Информационный портал «Военный информатор» со ссылкой на источники в министерстве обороны США сообщил, что «вооруженные силы США рассматривают возможность передислокации самолётов радиоэлектронной борьбы EA-18 Growler на авиабазу в Турции для противодействия российским комплексам С-400».
На российскую военную базу Хмеймим несколько дней назад были переброшены российские ракетные комплексы С-400 для обеспечения безопасности боевых вылетов группировки российских ВКС в Сирии.
Переброска американских самолетов РЭБ EA-18 Growler (в переводе на русский – «Ворчун») позволит американским военным проверить возможности этой системы РЭБ по нейтрализации российских систем ПВО, в первую очередь С-400. Мощная РЛС С-400 беспокоит американцев не только в плане текущего конфликта России и Турции. Хотя в случае, если БРЭО «Ворчуна» сможет справиться с РЛС С-400 (по натовской классификации тоже «Growler», то есть «Ворчун»), то наши ВКС в Сирии будут дезориентированы потенциальной возможностью «ослепления» наземных систем наведения, что сделает российские самолеты легкой добычей турецких систем ПВО в случае эскалации двухстороннего конфликта.
Переброска американских самолетов РЭБ в Турцию расширит поле оперативных возможностей для турецких ВВС и наземных средств ПВО и повысит информационную энтропию (неопределенность) для российских.
У американских «Ворчунов» будет и еще одна, возможно, более важная задача. Прикрыть новейшие истребители F-22 от возможности электронного шпионажа со стороны российских средств РЭБ, в первую очередь тех же С-400.
Дело в том, что присутствующие на сирийском ТВД истребители F-22 «Раптор» имеют инновационный радар F-22 AN/APG-77, который работает в режиме НВР (низкой вероятности перехвата - LPI), что делает бесполезными обычные системы СПО/РТР. (The Low Probability of Intercept (LPI) capability of the radar defeats conventional RWR/ESM systems). Это, по замыслу конструкторов, должно позволить самолету обнаруживать воздушные цели в активном режиме, оставаясь при этом не обнаруживаемым в реальном времени современными системами радиотехнической разведки (РТР) и системами предупреждения об облучении (СПО).
Радар AN/APG-77 способен осуществлять активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. В отличие от обычных радаров, которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, используя технику, названную широкополосной передачей. Когда многократные эхо-сигналы возвращаются, процессор обработки сигналов РЛС объединяет эти сигналы. Количество энергии, отраженной назад от цели — на том же самом уровне, как и у обычного радара, но так как каждый импульс LPI имеет значительно меньшее количество энергии и различную структуру сигналов, цели будет трудно обнаружить F-22.
Каждый импульс радара F-22 имеет параметры, сильно различающиеся в широком диапазоне частот и мощности. Поэтому его излучение воспринимается как шум. Снижение импульсной мощности сигнала может привести к тому что он будет ниже порога обнаружения системы предупреждения об облучении цели и цель заметит атакующего позже, чем обычно. По крайней мере, так задумано.
Для реализации подобного метода излучения F-22 снабжен РЛС с активной антенной решеткой, снабженной двумя тысячами приемо-передающих блоков, способных одновременно работать на разных частотах и мощным компьютером с очень сложным программным обеспечением. Аналогов такой системы нет ни у кого в мире.
Однако уменьшение мощности излучения радара не означает ее полного отсутствия. А значит, для обнаружения его сигнала нужно повысить чувствительность приемников СПО. Новая цифровая техника российских производителей вполне на это способна. Конечно, вычислить сигнал от РЛС «Раптора» задача отнюдь не тривиальная. Даже при сверхчувствительных приемниках наверняка будет множество ложных или «зеркальных» срабатываний средств СПО.
Например, система предупреждения об облучении американского F-18E очень часто реагирует на переотраженный от посторонних предметов сигнал и выводит на экран информацию «зеркальную» той, что имеется в реальности. То есть, вместо того, чтобы показать, что радар противника находится слева, показывает, что он справа и наоборот. Понятно, что такие же сложности есть и у наших пилотов.
Но с российскими ЗРК С-400 американцы еще ни разу не сталкивались в боевой обстановке, пусть даже в условиях прокси-войны. Поэтому Пентагон и опасается, что в Сирии российские С-400 могут проанализировать радиокартинку F-22 и сдернуть с него шапку-невидимку.
На российских интернет-форумах специфика работы радара F-22 обсуждается достаточно давно и многие его секреты уже вычислены теоретически. Наши радиоинженеры в частности считают, что «режим работы LPI у APG-77 создан для работы по целям, имеющим системы с устаревшей элементной базой в расчёте, что «допотопные» российские приемники СПО с низкочувствительной электроникой не заметят слабого сигнала».
Если это действительно так, то С-400 реально может принять и расшифровать сигнал радара F-22, что обесценит многомиллиардные вложения в это чудо современных военных технологий. Справится ли перебрасываемый в Сирию американский «Ворчун» с российским, сможет ли летающий постановщик помех EA-18 Growler прикрыть F-22 Raptor от российских суперрадаров, покажет, судя по всему, уж ближайшее будущее.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.