Более двух миллиардов рублей меньше чем за месяц российского проката принесла своим создателям спортивная драма «Движение вверх». Если и дальше пойдет такими темпами, то духоподъемная антиамериканская кинолегенда вполне сможет побить абсолютный рекорд сборов в России, до сих принадлежащий фантастическому боевику Джеймса Камерона «Аватар».
Товарищ Сталин не велел
Смешно сказать, но первый спортивный фильм «Вратарь» появился только на девятнадцатом году советской власти в 1936-м году, и сразу ознаменовался шумным скандалом. Из-за съемок футболисты киевского «Динамо», выбранные режиссером на роль зарубежных звезд - «Черных буйволов»», пропустили матч на Кубок СССР, за что им было присуждено техническое поражение. Руководитель Украины Косиор пожаловался на такой «произвол» Сталину, но великий вождь демонстративно поддержал федерацию. Мол, футболисты должны играть, а не глупостями заниматься. И с той поры вплоть до своей кончины «лучший друг кинематографистов» запрещал тратить деньги и пленку на съемки спортивных фильмов.
Только после смерти диктатора в марте 1953 года негласный запрет был снят, и уже через год в кинотеатрах появилась комедия про футбол «Запасной игрок», в которой дебютировал никому еще не известный Георгий Вицин.
А потом пошло-поехало, когда каждая республиканская студия считала долгом обзавестись фильмом на спортивную тематику. Дело порой доходило до курьеза: в 1963 году даже не склонные к шуточкам-прибауточкам эстонцы сняли свою первую комедию «Укротители велосипедов». Понимая, что с юмором на студии проблемы, «Таллинфильм» пригласил на главные роли «гастролеров» из Москвы во главе с Людмилой Гурченко, сыгравшей изобретательницу новой модели велосипеда .
С той поры эстонцы больше так не шутили, зато на других союзных студиях продолжили снимать спортивные фильмы. Те же самые баскетболисты в 1975 году, когда герои Мюнхена еще играли, обзавелись мюзиклом «Центровой из поднебесья», все песни в котором исполнила начинающая певица Алла Пугачева.
Так несерьезно относились у нас к спорту на экране вплоть до 2013-года, когда вышла комедия «В спорте только девушки». Этакий ремейк «В джазе только девушки» только со студентами, решившимися спрятаться от мафии среди женской сборной по скейтборду в Сочи.
А потом, словно по приказу с самого верха, смеяться над спортом все вдруг перестали. И вместо этого стали штамповать духоподъемные и антизападные фильмы, первым из которых стала «Легенда №17»
Два забытых триумфа
На самом деле, в истории советского баскетбола было целых два триумфа, которые по своим спортивным показателям затмили мюнхенский триумф 1972-го года. Прежде всего, эта победа на чемпионате мира в Пуэрто-Рико спустя всего два года после той мюнхенской олимпиады. Там сильно обновленной советской сборной (из героев Мюнхена тренер Кондрашин взял только обоих Беловых и «антисоветчика» Паулаускаса) противостояла команда США с пятью будущими звездами НБА, уровень которых на порядок был выше той студенческой сборной, что упустила победу в 1972-м. Тем не менее, советские баскетболисты уверенно одолели очень сильную команду со счетом 105-94 и стали чемпионами мира.
Спустя 14 лет, на Олимпиаде в Сеуле, советские баскетболисты снова встретились с американцами, правда, в полуфинале. Та сборная янки была по-настоящему звездной — в разы сильнее и мюнхенской, и пуэрто-риканской. Ее главной ударной силой был сам Дэвид Робинсон, который потом будет признан величайшим центровым в истории НБА. Зато у советской сборной был Сабонис, а также другие «русские парни» из обожающей баскетбол Прибалтики: Куртинайтис, Сокк, Марчюленис и Хомичус. И предельно простая, но очень эффективная тактика. Главное было доставить мяч Сабонису, а уж там поглядим.
Вот так просто и незатейливо советские парни одолели команду будущих суперзвезд американского баскетбола с хорошим счетом 82-76. Потрясенные этой неудачей американцы решили с тех пор отправлять на Олимпиады уже самые серьезные сборные из игроков НБА —«Дрим Тимс» или «Команды мечты». После этого с неопределенностью и вопросами, кто сильнее, в мировом баскетболе было надолго покончено.
