globallook.com
Впервые в истории нефтяной эры ОПЕК принял революционное решение – не снижать добычу нефти, хотя прежде 11 решений организации останавливали падение цен. На этот раз саудовские шейхи решили «посмотреть, что будет».
«Впервые они не заткнули дыру пальцем и решили посмотреть, что будет, когда вся вода вытечет. Соревнования отложены до момента новой стабилизации цен», полагает аналитик Дэвид Хафтон, старший брокер Лондонской биржи, - «Эффект будет мощным, падение серьезным, поступок шейхов еще только начал сказываться на экономике». Снижение цен уже проявилось негативно на экономике таких стран, как Венесуэла, Иран и Россия, остальные стоят в очереди. «Цены на нефть достигнут дна весной 2015 года, а до того момента возможны разные колебания», - полагает аналитик Morgan Stanley Адам Лонгсон.
Решение Опек, как объяснили европейские и американские экономисты Financial Times, связано в том числе и с американской сланцевой добычей, нефтеносными песками Канады, шельфовой нефтью в Арктике, в Бразилии и Мексике. «Объемы добычи переоценены», - полагает Лоyгсон. По его мнению, стабилизация цен обязательно произойдет, ее не может не случиться – но не раньше середины следующего года. Взаимосвязь доллар-нефть пока еще очень сложна и неустойчива – жизнь становится дороже для стран, зависящих от импорта, стран, чьи валюты не конвертируемы и курс доллара плавает. Лонгсон предрекает в связи с этим возможность серьезных изменений в мире, локальных социальных взрывов.
Падение цен на нефть постепенно начинает воздействовать и на международный рынок – высыхает поток долларов, поступавших ранее из стран, существующих на нефте- и газодоходы. Инвестиционная активность нефтедолларов по идее, при столь сильном сбросе цен, должна снижаться заметно, однако значительная их часть хранится в офшорах, поэтому разделить потоки нефтедолларов от просто валюты весьма сложно. Аналитики полагают, что это может привести к непредсказуемым и внезапным изменениям на рынках – так называемым «бифуркациям». Общие накопления от доходов нефти, скопленные Норвегией, Саудовской Аравией, Кувейтом, Катаром и Россией приближается к 3,5 триллионам долларов – для сравнения Резервный фонд Китая составляет 4 триллиона. Что будет, если вся эта масса придет в движение?
Однако все крупнейшие составители экономических прогнозов единодушны – нефть, как один из системообразующих факторов в мире денег и товаров уходит, ее значение в роли черного золота падает, и вряд ли уже вернется. А ведь на этой роли успели сформироваться целые экономики – Саудовская Аравия, Россия, пожалуй, только Норвегия, в силу европейского склада, смогла распорядиться нефтедолларами и вложить их не в дворцы и яхты, а в технологии, образование, науку, здравоохранение.
Добавляет свое слово и наука - разработка новых технологий неизбежно ведет к изменениям цен на нефть и падению объемов накоплений нефтедолларов, снижению объемов циркуляции этих долларов в мировой экономике. Подобный сценарий кончается пертурбациями на кредитных рынках: одновременное увеличение объема поставок и сброс накоплений приведет к разбалансировке кредитной политики.
Некоторые западные и отечественные экономисты строят тревожный сценарий будущего – к 2025 году объем добытой в США нефти достигнет таких размеров, что страна становится полностью независимой от импорта углеводородов. И нефтедоллары прекращают свое существование – на них больше никто не покупает нефть. Энергетическая независимость США приводит к тому, что доллары, накопленные в качестве резервов у традиционных производителей углеводородов, таких как Саудовская Аравия, Россия или Мексика стремительно обесцениваются, и нарушают глобальное политико-экономическое равновесие. Нефть некому продавать, а продавать больше нечего – это настоящий апокалипсис для некоторых стран.
Но пока до апокалипсиса еще далековато, да и прогнозировать всерьез на 10 лет вперед никто не решится. Согласно новой теории, разрабатываемой сразу несколькими экономистами, активы, закупаемые на нефтедоллары, уменьшаются при падении цены нефти и спроса на нее. В 2015 году объемы таких активов снизятся на 500 миллиардов долларов. Согласно последним наблюдениям, инвестиции, основанные на доходах от высоких нефтяных цен, являются весьма консервативными, они вкладываются в роскошь и недвижимость, и редко возвращаются на рынок, в то время как инвестиции в условиях низких цен вкладываются в ориентированные на потребителя компании и отрасли, попросту в развитие бизнеса, помогают расшириться компаниям с потенциально высокими транспортными расходами.
Экономисты уже предположили осторожно, что падение цен на нефть может наоборот привести к оживлению мирового рынка в целом, и способствовать снижению доли в нем петрократий – экономик, построенных исключительно на потреблении сверхдоходов на нефть в виде импорта всего подряд, неизбежного трудного превращения их в развитые экономики.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.