В конце прошлой недели произошел ряд уникальных событий на валютном и фондовом рынках. В пятницу на конец торгов на ММВБ курсы доллара и евро стремительно преодолели планку 50 и 62 рубля, соответственно. Курс доллара расчетами 01.12.2014 составил 50,4085, а евро – 62,8500 рубля. Индекс РТС разменял 1000 пунктов, опустившись до уровня – 974,27. Распухшему от валютной переоценки индексу ММВБ такая перспектива пока не угрожает – 1533,18 пункта.
Некоторые аналитики по инерции поспешили назвать происходящее как преодоление психологически важных отметок, но я бы не стал этого делать. Просто круглые цифры, и больше ничего. Нет в них никакого психологического эффекта, кроме повода отметить. И так все ясно. В интервью радио «Эхо Москвы» 17 ноября глава минэкономразвития Улюкаев показал на пальцах как правительство, и Банк России рассчитывают ежедневный курс национальной валюты, исходя из колебаний цены на экспортируемую Россией нефть марки Urals. Когда ведущий передачи Венедиктов заподозрил его в лукавстве, он сказал:
- Какое же это лукавство-то. Смотрите, у нас с вами среднегодовой курс рубля к доллару был, на этот год запрогнозировали 37. Цену взяли, предположили, что будет 100 долларов за баррель. Перемножаем на 37, получаем 3 тысячи 700. Цена на нефть ушла вниз, а рубль к доллару ушел вверх. Теперь мы имеем 77 или 78 долларов за баррель и 47 или 48 рублей за доллар. Перемножаем эти две цифры, получаем те же самые 3 тысячи 700. То есть рублевая цена нефти ровно такая же сейчас, как было в начале года.
Можно по-другому считать, но и эта нехитрая формула исправно работает. Используя ее, любой человек может рассчитать и проверить с начала года насколько точно динамика курса рубля соответствовала изменениям цены на российскую нефть. Это соотношение было резко сломано в первую декаду ноября. Курс рубля полетел вниз гораздо быстрее цен на нефть. Было много шума, возник ажиотаж, выступали председатель ЦБР Набиуллина и, что любопытно, министр финансов Силуанов, мол, все будет нормально. ЦБР запустил 17 ноября валютный СВОП на разумных условиях, прижал рублевую ликвидность, пообщался с крупными экспортерами, постращал через СМИ "неведомых" спекулянтов. Сразу все вернулось на круги своя - похоже, что к тому времени минфин уже успел закончить свои сделки.
Когда мы слышим о спекулятивных атаках, надо понимать, что на нашем валютном рынке погоду делают крупные игроки - российские корпорации и банки, в основном государственные. На курс также влияют скупка валюты Минфином и валютные операции самого мегарегулятора. Банку России известно кто, когда атакует, и курс сейчас под его контролем. В этой связи как-то неловко называть текущее состояние рубля свободным плаванием. Точнее будет ежедневное ручное приведение курса рубля к заданным бюджетным параметрам. Так что никакого свободного плавания нет. Рубль, не выводя из валютного коридора, привязали к цепи и бросили в бочку с нефтью. А после стали таскать его туда-сюда до тех пор, пока не утонет, или не научится плавать самостоятельно.
Главная же проблема состоит в том, как вытянуть баксы и евро из-под матрацев населения в условиях угрозы глубокого, возможно фатального падения цен на нефтяном рынке. А в остальном даже какая-то стабильность появилась. Каждый может проверить соблюдение правил игры.
Например, по оригинальным расчетам автора, в декабре очищенный от спекулятивных факторов курс доллара при цене нефти Urals $70 за баррель должен составлять 51 рубль, при $65 – 55, а при $60 – 59,5 рублей. Улюкаевский метод дает похожие результаты.
Отслеживайте нефтяные котировки и определяйте курс национальной валюты. В следующем году это будет сделать труднее.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.