Фрагмент панорамы "Бородинская битва"
8 сентября была 203-летняя годовщина Бородинской битвы. Не юбилей, конечно, но хороший повод поразмышлять, как могла бы повернуться ось истории, если бы это грандиозное сражение и дальнейшие события имели иной исход.
Сам Наполеон оценивал битву под «Московой» (так ее называют французы) так:
«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Численность обеих армий оценивается разными историками по-разному. Но к концу сражения у Наполеона оставалось в резерве 18 тысяч ( в том числе Старая Гвардия) , а у Кутузова не более 9 тысяч солдат (в частности Преображенский и Семеновский полки).
У французов было серьезное превосходство в тяжелой артиллерии, что давало им явное преимущество. Кроме того, Великая Армия состояла из опытных солдат, прошедших с боями всю Европу, а в русской армии было много новобранцев.
Известно, что Кутузова вынудили дать это сражение. Старый лис хотел бы продолжить войну на истощение, которую искусно навязал Наполеону Барклай-де-Толли. Но Александр I, опасавшийся бунта патриотически настроенных дворян, вынудил его дать французам генеральное сражение.
Тремя годами позже, итальянский дипломат Поццо ди Борго растолковал руководителям антинаполеоновской коалиции, что им не нужно стремиться разбить на поле боя гения войны: сколько с ним не сражайся, он всегда победит. Если, конечно, он будет в добром здравии и настроении. Нужно обыгрывать его иными способами.
Это понимали Кутузов и Барклай, но кроме них – никто. Поэтому Кутузов дал великому завоевателю битву при Бородино.
Если бы не случилось схватки за Шевардинский редут, то русские не успели бы подготовить укрепления и были бы сходу разбиты. Но этого не случилось.
Наполеон намеренно дал возможность противнику укрепиться на позициях, потому что боялся, что русские опять уйдут в свои бескрайние поля и леса и придется гоняться за ними, бесплодно распыляя армию и ресурсы.
Оставив Шевардинский редут, русская армия отогнула левый фланг за реку Каменка и ее позиция приобрела форму тупого угла. Правый фланг, которым командовал Барклай, был намного мощней левого, потому что прикрывал московское направление. Любимец Суворова Багратион командовал слабым левым флангом. Укреплений на левом фланге практически не было.
Убедившись во время рекогносцировки в слабости левого флага русских, Наполеон решил нанести по нему главный удар, применив свой излюбленный прием – косую атаку, военный гаджет, придуманный великим Эпаминондом и отточенный до совершенства Фридрихом Великим.
Наполеон не был бы великим полководцем, если бы не придумал, как замаскировать удар по левому флангу Кутузова. Для обмана неприятеля он решил вначале ударить по центру позиции русских и захватить деревню Бородино. Это отвлекло бы внимание и резервы Кутузова от направления главного удара и атака французов на силы под командованием Багратиона стала бы решающей.
Обойти с флангов русских было невозможно, так как позиция, которую выбрал Кутузов, этого не позволяла. Поэтому Наполеон начал фронтальную кровопролитную атаку на Багратионовы флеши (довольно слабые укрепления) основными силами своей армии. Отвлекающие удары наносились по Утице и Бородину.
Кутузов предвидел такой замысел Наполеона. Академик Тарле приводит подлинные слова Кутузова:
«Когда неприятель… употребит в дело последние резервы свои на левый фланг Багратиона, то я пущу ему скрытое войско во фланг и тыл».
Этот тайный план Кутузов скрыл и от своих подчиненных, что привело к негативным последствиям.
В ночь перед сражением Кутузов усилил левый фланг своей армии, переведя из резерва и передав Багратиону 3-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Тучкова 1-го, а также артиллерийский резерв из 168 орудий, разместив его около Псарёва. По замыслу Кутузова, именно 3-й корпус должен был ударить во фланг и тыл французских войск. Однако, начальник штаба Кутузова генерал Беннигсен, обозревая построение войск, своей волей вывел 3-й корпус из засады и разместил его фронтом к французским войскам. Победитель Наполеона при Прейсиш-Эйлау талантливый Беннигсен не сделал бы так, если бы был посвящен в планы Кутузова.
Вмешательство Беннигсена лишило русских шансов на разгром Наполеона и превратило сражение в настоящую фронтальную мясорубку.
В полшестого утра 100 французских орудий начали обстрел Багратионовых флешей. Одновременно началась атака на Бородино, в конечном итоге остановленная русскими.
Ожесточенные схватки на Багратионовых флешах шли с переменным успехом. В ходе этих боев был контужен маршал Даву и чуть не попал в плен маршал Мюрат. К 10 часам утра флеши оставались в руках русских.
Одновременно в тыл флешам зашел корпус Жюно, но положение спасла конная батарея капитана Захарова, который возможно и послужил Толстому прототипом капитана Тушина. Захаров, увидев неприятеля в тылу, самостоятельно принял решение развернуть орудия и расстрелял противника в упор. Подоспевший корпус генерала Багговута оттеснил французов в Утицкий лес.
В одиннадцатом часу утра Наполеон бросил войска в решающую атаку на флеши. Она была уже восьмой по счету. Понимая, что артиллерия флешей не может остановить противника, Багратион повел 20 тысяч своих войск против 45 тысяч французов в отчаянную контратаку. Завязался ожесточенный бой, который длился более часа, и чаша весов постепенно склонялась на сторону русских. Но в этот момент Багратион был тяжело ранен в бедро и покинул поле боя. Войска были деморализованы, почти потеряли управление, и сменивший Багратиона генерал Коновницын с трудом отвел их в тыл.
Флеши остались за французами. Так, волей случая, русские не воспользовались шансом нанести Наполеону решающее поражение на направлении главного удара, что неизбежно решило бы исход всего сражения.
Как видим, это был уже второй эпизод, когда случайность помешала Кутузову одержать победу при Бородино.
Заняв флеши, французы увидели перед собой сплошную стену русских войск при 300 орудиях и не решились атаковать сходу.
Наполеон перенес натиск в центр русской позиции на батарею Раевского.
Но при этом продолжал атаковать левый фланг русских. Кутузов сменил на левом фланге Коновницына более энергичным Дохтуровым. Лейб-гвардия русских несколько часов подряд отбивала атаки французской пехоты и тяжелой кавалерии южнее села Семеновское. В итоге французам пришлось здесь отступить.
Одновременно со всеми этими событиями разворачивалась битва за Утицкий курган. С самого утра Наполеон послал корпус Понятовского в обход левого фланга русских войск. Здесь оборону держал Тучков 1-й. При поддержке 40 орудий Понятовский захватил Утицкий курган, что угрожало русским тылам. Тогда генерал-лейтенант Тучков 1-й повел войска в контратаку и отбил курган, но сам получил смертельное ранение. Его сменил упорный Багговут, который удерживал курган до тех пор, пока защитники флешей не отступили за Семеновский овраг. Чтобы избежать окружения, Багговут отступил в полном порядке на вторую линию обороны. Таким образом, французы лишились возможности выйти в тылы русских и нанести Кутузову решительное поражение.
Наполеон понимал, что у него есть еще шансы вырвать победу и готовил атаку Старой Гвардии, против которой русские бы не устояли, потому что их позиция была не самой лучшей.
Но в этот момент Кутузов бросил в обход французских позиций казаков Платова и Уварова. Наполеон отозвал с батареи Раевского Евгения Богарне с корпусом Груши, чтобы отбить казачий рейд.
Платов и Уваров вернулись в расположение русских войск, дав возможность Кутузову перегруппировать войска. Почувствовав неуверенность в своем тылу, Наполеон не решился послать в бой Старую Гвардию.
Это был второй случай, когда из рук великого полководца ускользнул шанс одержать решительную победу под Бородино. Причем случай-то тут был ни причем. Настроение Наполеона переменил опасный маневр Кутузова, сделанный русским полководцем вполне осмысленно.
Все это время шли непрерывные бои на батарее Раевского. Она была захвачена пехотой генерала Бонами. Но контратака русских под командованием Ермолова и Кутайсова вернула батарею. Генерал Бонами попал в плен. Кутайсов погиб.
В ходе дальнейших ожесточенных боев, во время которых погиб генерал Коленкур, батарея Раевского была все же захвачена французами.
После этого Наполеон изучил расположение русских войск, которые отступили, но сохранили на всех направлениях сплошной фронт, и отказался от риска бросить в бой свой последний резерв – Старую Гвардию.
Сражение стало затихать. Ночью Кутузов отвел свои войска от Бородино, а позже сдал Москву.
С формальной точки зрения победа французов при Бородино несомненна. Хотя, если вспомнить ход сражения, у Кутузова были шансы разбить Наполеона, ему помешали случайности (вмешательство Беннигсена и ранение Багратиона). У Наполеона же таких шансов не было. Все его атаки были отражены русскими, которые в итоге просто оставили поле сражения, сохранив армию и моральный дух.
В дальнейшем уже никто не вмешивался в действия Кутузова, который очень спокойно и методично выдавил Великую Армию из России, ничуть не пытаясь ее полностью уничтожить. Так как считал совершенный разгром Наполеона выгодным лишь Англии. Кутузов был против похода в Европу, но его преждевременная смерть в австрийском городе Бунцлау помешала осуществлению его гибкой геополитической стратегии, которая могла бы радикально изменить ход мировой истории.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.