В этом издании сошлись два гения на пике творческих сил: классик русской литературы с мировым именем и звезда андеграундной культуры, художник-авангардист, взорвавший своей экспрессией официальное советское искусство. Они оба отклонились от магистрального, «классического» пути (один — от пушкинской ясности, второй — от соцреализма), оба нередко вызывали на себя огонь критики, оба были во всех смыслах новаторами для своей переходной эпохи.
Анатолия Зверева (1931–1986) считают первым русским экспрессионистом. Сам Пикассо отзывался о нем как о самом великом русском рисовальщике, а Роберт Фальк говорил, что каждое прикосновение его кисти священно. Сегодня полотна Зверева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном историческом музее.
Николай Гоголь был любимым писателем Зверева, чья «гоголиада» — одно из самых неординарных явлений в искусстве ХХ века. Художник создал огромную галерею рисунков практически ко всем произведениям Гоголя, которые хранятся в частных коллекциях, в том числе — в Музее Анатолия Зверева (Музее AZ) и в Музее Игоря Маркина ART4. Именно здесь были найдены ранее неопубликованные иллюстрации к повести «Майская ночь, или Утопленница» (входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана в 1829–30 гг.).
В настоящем издании представлено три десятка черно-белых рисунков пером — фирменный почерк Зверева, виртуозно владевшего этой техникой и стремившегося запечатлеть кинематографичность гоголевского текста. Перед читателем — дерзкий артистический эксперимент, который проявляется на всех уровнях: от выбора сюжета и ракурса до техники исполнения. Например, нередко для создания экспрессивного образа Звереву достаточно было прочертить линию ногтем, а потом растушевать ее пальцем.
Предисловие к книге написал искусствовед, кандидат наук Сергей Соловьев, который справедливо заметил: «Эти иллюстрации возвратились к зрителю и открываются заново в очень важное время. Сегодня, судя по тому, что происходит в кино и театре, молодые художники пытаются „перезагрузить“ Гоголя. Сделать его современным и своевременным: мастером триллера, хоррора, ромкома... Сам Николай Васильевич предсказывал, что каждое следующее поколение будет заново открывать классику, удаляя с нее школьную пыль и наслоения банальностей. Ради этого, как считал Гоголь, стоит идти на художественные эксперименты».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.