Американский журнал «Popular Mechanics» опубликовал статью с устрашающим названием «How the Air Force Will Attack Its Tiniest Enemy: Plane-Corroding Bacteria» («Наши ВВС нападут на своих крохотных врагов: бактерии авиакоррозии»).
«Микробы любят металл», - такими словами автор статьи, Эрик Теглер, начинает рассказ о планах Пентагона по борьбе с биокоррозией, угрожающей огромному парку боевых самолетов, который, как заявила в своем выступлении на ежегодной конференции Ассоциации ВВС США министр ВВС Дебора Ли Джеймс, является самым старым за всю историю американской авиации. Средний возраст американского боевого самолета сегодня - 27 лет. Солидный возраст создает для американского авиапарка довольно много проблем, одна из которых - коррозия.
Если ранее в этом плане обращалось пристальное внимание на температуру и влажность окружающей среды, а также влияние соленой воды, то сегодня специалисты по материаловедению из Военно-воздушной исследовательской лаборатории (Air Force Research Laboratory -AFRL) пришли к пониманию, что органические загрязнения - грибки, плесень, бактерии - наносят более серьезный вред, чем представлялось еще недавно.
Коррозия, которую вызывают живые организмы в летательных аппаратах, возникает из-за наличия влажности, человеческого контакта, из-за использования биотоплива. И микробы, каким бы путем они туда ни попали, просто-таки едят самолеты (the microbes… eating airplanes), драматически восклицает автор.
Поэтому из шести миллиардов долларов, которые ВВС выделяют на борьбу с коррозией, 1,2 миллиарда будет направлено на устранение коррозии микробиологической (microbiologically-influenced corrosion).
Особенность биокоррозии состоит в том, что микроорганизмы могут размножаться не только на поверхности, но и в труднодоступных местах технических устройств, что делает дезинфекцию трудновыполнимой, говорит руководитель группы обработки биоматериалов AFRL Венди Гудсон.
Гудсон и ее коллеги предложили адаптировать для этой цели «универсальную систему обеззараживания биологических агентов» (Joint Biological Agent Decontamination System - JBADS), предназначенную для обеззараживания химического оружия. При использовании JBADS весь самолет нагревается до 180 градусов по Фаренгейту (82 градуса по Цельсию). То есть, истребитель F-16 будет просто поджарен и на некоторое время избавлен от биозагрязнений, резонно отмечает автор.
Исследования AFRL показали, что много проблем создает использование биотоплива. Изготовленное из органических материалов, таких, как растительные масла и животные жиры, биотопливо представляет собой питательную среду для микробов. Это приводит к загрязнению и деградации самого топлива и разложению топливного бака.
Не помогает даже усиленная промывка топливных баков и цистерн. Венди Гудсон также намерена использовать систему JBADS для их биологического обеззараживания.
Прекрасно понимая, что даже после «поджаривания» боевого самолета и разового биообеззараживания, микробы неизбежно вновь поселятся во всех уголках его конструкции, эксперты AFRL рекомендуют проводить все работы по ремонту и обслуживанию самолетов в перчатках.
Прокомментировавший эту статью на сайте известного военного эксперта Тайлера Рогоуэя Дэвид Трейси довольно скептически отнесся к идее «пастеризовать» F-16 в гигантских печках, выразив все же надежду, что эта затея сработает, ведь «более миллиарда долларов за кучку микробов - это не шутка» («is no joke»).
Кстати, комментарии к публикации Рогоуэя оказались более глубокими и содержательными, чем сама статья в «Popular Mechanics». Так, блогер под ником Kaufmania Finally, кстати, доктор наук (Ph/ D) по данной тематике, работающий в управлении военно-морских исследований DARPA, привел фотографии, сделанные им в процессе своих собственных исследований биокоррозии для иллюстрации того, что «эти бактерии могут сделать с углеродистой сталью».
Точечная коррозия - самая опасная изо всех видов коррозии, так как она зачастую не видна невооруженным глазом, и не контролируется измерительными приборами. Это может привести к стрессовым переломам (stress fractures) в областях высокого напряжения стальных конструкций. Подробную математическую модель такого рода разрушений сделали специалисты в лаборатории профессора Реджепа Авси из университета штата Монтана.
Серьезные исследования по изучению биокоррозии применительно к использованию биотоплива в авиации проводит, по словам Kaufmania Finally, Брэдли Стивенсон из университета штата Оклахома. Блогер называет имена еще ряда исследователей, добившихся неплохих результатов в исследовании биокоррозии, так что эти комментарии стоит изучить как отечественным специалистам из Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), так и экспертам конкурентной (и не только) разведки.
Кстати, сами микроорганизмы вовсе не едят металл, как явствует из грамотных комментариев на сайте Тайлера Рогоуэя, и широко доступного справочного материала. Бактерии выделяют так называемые сидерофоры (или сидерофаги - пожирающие железо в переводе с греческого) - вещества, переводящие металл в растворимую форму.
Поголовную «пастеризацию» американских ВВС предполагается осуществить в следующем году, после чего, как говорится, станет ясно, стоила ли игра свеч, и стоит ли российским ВКС перенять зарубежный передовой опыт. Ведь отечественный авиапарк боевых самолетов хоть и не столь велик, как американский, но по возрасту они вполне сравнимы.
Впрочем, у нас всегда были свои, доморощенные методы борьбы с возникающими проблемами. Помню, как году этак в 1985-м шел я по одному из цехов родного космического завода «Прогресс» (ныне РКЦ «Прогресс», Самара) и вдруг вижу: c десяток работниц старательно скребут миниатюрными стамесками огромные алюминиевые цилиндры - секции корпуса ракеты «Энергия», стирая образовавшиеся на блестящем металле черные пятнышки. «Боремся с коррозией», - веско обронил сопровождавший меня начальник цеха. «А американцы тоже свои ракеты скребут? - спросил я. «Нет, у них сплав специальный, который коррозии не поддается»,- ответили мне.
Собственно говоря, можно сколько угодно иронизировать над отечественными технологиями «расшивки узких мест производства», но ведь и современный американский план «кипячения» боевых самолетов не гарантирует, что зловредные бактерии на следующий же день после пастеризации не проникнут вновь во все уголки прокипяченного истребителя. И что произойдет в процессе разогрева до 82 градусов Цельсия с приборами, механизмами и внутриаппаратными жидкостями самолета - одному Пастеру известно.
Так, может быть, лучше все-таки поскрести?
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.