14 ноября стратегический подводный крейсер «Владимир Мономах» произвел залповую стрельбу двумя стратегическими ракетами «Булава» из акватории Белого моря. Это был испытательный пуск.
Все дно этого полярного моря испещрено множеством датчиков, которые позволяют получить самую полную информацию о подводной лодке и выпущенных ею ракетах. Одна ракета отклонилась от заданной траектории.
«Причиной неудачного запуска одной из двух ракет Р-30 «Булава» в залповом пуске с ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПК СН) К-551 «Владимир Мономах» стало повреждение, полученное ракетой при старте. Это привело к отклонению от заданной траектории и невыполнению полетного задания, вследствие чего боевые блоки пришли в полигон с недопустимым разбросом.
«На одном из этапов подготовки изделия была допущена ошибка, что привело к повреждению ракеты при выходе из шахты и последующему отклонению ракеты и боевых блоков от заданной траектории» — сообщил источник. Он сообщил также об отсутствии претензий к изготовителю ракеты».
Представляется, что эта трактовка далека от истины. Если бы «Булава» действительно задела часть корпуса ПЛ при старте, то внесенное отклонение от заданной траектории можно было бы исправить с помощью астрокоррекции или системы ГЛОНАСС. Скорее всего причиной неудачного пуска был плавающий отказ в системе управления. Отчего этот «исчезающий дефект» уже не первый раз проявляет себя в испытательных пусках и почему таких отказов нет в недавно испытанных в боевых условиях ракетах «Калибр», стоит рассказать подробно.
Что напугало НАТО в ракете «Калибр»?
После залпа 26 российских ракет «Калибр» имел место синдром паники в НАТО с ярким технологическим оттенком.
Попытка западных СМИ принизить успех наших моряков дезинформацией об аварии четырех из 26 ракет свидетельствует: во-первых, об утрате иллюзий в оценке возросшей способности РФ обеспечить конструктивную надежность и боеготовность ракет; во-вторых, - о снижении конкурентоспособности «Томагавка» с его псевдорекламой надежности и эффективности.
В-третьих, о зародившихся сомнениях в эффективности виртуальных сетецентрических действий по дезорганизации ракетной отрасли ОПК России.
Сам факт функционирования в РФ кластера технологически сверхсложной системы оружия морского базирования стал информационным прорывом в ракетно-ядерном противостоянии с США.
Стратегия перехода США в технологическое наступление сочетала информационную блокаду и беспрепятственный трансферт передовых знаний и опыта из СССР, а затем РФ. Тактически наступление обеспечивали агентства прорыва - Арпа (Дарпа), Арпанет, Арпа-Э, изоляции и сдерживания - КОКОМ и СОИ. Американцы, умеющие извлекать пользу из своих ошибок и чужого невежества, не только патентуют ключевые технологии российского ОПК, но и направляют науку и образование по ложному пути.
Разрушительная «оптимизация»
Постсоветская эпоха явилась ареной полномасштабного препарирования кластеров ОПК по лекалам так называемого контринжиниринга, когда в отлаженный технологический процесс под лозунгом оптимизации внедрялись несовместимые с ним изменения.
Американцы не были бы самими собой без подарка России в виде «секрета», как эффективно освоить миллиарды долларов на провал проекта ракеты МХ («Пискипер»).
Скрытая закладка таких секретов в проект – причина технологической несовместимости процессов, «черных дыр» бюджета, аварий и катастроф.
Призыв к оптимизации процессов конструирования сложных систем вооружений создавал у руководства РФ иллюзию возможности создать универсальное КБ, сфокусированное на технологический прорыв при разработке с «нуля» новых, альтернативных традиционным образцов оружия.
По такой схеме лоббирования, подсказанной американцами, контракт на разработку новой БРПЛ получил Московский институт теплотехники (МИТ), а лидер морского ракетостроения - ГРЦ им. Макеева, как субподрядчик, был вынужден следовать в фарватере заблуждений головного исполнителя.
«Ошибкой века» был отказ от главного принципа ракетостроения - приоритета единого комплекса в пользу «многоитеративного процесса оптимизации составных элементов ракетного комплекса, и, прежде всего ракеты», с привлечением 620 технологически нестандартных предприятий, - половины численности ОПК РФ.
Напротив, ГРЦ им. Макеева объединяет в 20 раз меньшую кооперацию, что не требует применять специальную вычислительную сеть, подобную Арпанет.
Системный порок «Булавы» и ее штатного носителя «Борей» кроется в коварстве субоптимизации, - свойства, когда оптимальность подсистемы не есть условие оптимальности всей системы, что подтвердило американское «чудо» - «Пискипер», ставший для Главного конструктора МИТ Юрия Соломонова образцом совершенства.
Как и следовало ожидать, без единой технологической базы «Булава» осталась для ВМФ «котом в мешке» с вирусом «плавающего» отказа.
Внезапность ракетного залпа
Технологическая внезапность «Калибра» стала возможной на фоне самоуспокоенности американцев успешностью разоружения ракетно-ядерных сил РФ (статья: «Технологическое разоружение стратегических ядерных сил России»).
Однако субоптимальный подход к производству (аналогу «Булавы» - «Посейдону-С3» больше 40 лет) сохранил технологически сотни предприятий для более продвинутых кластеров ОПК.
Точность навигации, картография трассы, надежность «Калибра» в полете убедила западных экспертов в наличии кластера, защищенного от санкций и агентов влияния, интегрированного с прорывными организациями типа Дарпа, Арпа–Э (внедрения инноваций в энергетические технологии), Арпанет (вычислительные сети, в том числе нейронные, с наивысшей точностью вычислений), сохранившего опыт и воссоздавшего реверсные и критические технологии.
По западным меркам это говорит о наличии междисциплинарных программ исследований и разработок, математического моделирования, сферы передовых ИКТ и высокопроизводительных средств вычислений.
Такую модель развития эксперты считают угрозой укреплению мирового инновационного лидерства США, включая национальный кадровый потенциал профессионалов, способных к творчеству, ясному пониманию специальности, склонных к лидерству, коммуникабельных, умеющих изложить проблемы в сфере естественных наук, технологии, инжиниринга и математики (НТИМ).
Авторы:
Олег Сергеев, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН и ГРУ ГШ
Владимир Прохватилов, эксперт Академии военных наук, президент Фонда реальной политики (Realpolitik)
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.