Несмотря на то, что пока нет убедительных фундаментальных экономических факторов, способствующих повышению цен на черное золото, в последнее время они значительно превысили провальные котировки января. Нефть марок Brent, WTI и Urals торговались 23 апреля этого года по $65, $58 и $59 за баррель, что выше минимальных уровней середины января на 35%, 25% и 42%, соответственно.
Рынок нефти теряет ориентиры
Цены на нефть WTI за последние три месяца сильно отставали от общей динамики, падая в марте до отметки $43,20 за баррель. Теперь же они растут, так как финансовые трейдеры играют на их повышение с учетом сокращения буровой активности в США, но рыночные показатели все равно остаются слабыми. Тем не менее, к 14 апреля цена нефти сорта WTI – $53,29 за баррель сумела «обскакать» нашу Urals на $0,74, сделав ее на тот момент абсолютным аутсайдером на рынке нефти.
Пока рынок нефти сохраняет волатильность - после глубокого январского провала цены на эталонную Brent и российскую Urals более двух месяцев демонстрировали повышательный тренд и балансировали в основном в диапазоне $50-60 за баррель. Причем наша основная экспортная марка, ориентированная на Brent, с середины марта серьезно отстает от нее по ценам, скатившись к уровням североамериканской нефти WTI.
В этой связи любые экономические прогнозы, в том числе наших монетарных властей, основанные на предполагаемой средней цене Brent, всегда заведомо неточны, поскольку экспортная выручка в РФ поступает главным образом от продажи нефти отечественных сортов Urals и Espo. Если Urals – это смесь нефти из всех месторождений России, поставляемая на экспорт по магистральным нефтепроводам "Транснефти", то ESPO - марка восточносибирской нефти, поставляемая по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в страны Азии, а также на западное побережье США. Сейчас она имеет привязку к эмиратскому сорту Dubai Crude, но торгуется с премией, поэтому по ценовым параметрам находится на уровне Brent.
Все это говорит о том, что привычные ориентиры не работают. Учитывая влияние не снижающегося объема добычи крупнейших мировых производителей черного золота, различных геополитических факторов, а также наращивание нефтяных запасов в США, странах ОЭСР и Китае, от него можно ожидать любых сюрпризов, в том числе неожиданных скачков и провалов.
Хранилища США – самые большие в мире, уже заполнены более, чем на 70%. Рынок нефти разбалансирован, потерял ориентиры и находится под американским контролем. Наращивая добычу и запасы, они легко могут манипулировать ценами и даже его обрушить на какое-то время, если потребуется.
Эксперты о будущих ценах на нефть
Эксперты разошлись во мнениях о будущих ценах на нефть, строя прогнозы от $50 до $90 за баррель Brent в четвертом квартале этого года.
По данным Reuters, интерес к опционам на WTI по цене исполнения $60-$90 за баррель стабильно растет с начала года, и даже спрос на опционы по цене исполнения $100 поднялся почти на 20%, говоря о том, что многие трейдеры делают ставки на рост цен.
«Хотя появились первые признаки улучшения спроса, а число действующих буровых установок упало до минимального с 2010 года, сохраняющийся избыток на рынке, вызванный растущими запасами в США и рекордной добычей в Саудовской Аравии, должен сдерживать потенциальное ралли», - говорится в отчете ANZ.
Аналитики банка Morgan Stanley отмечают, что объем добычи в странах-экспортерах Саудовской Аравии, России и Ливии и снижение спроса на нефть из Западной Африки говорят о слабых фундаментальных показателях.
«Все эти факторы были предвестниками ценовой коррекции прошлым летом», - говорится в отчете Morgan Stanley.
Неспроста многие эксперты пугали, что февральский отскок носил временный характер, и рассуждали о грядущем снижении цен на нефть до $30, $20 и даже до $10 за баррель.
Однако консенсус-прогноз, составленный Bloomberg, предполагает, что ее цена достигнет к четвертому кварталу $68,65, что совсем немного выше текущей фактической цены - $65,28 баррель. Министерство экономического развития РФ также предложило пересмотреть официальный прогноз цен на нефть - $50 за баррель в сторону повышения. Но правительство, в соответствие с наиболее пессимистичными оценками аналитиков, этой инициативе сопротивляется, предпочитая проявлять осторожность. Наверное, правильно делает, поскольку по итогам первых трех месяцев этого года средней цене российской нефти Urals еще расти и расти до $60.