Почему же вместо этих реальных, хотя уже и подзабытых триумфов над могучими соперниками у нас решили экранизировать небесспорный по сей день финал Олимпиады-72? Взять хотя бы то, что в обоих случаях нашими главными соперниками оказывались вовсе не янки, а баскетболисты сгинувшей, как и СССР, Югославии. Братья-славяне, на победах над которыми по нынешним временам особого патриотического навара не получишь. К тому же, во время сеульского триумфа костяк сборной составляли звездные прибалты. Так сказать, будущие антисоветчики, отступники и русофобы. Из победы такой команды сделать патриотический ответ МОК и НАТО было бы затруднительно. Получилось, что в истории советского и российского спорта под нынешние пропагандистские скрепы идеально подходили только эти «три секунды».
Когда Гаранжин был Кондрашиным
Шестидесятые-восьмидесятые годы в мужском отечественном баскетболе проходили под знаком постоянного соперничества двух великих тренеров — Александра Гомельского и Владимира Кондрашина. Гомельский тренировал ведущий клуб СССР — ЦСКА, а Кондрашин возглавлял его главного соперника: ленинградский «Спартак». На стороне ЦСКА были все преимущества клуба, финансируемого Советской Армией. И всему этому спартаковцы могли противостоять лишь скромными ресурсами Ленинградской области, да отлаженной годами тактикой игры от обороны. Смотреть игры баскетбольного «Спартака» было в ту пору таким же мучением, как наблюдать за матчами его «клонов» - хоккейного «Химика» и футбольного «Торпедо», а победы на последних секундах с разницей в одно очко стали визитной карточкой баскетбола по-кондрашински.
Так эти антиподы и существовали тогда: ЦСКА побеждал на чемпионатах страны и европейских кубках, «Спартак» из последних сил удерживал второе место. Как лучший тренер отечественного баскетбола, Гомельский в нагрузку еще руководил и сборной СССР.
Национальная команда в те годы всегда входила в тройку сильнейших, и на чемпионате мира 1970 года в Югославии сыграла достойно, финишировав третьей. И все бы ничего, если бы чиновники Госкомспорта не расценили этот результат, как унизительный в год столетия Ленина. На состоявшемся затем «разборе полета» тренеру припомнили все, включая и его происхождение, после чего отправили в позорную отставку. А на его место назначили «вечно второго» Кондрашина.
Владимир Петрович диаметрально отличался от предшественника не только по стилю игры, но и характеру и привычкам. Эпизод «Движения вверх», когда тренер сборной в исполнении Машкова «уходит в астрал» во время полуфинала с кубинцами — вовсе не выдумка. Подобное с интровертом Кондрашином приключалось постоянно. Нередко во время перерывов главный тренер просто замолкал и уходил в транс. Сидел, никого не слыша и ни на кого не реагируя, а потом вдруг пробуждался, делал гениальную замену, благодаря которой и выигрывал матч.
Айба и его команда
До появления «Дрим Тимс» на Олимпиады и чемпионаты мира американцы обычно посылали лучших игроков студенческого баскетбола. Как правило, парней со старших курсов, для которых Олимпиады считались первым этапом пути в НБА. Со «старшими курсами» тогдашний наставник сборной Генри Айба выиграл две Олимпиады подряд (1964 и 1968 гг), и даже был включен в Зал баскетбольной славы США. Айба так уверовал в превосходство и свой талант, что на третью Олимпиаду решил привезти и вовсе зеленых юнцов — первокурсников и второкурсников. Если вы посмотрите запись матча на «Ютубе», то заметите, какими салагами выглядели тогда янки в сравнении с советскими баскетболистами. Но это еще не все. Летом 1972 года Айба неизвестно зачем повез полудохликов на Гавайи, где его парни в условиях тропиков постоянно бегали многокилометровые кроссы и играли с командами ветеранов НБА. Одним словом, загнал своих ребят Айба так, что большую часть олимпийского турнира они еле волочили ноги. И на финал у них уже не осталось сил.
Их знали только в лицо
Были у мюнхенской драмы еще несколько героев, которые оказали прямо-таки судьбоносное влияние на тот матч. Прежде всего, это бессменный генеральный секретарь Всемирной федерации баскетбола — ФИБА — Уильям Джонс. Или как говорят о нем в фильме «джентльмен с бабочкой, который знает лучше всех правила». Как всякий потомственный британский аристократ, он с раннего детства презирал американцев и всегда был готов подложить им свинью. А еще он не скрывал симпатий к СССР, хотя больше всего любил все же «Столичную». И так ее привечал, что во время одного из приемов в канун Олимпиады-80 допился до инсульта. В тот же вечер, по свидетельству очевидцев, генсек ФИБА будучи изрядно навеселе, совершил поступок, который противоречил всем должностным инструкциям. Самовольно спустился к судейскому столу, и, используя служебное положение, заставил арбитров добавить к матчу лишние три секунды. Лишние — потому что во время предыдущей попытки советские баскетболисты их уже отыграли. В результате игра продолжалась 40 минут чистого времени, плюс еще три секунды.
Вторым тайным героем того финала стал венгерский спортивный чиновник — доктор Ференц Хепп, который в ту пору тесно сотрудничал с Управлением государственной безопасности Венгрии. На нем, как председателе апелляционного жюри, лежала ответственность: утверждать результат скандальной развязки, или, как позволяли правила, провести на следующий день переигровку. Однако жюри из представителей соцстран — Польши, Кубы и Венгрии — (против двух «западников» — итальянца и пуэрториканца) со счетом 3-2 утвердило скандальный результат финала.
И, наконец, едва ли не героем той драмы №1 чисто случайно оказался хорошо нам всем знакомый Йозеф Зепп Блаттер. В то время будущему президенту ФИФА было уже 36 лет, и он не слишком преуспевал в жизни. Иначе бы не нанялся на Олимпиаду-72 в качестве судьи-хронометриста на баскетбольный турнир. Основное время финала швейцарец отработал четко, без особых ляпов. Но на когда на табло оставалось все ничего, он сыграл свою роковую роль. Потом, конечно, Блаттер будет утверждать, что пытался выставить на табло те самые три секунды, но сигнал не проходил. Но руководство как МОК, так и ФИБА в его версию не поверило, и после тех событий навечно отстранило Блаттера от судейской работы.
Казалось бы, с таким резюме Блаттер был обречен работать гардеробщиком или, если повезет, таксистом. Но сразу после Мюнхена Зепп Блаттер неожиданно разбогател. С неожиданно свалившимся на него деньгами швейцарец распорядился довольно странно — вложил их в загибавшуюся тогда Международную федерацию футбола. В благодарность за такую щедрость бывшего хронометриста президент ФИФА Жоао Авеланж назначил руководителем группы технических спонсоров. И тем запустил Блаттера в свой огород на долгие годы!
Реванш Михалкова
Тут самое время вспомнить, что «Движение вверх» было создано на студии ТРИТЭ, которая принадлежит самому известному в наше время «усачу» страны — Никите Сергеевиче Михалкову. Не секрет, что со спортом на экране тот никогда связан не был (эпизод в фильме Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» - не в счет). Для титана, постоянного думающего о вечном, обращать внимание на примитивную забаву простого люда было ни к чему. Но обстоятельства вынудили. Особенно после того, как две его последние «эпохалки» («Утомленные солнцем-2» и «Солнечный удар») с треском провалились. А сподюсированная в порядке эксперимента на ТРИТЭ (Творчество, Товарищество и Труд) «Легенда №17» с Данилой Козловским вдруг стала супер-хитом в России. Вот тогда Никита Сергеевич и осознал всю ценность патриотического спортивного кино.
Чтобы там ни утверждал главный режиссер Антон Мегердичев, но именно стараниями многоопытного Михалкова «Движение вверх» превратилось в динамичную картину в 133 минуты. Говорят, что Никита Сергеевич самолично вырезал из подготовленного материала 45 минут. Именно босс ТРИТЭ заставил ввести в фильм любовную линию, эпизоды с главным спортивным начальником в исполнении своего любимца — Сергея Гармаша, и еще убедил режиссера сделать несколько знаковых изменений в картине, после которых зритель буквально влюбился в нее.
После такого триумфа Михалков из замшелого телепроповедника снова превратился в успешного кинопродюсера. А уж после того, как этой весной на экраны выйдет еще один потенциальный мега-хит «Тренер» (о том, как молодой наставник выводит сборную России в финал домашнего чемпионата мира по футболу), Михалков, гладишь, снова станет великим!
