроек и надстроек. Ну и, конечно, сценой были многочисленные лестничные пролёты, тёмные, грязные коридоры и дворы самого завода.
Кстати, с улицы многочисленные корпуса Московского электролампового завода, который с 2008 года считается закрытым, кажутся заброшенными, но внутри на каждой двери весит табличка какого-нибудь ООО или ИП. В цехах что-то режут, пилят, клеят, дизайнируют, шьют, фотографируют. Здесь есть кафе, закусочные и подобие дискотеки.
О чём же эта промышленная постановка? Это короткий рассказ на примере отдельно взятых работников и иностранных специалистов уникального предприятия об индустриализации и электрификации СССР. О людях, которые принимали в них участие, об условиях, в которых они работали, жили и любили. Об их судьбах, о «благодарности» власти за их самоотверженный труд. О промышленном шпионаже, без которого не было бы ни индустриализации, ни электрификация, ни милитаризации. Технологию волочения вольфрамовой нити пытались выкрасть в течение шести лет, и только с помощью привлечения к сотрудничеству немецких коммунистов-идеалистов проблему удалось решить.
Берлинские концерны Osram и AEG приобрели в США технологию получения вольфрамовой нити диаметром 0,006 мм, которую разработал ещё в 1911 году инженер General Electric Уильям Кулидж. Советская Россия в 1923 году хотела заполучить у немцев эту технологию, но раскошелиться не желала, да и не могла. Тогда за преодоление препятствий, «чинимых буржуями», взялись совместно Коммунистический Интернационал, разведывательное управления Красной Армии Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) и военный отдел компартии Германии.
Через шесть лет, наконец, добыли! Но проблему «лампочки» не решили. Идёт брак, нить рвётся. 20 тысяч рабочих завода - саботажники и фактически вредители! Но их выручил засранец-американец, по-нынешнему пиндос. Страна Советов на три месяца выписывает американского инженера и владельца небольшого производства Leize, который выявил 40 нарушений технологического процесс. И наконец «Ура!» и «Есть та Лампочка Ильича!»
Но не так всё просто, товарищи. Закупленные станки и оборудование стоят в контейнерах, поскольку никто не знает, что с ними делать. И 5 марта 1930 года, за 20 лет до моего рождения Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии Большевиков принял решение вербовать иностранных рабочих для работы в Москве. Более 150 пролетариев с женами, детьми и родителями приезжают работать по контракту на свою беду или погибель.
Конечно, промышленный шпионаж – штука нужная и полезная. И как тут не процитировать нашего бессменного вождя, который в 2019 году на инвестиционном форуме «Россия зовёт!» сказал по поводу технологий добычи нефти сланцевым методом: «Мы подождём, пока американцы истратят деньги на технологии, а потом — цап-царап. Или задёшево купим. Это я пошутил! Цап-царап делать совсем необязательно!»
Цап-царап хорошо иметь под рукой, но плохо делать на него ставку. Дело в том, в условиях социалистического, государственного ведения хозяйства внедрение украденной технологии требует чрезмерно много сил и времени, отвлечения великих умов от изобретений и привлечению их к адаптации чужих идей. Наука становится пассивной и ленивой. Когда же технология освоена, и начато производство продукции, они безнадёжно устаревают. Именно поэтому советская и российская промышленность и наука утратили инициативу, их продукция оказалась не конкурентоспособной, а страна вместо участника научно-технической революции стала её сторонним наблюдателем.
Ну и как мне «вольфрамовое послевкусие»? Если коротко, то хорошее. В общей сложности я сделал более 7 тысяч шагов, взобрался на 6 этаж, то есть на 30-метровую высоту, чтобы спеть давно забытый мною «Интернационал», съел «Батончик» кондитерской фабрики «Рот Фронт».
Задумка мне понравилась. Я бы никогда на пошёл на экскурсию на обанкроченный, пусть красивый и величественный, завод. Но действию не хватает динамики. Чрезмерно затянуты переходы, а заключительный спуск в полуподвал с комарами и ещё какой-то живностью для фотосессии, мне показался лишним. Музыкальное оформление не помогает совершать марш-броски.
За два с половиной часа я увидел и узнал много интересного. Про немецких и венгерских рабочих, которые отказались от «спецбуфетов» и ели со своими советскими братьями. Про чекиста Николая Булганина, добравшегося до поста председателя Совета министров СССР. Про Нину Петровну Кухарчук, бабушку профессора Хрущевой, которая на заводе заведовала парткабинетом. Про безвинно осуждённых Желязника, Коха, Ольриха и расстрелянного Гайслера.
У меня возник только один вопрос к самому себе: «Стоило ли ради этого путешествия на два часа в 20-е годы 20-го века жертвовать телевизионным вояжем на два часа в Калининград на Суперкубок России по футболу 21 года 21 века?»
Думаю, да! Вот!
Игорь Макурин,
Суть событий
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: