Британская газета «TheGuardian» сообщила, что Билл Бутби, бывший коммодор авиации, который ранее работал в качестве заместителя директора юридического департамента Королевских ВВС Великобритании, как ведущий военный юрист, заявил, что «плащи-невидимки» и другие возможные достижения в области военного камуфляжа могут нарушать соглашения Женевской конвенции.
Бутби обратил внимание на новейшие технологии оптической невидимости, которые могут делать реально невидимыми не только солдат на поле боя, но и боевую технику, например, танки.
Такие технологи основаны на необычных свойствах так называемых метаматериалов.
Метаматериалы имеют отрицательный показатель преломления. Вот как преломляется свет в обычной воде и воде метаматериальной (n - показатель преломления):
В 1967 году советский ученый Виктор Веселаго опубликовал в журнале «Успехи физических наук» статью, в которой выдвинул гипотезу о существовании материалов с отрицательным показателем преломления. Световые волны в них должны двигаться против направления распространения луча. Однако у всех известных веществ показатель преломления был положительным и за нескольких лет интенсивных поисков Веселаго не удалось найти ни одного материала с такими свойствами.
О его гипотезе вспомнили лишь в 21-м веке. Впервые метаматериалы с отрицательным показателем преломления были получены в 2000 году Дэвидом Смитом, сотрудником Калифорнийского университета в Сан-Диего (США). Метаматериалы не однородны, а представляют собой сложные композиции из микроскопических колец, проводов, рулонов. Метаматериалы – это композитные материалы, свойства которых обусловлены не столько индивидуальными физическими свойствами их компонентов, сколько микроструктурой.
Совсем недавно, в конце прошлого года разработали уникальный метаматериал и российские физики:
«Исследователи из Московского физико-технического института (МФТИ) и Института теоретической физики имени Л. Д. Ландау РАН предложили структуру двумерного метаматериала, который необычно преломляет свет. Метаматериал представляет собой микрорешетку, состоящую из ячеек, которые в свою очередь собраны из микроскопических серебряных цилиндров радиусом около 100 нанометров и зазорами между цилиндрами 10 нм. По словам ученых, эта простая структура может работать в оптическом диапазоне, в отличие от более сложных аналогов, работающих в диапазоне микроволн».
Российским ученым удалось создать простой двумерный метаматериал, который эффективно работает со светом с длиной волны 400-500 нм (фиолетовый, синий и голубой). Эффективность метаматериала составляет 80% для отражения света и 70% для преломления.
Это метаматериал представляет собой решетку из серебряных цилиндров нанометрового масштаба. Свет вызывает резонансные колебания электронов в металле, в результате происходит переизлучение света с отрицательным преломлением.
Именно такие метаматериалы применяются в военном деле. Из них можно, например, изготовить «плащ-невидимку», который сделает солдата невидимым. Такой плащ сделает невидимкой даже танк.
Кстати, коммодор Бутби разделяет камуфляж «допустимый» и камуфляж, который нарушает, по его мнению, Женевскую конвенцию:
«Обычный камуфляж помогает сливаться с фоном, что является законным, так как это можно рассматривать просто как технологические приспособление для достижения желаемого результата. Однако, если камуфляж используют солдаты, чтобы притворится некомбатантами, ввести противника в заблуждение и тем самым получить преимущество в атаке, то это уже вне закона в соответствии с положением Женевской конвенции о «Запрещении вероломства», сказал Бутби.
Также вне закона находится злоупотребление символикой миротворцев ООН, защитных или нейтральных опознавательных знаков, а также флагов и эмблем (по всей видимости, подразумевается символика Красного Креста и Красного Полумесяца). Те, кто участвуют в боевых действиях, обязаны носить фиксированный отличительный знак, узнаваемый на расстоянии и открыто носить оружие. Именно эти условия могут быть нарушены, если стелс-технологии получат дальнейшее развитие.
«Если оружие участника боевых действий оказывается невидимым, то это уже не соответствует минимальным требованиям конвенции», объясняет Бутби в своей новой книге про оружие и правила ведения боевых действий».
Одной из технологий, против которых протестует Бутби, является Adaptiv — система маскировки, разработанная британской компанией BAE Systems. Система камуфляжа использует модули-шестиугольники, которыми закрывают борта танка или БТР. Модули изготовлены из элементов, которые могут быстро охлаждаться или нагреваться, что позволяет выровнять температуру бронетехники относительно окружающей среды и скрывать ее от тепловизоров.
Танк становится настоящим хамелеоном и может имитировать окружающий его пейзаж или замаскироваться под грузовик или легковой автомобиль, которые будут спроецированы на его бортах. Система Adaptiv может также изобразить на борту танка Красный крест или представить его в виде танка противника. Девиз компании BAE Systems: «Если враг вас не видит, значит он не может в вас стрелять!».
Вряд ли заявление коммодора Бутби остановит развитие инновационных военных технологий. Плащи-невидимки уже сейчас стоят на вооружении ведущих армий, в том числе и российской. Появление невидимых солдат и невидимых танков вызовет поиски средств обнаружения таких невидимок. А если появятся и невидимые в оптическом диапазоне боевые самолеты, то это уже будет настоящая революция в военном деле, сравнимая с изобретением пороха и атомной бомбы.
Поскольку отставание в военных инновациях нежелательно, будем надеяться, что российские физики изобретут плащи-невидимки для наших воинов из материала менее дорогого, чем серебро.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.