Александр и Александра
Именно Александр Белов стал главной жертвой как той драмы, так и ностальгически-патриотического шедевра, который вышел на экраны спустя сорок лет. Начнем с того, что настоящий Белов в 1972-м году был еще здоровым парнем, у которого не было никаких проблем с сердцем. Как и не было невесты из сборной СССР. Женский баскетбол появился в программе Олимпиад только через четыре года, а с будущей женой Александрой Овчинниковой он познакомился только через два года.
Тот «золотой бросок» дорого обошелся Александру. Сразу два больших начальника — министр обороны Гречко и министр внутренних дел Щелоков — пожелали заполучить героя в свои клубы, ЦСКА и, соответственно, московское «Динамо». Многие месяцы парню приходилось жить как подпольщику, не ночевать дважды в одной квартире, избегать контактов с родителями, и тренироваться по индивидуальному графику. От рекрутского набора Белова спасало только то, что председатель КГБ Андропов, будучи хронически больным, не любил спорт во всех его проявлениях. И еще долго «скрывался» бы Александр от столичных «рекрутеров», если бы у него не возникли проблемы с таможней.
Тогдашние мытари обычно закрывали глаза на то, что известный баскетболист вывозит три-четыре банки с икрой и пару бутылок «Столичной», чтобы сбыть их на Западе по демпинговым ценам (25-30 долларов икра и 5-10 долларов — водка). Казалось бы, мелочь, но для спортсмена с суточными в два «бакса» и премией за историческую победу на Олимпиаде в 200 долларов, это была существенная прибавка. Появление в его жизни Александры заставило Александра переключиться на вывоз куда более прибыльных икон. Знакомые таможенники были готовы закрывать даже на такие шалости кумира, но тут вмешалось вездесущее КГБ, сочтя бизнес Белова за контрабанду «произведений искусства в крупных размерах».
Первый раз Александра поймали еще в 1974 году, когда он пытался провезти только одну икону, и тогда его лишь пожурили. Но в январе 1977 года спортсмен повторно попался на попытке вывоза уже трех икон. На вырученные деньги он хотел купить Александре свадебное платье в Париже. Кара последовала незамедлительно - Белова лишили звания заслуженный мастер спорта, стипендии, и вывели не только из состава сборной, но и «Спартака». И, что самое печальное, запретили тренироваться, и вообще играть в баскетбол.
Тогда-то сердце баскетболиста, разом лишившееся привычных нагрузок, и стало пошаливать. В эти страшные годы с ним остались только два человека — тренер Кондрашин и любимая девушка Александра, которая демонстративно расписалась с превратившимся в изгоя любимым. Только вот сердце гиганта это уже спасти не могло, и в октябре 1978 года в возрасте 26 лет он скончался от редчайшей болезни — саркомы сердца. Тем самым избежав сомнительного удовольствия увидеть, как создатели фильма «Движение вверх» изобразят их с Александрой первый секс на полу.
А вот Александре, дожившей до наших дней, такие эротические фантазии создателей фильма не понравились категорически, и она вместе со вдовой Кондрашина попадала в суд на создателей мега-хита. Впрочем, как вы понимаете, шансов у обоих женщин немного — победителей у нас не судят.
Жертва соцзаказа
Когда у режиссера Мегердичева теперь спрашивают, как можно было снять картину, в которой на один правдивый факт приходятся пять, высосанных из пальца, то формальный создатель «Движения вверх» начинает объяснять, что он де выполнял социальный заказ — пробудить в стране баскетбольный бум и заставить юных россиян заняться баскетболом. Идея, что и говорить, замечательная, но запоздалая. Даже если несколько миллионов мальчишек под впечатлением «Движения» придут в баскетбольные залы, все равно вырастить из них конкурентов американцам нам в ближайшие десятилетия не удастся. Тем более, при тех порядках, царящих ныне в отечественном баскетболе, когда все прежнее руководство федерации подалось в бега, а им на смену пришел бывший игрок НБА с репутацией подкаблучника, не способного и шагу ступить без согласия своей жены. Той самой, которая когда-то ввергла всю Америку в ступор, объявив, что ради крепости семьи позволяет мужу раз в год изменять ей.
Чем не материал для сценария нового баскетбольного мега-хита под названием «Движение вниз»!
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.