По данным эксперта Минфина Александра Саковича средняя цена российской нефти марки Urals в январе-марте 2015 года сложилась в размере $52,76 за баррель, а в январе-марте 2014 года -
$106,83. Таким образом, произошло снижение в 2,02 раза. В марте 2015 года средняя цена нефти марки Urals составила $54,53 за баррель, что также почти вдвое ниже, чем в марте 2014 года ($106,68 за баррель).
Экономике РФ нужен слабый, но стабильный рубль
С учетом того, что средняя цена нефти Urals в январе-феврале 2015 года составила $51,81 за баррель, налицо определенный рост показателя, непосредственно влияющего на доходную часть бюджета, сальдо торгового баланса и, разумеется, курс национальной валюты, который неожиданно перестал «бегать» за нефтью, и крепнет теперь день ото дня, невзирая на интересы бюджета и отечественных экспортеров. Курс доллара с 6 февраля по 25 апреля снизился на 27%, евро – на 29,5%, а цена нефти Urals - всего на 9%. Это трехкратное опережение по темпам роста в пользу нефтяных котировок очень впечатляет, но многих аналитиков особенно не воодушевляет, и тем более не радует. Ведь явно где-то «десяточка» от курса отвалилась и прыгает по спекулятивной направляющей – то ли чьи-то «гнилые активы» затыкает, то ли кому-то карманы набивает. А может быть и то, и другое, плюс что-то третье на сладкое, и рюмашка «на ход ноги».
Экономический обозреватель американского издания The Washington Post Мэтт О’Брайен считает, что «шокирующий» рост рубля по отношению к доллару, который составил 34% за несколько месяцев, объясняется рыночным эффектом. Однако, по мнению экспертов, российская экономика, в отличие от населения, нуждается в слабом, но стабильном рубле.
Аналитики, опрошенные Bloomberg, изменили свои прогнозы дефицита бюджета РФ с 2,5% в феврале до 2,6% ВВП в марте в связи с тем, что рубль продолжает свое ралли. По мнению экспертов, повышение курса рубля по отношению к доллару на 1 рубль сокращает государственные доходы на 80 млрд рублей.
Цена на нефть $56 за баррель предполагает, что курс рубля по отношению к доллару должен составлять примерно 60 рублей, поэтому текущее укрепление российской валюты «в некоторой степени преувеличено» и представляет собой угрозу для корректировки российской экономики, считают аналитики Morgan Stanley.
Более сильный рубль сводит на нет экономические преимущества, полученные в связи с девальвацией, а это в свою очередь усложняет процесс контроля над бюджетным дефицитом.
Однако это ралли на финансовых рынках имеет мало общего с реальной экономикой. Как раз несколько недель назад государственная статистическая служба сообщила о том, что инфляция в стране достигла самого высокого уровня за последние 13 лет. В феврале цены в сравнении с предыдущим годом выросли на 16,9%. А недавно Всемирный банк значительно понизил прогноз экономического роста в России.
Чрезмерное укрепление национальной валюты ничуть не менее вредно, чем ее резкое ослабление. Об этом все говорят, но ничего толком не делается, или делается наоборот.
Госдолг растет, резервы тают
На фоне оптимистично настроенного рынка правительство делает ставку на размещение ОФЗ. Министерство финансов в этом году может выпустить ОФЗ более чем на 1 трлн рублей в попытке привлечения дополнительных средств, тем самым увеличив государственный долг.
Министерство финансов уже увеличило объемы заимствований почти в три раза, до 126 млрд рублей, рассчитывая, что это позволит ему компенсировать последствия излишнего укрепления национальной валюты.
ГКО и ОФЗ – излюбленные инструменты в экономике России девяностых годов прошлого столетия. Коллапс пирамиды ГКО совпал с дефолтом страны. Сидеть в государственных ценных бумагах – дело нехитрое. Абсолютное большинство банков имели их в своих портфелях. Стриги купоны, закладывай, продавай – и никаких кредитов никому не надо выдавать. Оно все и грохнулось, но многим повезло вспорхнуть на взрывной волне, особенно инсайдерам из коридоров власти.
