С 5 декабря 2010 года по 7 августа 2012-го Роскосмос потерпел шесть сокрушительных неудач при запуске космических аппаратов. Неужели крылатому, жизнеутверждающему, гагаринскому кличу «Поехали!» приходит гнетущее, беспомощное и беспросветное «Приехали».
5 декабря 2010 года были утрачены три спутника Глонасс-М, завершающие формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Запуск осуществлялся с космодрома Плесецк при помощи ракеты-носителя Протон-М с использованием разгонного блока ДМ-3. Сумма убытков составила 2,5 миллиарда рублей. Небольшая их часть в размере 105 миллионов рублей была покрыта страховой компенсацией ООО «Страховой центр Спутник».
18 августа 2011 года телекоммуникационный спутник Экспресс АМ-4 массой 5,755 тонн не вышел на связь в расчетное время. Его выводила на орбиту такая же ракета Протон-М, но с другим разгонным блоком Бриз-М. Запуск происходил с космодрома Байконур. После четвертого (из пяти) включения разгонного блока внезапно прекратилась передача телеметрической информации, и спутник был потерян.
Вместе с ним российские граждане лишились пакета мультисервисных услуг, включающих цифровое телерадиовещание, видеоконференцсвязь, передачу данных и доступ к сети интернет на основе самых современных технологий. Кроме того, благодаря установленному на борту оборудованию спутник мог бы обеспечивать покрытие всей территории РФ и приграничных стран. Он должен был трудиться на орбите не менее 15 лет, но не вышло.
В результате Россия не использовала блестящую возможность войти в мир высоких телекоммуникационных и информационных технологий. Она оказалась отброшенной назад в своем развитии на несколько лет. Моральный ущерб усугублялся потерей 7,5 миллиардов рублей. Но поскольку убытки полностью покрывались суммой страховой компенсации компании Ингосстрах, потужили, погоревали и успокоились.
Да так, что следующий неудачный запуск грузового корабля Прогресс М-12М, случившийся 24 августа 2011 года, и вовсе не застраховали. Ракета Союз-У прекратила свой полет в безвоздушное пространство уже на 325 секунде из-за отказа двигательной установки. На этот раз были зафиксированы убытки в размере 3,2 миллиарда рублей.
Амбициозный проект исследования одного из спутников Марса с помощью межпланетной станции Фобос-Грунт также окончился неудачей. Отправленная в космос 09 ноября 2011 года, она не смогла покинуть околоземную орбиту и выйти на заданную траекторию для полета к Марсу. Станция успешно отделилась от ракеты-носителя Зенит, но не сработала маршево-двигательная установка, как потом выяснилось, по причине программной ошибки.
Сей печальный факт повлек за собой убытки на 5 миллиардов рублей. А страховка Русского страхового центра компенсировала всего 1,2 миллиарда рублей. «Страхуй - не страхуй, а они все равно рано или поздно падают, частично сгорая в атмосфере. А страховка немалых денег стоит, так и в трубу недолго вылететь», - подумали в Роскосмосе, и решили запуск спутника нового поколения Меридиан-5 не страховать вовсе.
Ракета-носитель Союз-2 имела разгонный блок Фрегат и неполадки в двигателе. Она взлетела с космодрома Плесецк 23 декабря 2011 года и почти сразу самоуничтожилась. Разбившийся вдребезги спутник стоил 2 миллиарда рублей.
А вот, превратив 7 августа 2012 года в космический мусор спутники Экспресс-МД2 и Телком-3, Роскосмос сумел заработать. Вначале все шло по знакомому сценарию – Байконур, Протон-2, разгонный блок Бриз-М, нештатная работа блока, не та орбита, мусор. Затем появились вариации. То, что последний запуск космических аппаратов закончился неудачей – дело очевидное, а то, что Роскосмос сумел еще и заработать на этом – невероятное. Потеря обоих бесполезных теперь для использования спутников обошлась Роскосмосу в 6 миллиардов рублей. При этом российский спутник Экспресс-МД2 был застрахован Ингосстрахом на сумму 1,1 миллиарда рублей, а сделанный по заказу Индонезии Телком-3, страховали сразу две компании – АльфаСтрахование и индонезийская JASINDO на 5,7 миллиарда рублей.
Общая сумма причитающегося Роскосмосу страхового возмещения составляет 6,8 миллиардов рублей, в то время как сумма понесенных им убытков – 6 миллиардов рублей. Таким образом, Роскосмосу впервые удалось заработать на производстве космического мусора 800 миллионов рублей. Хороший бизнес. Жаль, что предпринимательский потенциал нашей космической отрасли открылся с некоторым опозданием.
Последняя неудача, которая произошла на фоне успехов американского марсохода, с одной стороны, подействовала угнетающе на общественность, решившую, что деньги, выделенные на спутники, разворовываются, а вместо них запускают пустые болванки. С другой стороны, она, буквально, взбеленила правительство. Мы наблюдаем жесткую реакцию с конкретными кадровыми решениями. Отправлен в отставку генеральный директор ГКНПЦ имени Хруничева Владимир Нестеров. Именно он выбран крайним. Но глава Роскосмоса Владимир Поповкин находится на своем месте и деловито проталкивает идею создания космической госкорпорации.
Эксперты скептически относятся к этой затее, так как, по их мнению, руководить отечественной космонавтикой должно национальное агентство, контролируемое правительством. В дебрях подобной госкорпорации вообще никаких концов нельзя будет найти. Космическая отрасль испытывает накопившиеся за последние два десятилетия острые системные проблемы, присущие всей российской экономике. Их невозможно решить одним махом, уволив несколько человек, или затеяв очередную реорганизацию.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.