Нам объясняют, что прошел пик платежей, по внешнему корпоративному долгу, пришедшийся на два первых месяца этого года. Спрос на валюту упал. Крупные экспортеры стали исправно и регулярно продавать валютную выручку, да и налоговые периоды никто не отменял. Население, почувствовав нарастающую рублевую мощь, понесло запрятанные под матрацы и зарытые на садовых участках кубышки с «баксами» и «евро» в банки. Люди стали переоформлять валютные вклады на рублевые, снизился спрос на кредиты в иностранной валюте. Уменьшился отток капитала, и не сегодня-завтра в Россию хлынет приток, попавших под амнистию, или просто уведенных за рубеж с декабрьского перепугу денег. Валюты в стране стало больше – вот и рубль начал набирать вес. И фондовый рынок уже принял часть приблудных средств российских инвесторов, общая сумма зарубежных активов которых оценивается в $2 трлн. Этим объясняется, кстати, и позитивное развитие на российском фондовом рынке. С конца января основной индекс РТС вырос на 35%. Объективный процесс, одним словом.
Простите, но тогда по всем рыночным канонам ЦБР должен скупать излишек иностранной валюты на бирже, чтобы замедлить рост курса рубля. В этом случае, вместо госдолга росли бы золотовалютные резервы страны. Но они не растут, а продолжают падать. С 4 по 17 апреля в закромах мегарегулятора стало на $4,8 млрд меньше. Утешает, конечно, что число круглое – $350,5 млрд, но куда девались деньги, что сразу куда-то утекли, или опять переоценка активов повлияла?
Так бывает при растущем к другим валютам и металлам долларе или продаже какой-то части долларовых активов.
Между прочим, Россия в этом году продолжает избавляться от ценных бумаг американского правительства. Об этом свидетельствуют данные министерства финансов США.
Только в феврале Россия продала казначейских облигаций США на $12,6 млрд, в результате чего общий объем бумаг снизился в январе с $82,2 млрд до $69,6 млрд.
За 12 месяцев объем американских облигаций в российском портфеле ценных бумаг сократился практически вдвое. В начале прошлого года Россия занимала 11-е место в списке основных держателей американских облигаций, а теперь находится на 20-й позиции. Пусть это, допустим, явилось результатом вынужденных мер. Но когда истощатся резервы и суверенные фонды, никакие меры уже не помогут, и это может произойти гораздо быстрее, чем нефтяные котировки «отрастут» до приемлемого для нас уровня.
Регулятор валютного рынка при этом ничего страшного в росте курса рубля не видит. Он отвечает за инфляцию, а не за бюджет и экономический рост. ЦБР не считает, что укрепление рубля по отношению к иностранным валютам представляет угрозу финансовой стабильности, сказал директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев.
Минфину, после операции с ОФЗ, слишком сильный рубль разонравился, ему надо пополнять бюджет на фоне растущей нефти, да и Минэкономразвития ждет снижения ключевой ставки, что должно помочь кредитованию экономики.
«Рубль укрепился даже больше чем нужно. Снижение национальной валюты было связано с «бегством» от рубля, сейчас процесс обратный. Те, кто раньше вкладывался в иностранную валюту, выходят из нее и покупают рубли», - сказал министр финансов Силуанов, выступая с лекцией перед студентами Санкт-Петербургского государственного университета.
Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее заявил, что правительство заинтересовано в предсказуемом курсе рубля без чрезмерного укрепления и ослабления национальной валюты.
«Происходит укрепление нашей валюты, что для целого ряда секторов неплохо, но это снижает наши экспортные возможности, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы курс был предсказуемым, чтобы не происходило ни избыточного ослабления, ни переукрепления рубля», - приводит его слова Интерфакс.
P.S. Курс не должен быть слишком мал или велик. Он должен быть правильным, тогда и с пути никто не собьется, и по дороге никто не потеряется. Он ведь только номинально отправлен в свободное плавание, а по факту устанавливается в ручном режиме. Если не фиги держать в карманах, а проводить внятную денежно-кредитную политику на основе единого экономического прогноза, согласованного со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, то дело быстрее пойдет на лад. А так – сплошная отсебятина, от которой голова кругом идет – бурелом, и редкие, едва различимые прогалины в светлое будущее российской экономики.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.